Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норма права 2 страница




2.1 юридические факты

2.2 нормы права начинают действовать в конкретной ситуации

2.3 возникают правоотношения

2.4 участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности

 

3 стадия – реализация права, основной элемент – акты реализации права

 

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающую юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Элементы механизма:

1. норма права

2. юридические факты и фактические составы

3. правоотношения

4. акты реализации прав и обязанностей (это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм права – соблюдение, исполнение, использование)

5. акты применения права

6. правосознание

7. правовая культура

8. юридическая ответственность

Цели правового регулирования:

1. поддержание законности и правопорядка

2. оптимальное построение государственных структур и их результативное функционирование

3. реализация прав и свобод человека и гражданина

4. формирование у членов общества правосознания и правовой культуры

Эффективность правового регулирование – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Пути повышения правового регулирования:

1. качество правотворческой деятельности

2. эффективное исполнение этих законов

3. повышение правосознания и правовой культуры

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Тема 1: Происхождение государства, понятие и сущность.

1) развитие первобытного общества, происхождение государства

2) понятие и признаки государства

3) сущность государства

Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей и до возникновения государства и права. Выделяют 3 этапа развития первобытного общества:

1. первобытное стадо – это иерархически построенная родственная группа, характеризующаяся неустойчивыми социальными отношениями. Первобытное стадо постепенно переходит во 2 этап.

2. родовая община – это общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

3. разложение родовой общины:

3.1 военная демократия – социально политическая организация, основанная на существовании трёх неподчинённых друг другу органов управления: вождь, совет старейшин, народное собрание.

3.2 вождество – это тип социально-политической организации, состоящий из группы общинных поселений иерархически подчинённых центральному, в котором проживает вождь.

Экономические отношения. Особенности:

1) присваивающая экономика – она была характера для первобытного стада.

1.1 примитивный характер, связанный с присвоением готовых форм растительных и животных (охота, собирательство)

1.2 коллективизм в производстве и потреблении

1.3 уравнительное распределение продуктов питания

2) на втором этапе (родовая община) происходит половозрастное разделение труда, оно приобретает «производственный» характер, имеет место специализация общин, обусловлена природно-климатическими факторами

3) на этапе разложения родовой общины происходит «неолетическая революция» - переход к производящей экономике от присваивающей, в процессе которой осуществляется преобразование природы и производство пищи (появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля)

 

Особенности организации власти:

На этапе родовой общины появляется власть.

1) носитель и источник власти – род, субъект и объект власти совпадают

2) вопросы, касающиеся всего рода, решаются на общем собрании взрослых членов общины

3) управление повседневной жизнью общины осуществляет избираемый старейшина – самый авторитетный человек данной общины

4) власть опирается на авторитет и обычаи

5) особых органов, должностных лиц и органов принуждения – не существует

Социальные нормы (правила поведения, регулирующие общественные отношения) первобытного общества:

Признаки:

1) регулируют отношения между людьми

2) регулируют типичные ситуации

3) рассчитаны на неопределённый круг лиц, многократное применение

4) носят сознательно волевой характер (связаны с волевой деятельностью человека)

5) закрепляются в сознании членов общества (к нарушителям применялось принудительное воздействие со стороны соплеменников, например, изгнание из рода, но это крайняя мера, крайняя санкция, убежденность в возможности наказания со стороны духов предков, божеств)

6) носят недифференцированный характер, то есть являются мононормами (единая норма) – правило поведения, являющееся одновременно нормами морали, обычая и, как правило, были вплетены сюда религиозные нормы.

Виды социальных норм:

1. обычай

2. ритуалы

3. обряды

4. мифология (предания, сказания и т.д.)

5. религиозные нормы

6. мораль

7. табу (запрет на осуществление каких-либо действий или произношения каких-либо слов)

Возникновение государства носит объективный характер, обусловлено разложением родоплеменного общества в связи с переходом к производящей экономике, которая существенно изменила социальную структуру родовой общины (появляется власть). Таким образом, государство является продуктом внутреннего развития общества. Выделяют следующие закономерности возникновения государства:

- экономические (сам переход к производящей экономике, три этапа общественного разделения труда, отделение ремесла, торговля, переход к индивидуальной трудовой деятельности, появление прибавочного продуктаà появление частной собственности)

- социальные закономерности (формирование патриархальной семьи, родовая община à соседская, дифференциация общества, расслоение на классы, на социальные группы)

- идеологические (возникновение единобожия, появление религии, демографические закономерности)

- психологические (осознание единства общества)

- политические (постепенно общество усложняется и тех властеотношений, которые были, недостаточно и идет формирование системы учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом, обособление слоя управленцев-профессионалов, которые наделяются особыми правами)

Причины возникновения государства:

1) необходимость совершенствования управления обществом, связанного с его усложнением

2) необходимость организации крупных общественных работ

3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых (марксистская теория)

4) необходимость обеспечения общественного порядка

5) необходимость ведения войн (теория насилия)

и др.

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория (божественная) – Фома Аквинский, Августин, Жан Мольтен – государство создал Бог, а правитель – его посредник

2) патриархальная теория – Аристотель, Фильмер, Михайловский – государство процесс развития семьи, а гос власть возникает из власти отца над членами семьи

3) договорная теория (естественная теория)– Гуго Гроций, Джон Локк, Дидро, Радищев, Спиноза – государство возникает в силу договора, который люди заключили сознательно, чтоб преодолеть недостатки естественного состояния

4) теория насилия – Лев Гумплович, Кауцкий, Дюринг Евгений – обусловлено актом насилия, завоевание

5) ирригационная теория – возникновения государство связано с необходимостью больших сооружений

6) органическая теория – Спенсер – природа развивается, эволюционное развитие природы приводит к образованию объединения людей, которые в процессе естественного отбора образуют единый организм – государство

7) психологическая теория – Лев Петражинский, Фрейд, Фроун, Тард – особенности возникновения государства связывают с психикой человека, которые хотят управлять и подчиняться

8) инцестная теория (половая теория)– Левий-Штросс – запрет на кровосмешение

9) расовая теория – Ницше – основная раса, главная, низшая, которая должна быть уничтожена

10)классовая – Маркс, Энгельс – государство – это продукт социально-экономического развития общества

Государство. Несколько подходов:

1. классический подход – это совокупность 3 элементов: власти, территории, населения

2. социологический подход – исходит из формы организации общества на определённом этапе его развития (государство – это универсальная политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления общества)

3. политико-юридический подход к понятию государства – делают акцент на то, что государство – это публичная организация, осуществляющая управление делами общества

4. нормативистский подход – государство отождествляется с содержанием законов о публичной полит власти

5. теологический – в государстве ведущую роль церковь, основная задача такого государства – построить храм божий на земле

6. кибернетический подход – государство – это особая система, обеспечивающая движение информации между субъектами общественных отношений

 

Основа – классический подход.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.

- это единая политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны и издает юридически обязательные веления, обеспечиваемые специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства:

- неосновные:

1) публичная власть (всегда на первом месте) – наличие специального аппарата управления и принуждения

Признаки публичной власти:

А) осуществляется по территориальному принципу

Б) осуществляется особым слоем людей

В) дифференциация органов управления по сфере действия и компетенции

Г) идеологическое обоснование наличия той власти

2) суверенитет – верховенство и единство гос власти по отношению ко всем иным социальным субъектам и независимость во взаимоотношениях с другими государствами

3) территориальная организация населения

4) правовая система (осуществление правотворчества в конкретном государстве)

5) казна и налоги

- дополнительные:

1) наличие армии

2) гос символика

3) единый язык

4) гражданство (подданство)

Сущность государства – главное, что определяет содержание (природу), назначение и функционирование государства в обществе. Что отражает сущность государства? Несколько моментов:

1. в чьих руках сосредоточена гос власть

2. чьим интересам служит гос аппарат (посредством его осуществляется гос власть)

3. чью волю государство отражает

4. характер, формы гос принуждения

Подходы к сущности государства:

1) классовый подход:

- государство есть машина в руках экономическим господствующего класса (существует для подавления сопротивления классового противника)

- государственная власть носит неограниченный характер – никакие иные институты эту власть не могут ограничивать

- право используется только в той мере, в какой это отражает интересы господствующего класса

2) либеральный (общесоциальный):

- государство – правовая форма организации и функционирования публичной политической власти

- решение общих дел, достижение социального согласия, установления в обществе стабильности и порядка

- легальность и легитимность гос власти

- гос принуждение носит правовой характер

 

Главное сегодня в сущности государства – защита прав и свобод человека.

 

Функции государства:

Понятие и классификация функций государства:

В теории государства есть 2 подхода к понятию функций государства:

1) основной – функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих государству формах и методах.

2) функции государства – особый механизм гос воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающие основные направления его деятельности по управлению обществом.

Признаки функций государства:

1. объективно сложившаяся устойчивая предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни

2. в данной деятельности непосредственно проявляется сущность государства и его социальное назначение

3. направление деятельности государства на решения экономических, политических, экологических, социальных и иных задач

4. реализация функций осуществляется в определённых правовых и организационных формах

Факторы, влияющие на содержание функций государства:

1) социальная база государства

2) потребности и интересы населения

3) уровень развития экономической системы общества

4) нравственный и культурный уровень общества

5) национальные отношения в государстве, их характер

6) научно-технический прогресс, информатизация общества и др. (экология, геополитика и др.)

Функции государства необходимо отличать от целей и задач государства:

Функции отражают деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним цели и задачи

Функции государства объективно заданы целями и задачами государства

Функции государства поддержаны эволюции, почему? В связи со сменой целей и задач у государства. В чем проявляется?

А) может функция исчезать, может появляться

Б) может меняться содержание одной и той же функции (например, экономическая функция)

 

Классификация функций государства:

1. По сфере деятельности:

- внутренние функции

- внешние

2. по видам ветвей гос власти

- законодательные (правотворческие)

- управленческие

- судебные

3. по времени действия:

- постоянные (экономические, налоговые, охрана правопорядка)

- временные

 

Основная классификация:

- внутренние – основные направления деятельности государства, обусловленные его социальным назначением, сущностью, целями и задачами внутри страны

- внешние (то же самое, только в международной общении)

 

Виды внутренних функций:

1) политическая – создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, обеспечения народовластия, формирование гражданского общества

2) экономическая – сфера производства, распределение, обмен, потребление материальных благ; установление правовых основ рынка, ценовая политика, обеспечение равноправия форм собственности, пресечение недобросовестной конкуренции, пресечение монополизма, защита прав потребителя…

3) социальная – обеспечение достойной жизни гражданам, поддержка социально-нуждающихся, развитие здравоохранения, образования, учреждений и культуры

4) экологическая – обеспечение рационального экологопользования, охрана окружающей среды, экологическая безопасность

5) налогооблажение и финансового контроля – направление для формирования казны, системы налогов: регулирование рынка ценных бумаг, обращение валютных ценностей

6) обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина

7) идеологическая функция – направление деятельности, которое связано с проведением пропаганды, это вопросы воздействия на общественное мнение через СМИ, государство не должно отходить от идеологической функции, не должно быть цензуры, но и бесконтрольность недопустима

 

- регулятивные (политическая, экономическая, социальная, экологическая, законность и правопорядок, идеологическая)

- охранительные (экологическая, налоги, законность и правопорядок, идеологическая)

 

Внешние функция государства:

Виды:

- интеграция в мировую экономику – обеспечение внешнеэкономических интересов, защита экономического пространства страны

1) участие в международном разделении труда

2) привлечение иностранных инвестиций

3) обмен технологиями

4) координация товарооборота

- оборона страны

1) поддержание достаточного уровня обороны страны

2) обеспечение национальной безопасности

3) защита независимости и территориальной целостности государства

- обеспечение мира и поддержание мирового порядка

1) деятельность по сохранению мира

2) разоружение и ликвидация ядерного оружия

3) сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и преступностью

4) регулирование межнациональных конфликтов

- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем и задач

Экология, космос, болезни, эпидемии, голод – основные мировые проблемы, с которыми связана безопасность планеты. Поддержания сотрудничества международных культурных, научных, образовательных отношений и т.д.

 

Формы осуществления функций государства:

1) правовая

- правотворческая

- правоисполнительная (повседневная деятельность по управлению делами общества)

- правоохранительная

2) организационная

- организационно – регламентирующая – оперативная текущая организационная работа по решению конкретных задач и обеспечению функционирования звеньев гос аппарата

- организационно- хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных гос функций (чтобы гос механизм работал, надо обеспечить его соответствующими средствами работы)

- организационно – идеологическая – это повседневная разъяснительная воспитательная работа по обеспечению выполнения функций государства

 

Типы и формы государства

1. типология государств (формационный и цивилизационный)

2. форма государства:

А) форма правления

Б) форма гос устройства

В) политический режим

 

1. Типология государства

Типология – это его специфическая классификация, предназначенная для выделения всех государств, существовавших в истории человечества и существующих в настоящее время, позволяющая раскрыть их социальную сущность. Существует 2 подхода к типологии государств:

1) Формационный – является традиционным для марксистского обществоведения, в основе формационного подхода лежит понятие общественно экономическая формация, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (тип производственных отношений) и надстройки. В формационном подходе выделяли 5 общественно-экономических формаций:

- первобытно общинное

- рабовладельческое

- феодальное

- буржуазное (капиталистическая)

- коммунистическая

Типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистическое (а общество коммунистическое)

Что положительного? В основе данной типологии лежит экономическая структура общества, которая является наиважнейшей, и она позволяет выделить общие признаки государства, которые не зависят от времени их существования, места дислокации.

Недостатки:

1) однолинейность в трактовке исторического развития государственности, как механической смены одного исторического типа государства другим

2) игнорирование азиатского способа производства (коллективный труд, общественная собственность на землю, гос собственность на средства производства, чиновники, для которых основная собственность – это власть)

3) деление данных типов государства на эксплуататорские и антиэксплуататорские

4) характеристика социалистического типа государства как исторически последнего (дальше государство отмирает), но и рассматривался в данном подходе как высший тип государства.

 

2) цивилизационный – в основе цивилизационного подхода. В основу понятия цивилизация в цивилизационном подходе берутся исключительно духовные, культурные факторы, под цивилизацией понимают социо-культурную систему, которая включает наряду с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, этнические, религиозные основы, степень духовной свободы личности, степень гармонизации человека и природы. Здесь нет одного критерия, много факторов, множественность подходов.

- делят государство:

1)первичной цивилизации – древнеегипетская, японская, шумерская; для них характерно: существенная роль государства, соединение государства с религией в политико – религиозный комплекс

2) вторичной цивилизации - западная Европа, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканскую; особенности: в этих государствах имеется отчетливое различие между гос властью культурно религиозным комплексом, правовое положение главы государства являлось двойственным: правитель достоин всякого повиновения, его власть должна соответствовать законам, иначе она будет незаконной.

- английский историк – философ Арнольд Тойнби, он пометил 21 цивилизацию: египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская, иранская, сирийская, мексиканская и т.д.

- в зависимости от взаимосвязи государства с религией:

1) светское государство – нет государственной религии, свобода вероисповедания

2) теократическое государства – глава государства = глава церкви (относятся многие мусульманские государства + Ватикан)

3) клерикальные государства – где есть государственная религия (Великобритания)

- По приоритетным функциям государства:

1) военные (полицейские)

2) правовые (таких государств нет)

3) социальное государство - любое государство исходя из перевода – общественный – в основе любого государства лежит общество, но здесь, это то государство, которое обеспечивает свои гражданам достойный уровень жизни

- По устойчивости политической жизни:

1) стабильные государства

2) неустойчивые (Россия)

- в зависимости от политического режима:

1) тоталитарные государства (Беннито Муссолини – ввел этот термин) – полное огосударствление всех сторон общественной жизни

2) авторитарные государства

3) демократические

4) либеральный режим (переходный режим; Россия)

- зависимость от уровня развития экономических отношений, в том числе производства и потребления благ (Ростоу; типология обществ):

1) традиционное

2) переходное

3) общество, переживающее процесс сдвига

4) общество, достигшее высоко уровня народного потребления

За что критикуют?

1) за недооценку экономических факторов

2) за то, что это типология не столько государств, сколько обществ

Плюсы: учет множественности факторов в развитии государства

 

2. Форма государства

Форма правления, форма гос устройства, полит режим.

Некоторые авторы под формой государства понимаю форма правления + политический режим, есть точка зрения, что форма государств – это только форма правления (Денисов); есть точка зрения, что форма государства – это форма правления + форма гос устройства; совокупность трёх элементов (представителей больше всего – Читкин)

 

Форма государства – это его строение (устройство), в котором проявляются его основные характеристики и которое охватывает в системе форму правления, форму гос устройства и политический режим.

Факторы, которые обуславливают многообразие формы государства:

1) исторические условия возникновения государства

2) сущность, исторический тип государства

3) соотношение политических сил внутри государства

4) национальный состав

5) территориальные размеры, географические особенности

6) традиции

 

Форма правления:

Форма правления – это организация верховной гос власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Виды форм правления:

1) монархия (единовластие) - форма правления, при которой высшая гос власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Признаки:

1. Персонификация государства в лице главы государства

2. сосредоточение всей полноты власти в лице главы государства

3. срок правления монарха не устанавливается и не регламентируется

4. власть передается по наследству (как правило)

5. монарх не несёт конкретной политической или юридической ответственности за свою деятельность

Виды монархий:

- основные:

1) абсолютная (Саудовская Аравия) – отсутствие представительных учреждений, вся полнота власти в руках монарха; народ бесправен

2) ограниченная:

2.1 конституционная – власть монарха ограничена представительным органом и ограничение закреплено в Конституции:

2.1.1 дуалистическая – наличие в системе органов гос власти представительного учреждения, с которым монарх вынужден считаться при принятии НПА и налогообложения; монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним. (Марокко, Иордания, Бахрейн, Кувейт)

2.2.2 парламентская (парламентарная) - законодательные ограничения власти монарха, который осуществляет представительские функции, а политическую власть осуществляет парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое будет ответственно перед парламентом, а не монархом. Правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах. Главой государства является лидер партии, обладающих наибольшим числом депутатским мест в парламенте. Законы принимает парламент, а подписание закона монархом является формальным актом.

2.2 сословно-представительная – власть монарха ограничивается сословно-представительными органами (она практически себя изжила)

Нетипичные формы:

1. выборная монархия (король избирается на 5 лет – Малайзия; из числа наследственных султанов)

2. коллективная монархия (Арабские Эмираты) – полномочия монарха принадлежат совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов

3. патриархальная монархия – король является вождем племени (Свазиленд)

4. теократическая монархия (Ватикан)

5. монархии британского содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все её функции осуществляются правительством)

 

3) республика (общее дело) – форма правления, при которой высшая гос власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки:

1) коллективное правление, основанное на разделении властных полномочий между различными органами государства

2) деятельность государства, его органов, четко регламентируется законом

3) формирование высших органов гос власти из представителей народа, которые определяются в ходе выборов

4) устанавливается предельный срок пребывания у власти

5) несут политическую и юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей

Виды республик:

1) типичные:

- президентская – жесткое разделение властей; глава государства избирается непосредственно или косвенно населением; президент – глава правительства, правительство формируется президентом, челны правительства несут ответственность перед главой государства, парламент не может выразить недоверия правительству; президент имеет право вето на принимаемые законы; президент не имеет права роспуска парламента, а вот парламент может объявить импичмент президенту (США, Аргентина, Бразилия, Мексика)

- парламентская – верховенство парламента, формирование правительства парламентом на базе партий, получивших большинство депутатских мест; политическая ответственность правительства перед парламентом; возможность досрочного роспуска парламента президентом; президент выполняет представительские функции; парламент может вынести вотум недоверия правительству, либо министру; глава государства избирается парламентом либо коллегией, образуемой парламентом (Италия, Германия, Греция, Исландия, Индия)

2) нетипичные:

- смешанные республики (полупрезидентская репсублика) – сочетание признаков и парламентской и президентской республики – Россия, Финляндия

Признаки:

1) по порядку избрания президента (президентская республика)

2) порядок образования правительства (президентская)

3) ответственность правительства (двойная ответственность) – перед парламентом и президентом

- теократическая республика (Иран, Афганистан)

- суперпрезидентские (президент пожизненный, формальные выборы) – Татджикистан, Заир

- полупарламентские (усложненный порядок выражения недоверия правительству)

 

Форма гос устройства – характеризует территориальную организацию гос власти. Деление территории государства на составные части, их правовое положение, принципы взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Виды форм гос устройства:

1) простые – относятся унитарные государства (самая распространённая форма)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.