Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы




Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

Продолжительность заключительного слова при 2-х часовом семинаре 10-15 минут.

В процессе самостоятельной работы по дисциплине студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями.

Самостоятельная работа студентов весьма многообразна.

Она включает в себя различные формы организации:

1) Самостоятельное изучение учебных курсов. Это - умение слушать и конспектировать лекции, работать над докладами, рефератами, выступлениями на семинарских занятиях, активно участвовать в них, готовиться к зачетам и экзаменам;

2) Работа с научной литературой, изучение нормативных документов, руководящих документов (приказов), изданий СМИ, содержащих материалы, способствующие углублению и расширению знаний по теме;

3) Внеаудиторное изучение и исследование проблем изучаемых учебных дисциплин: участия в исследованиях кафедры, в обсуждениях различных вопросов на конференциях студентов, в конкурсах студенческих работ, в пропаганде научных знаний и т.д.

Особенностью самостоятельной работы по курсу «Юридические лица» является изучение студентами значительного количества международных конвенций, регулирующих различные институты, входящие в систему гражданское право.

Немаловажное значение в организации самостоятельной работы студента играет его режим труда и отдыха. Студент должен уметь планировать свой индивидуальный режим работы и отдыха на предстоящий день или неделю таким образом, чтобы всегда заниматься в часы наибольшей для него работоспособности и рационально использовать отведенное для отдыха время. Для этого необходимо выработать стройную систему организации труда, чтобы на протяжении всего семестра максимально использовать для самостоятельной работы будни, высвобождая выходные дни для полноценного отдыха и углубленных занятий по интересам.

Самостоятельная работа будет более плодотворной, если ей придается целенаправленный характер, если она организуется на научной основе. При этом необходимо обращать внимание на следующие факторы:

1. Целеустремленность, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умением и навыками к самостоятельному творческому мышлению.

2. Систематичность и последовательность в работе.

3. Сочетание высокой требовательности к себе с умением организовать свой режим труда и отдыха.

4. Планомерность в самостоятельной работе.

Самым основным методом самостоятельной работы студента, на котором следует остановиться более подробно, является метод самостоятельного изучения литературы. Место, занимаемое им в процессе обучения, определяется теми особенностями, которые имеет чтение печатного текста по сравнению со слушанием устного изложения. При чтении нет принудительного темпа. Студент сам устанавливает его в зависимости от целей, характера литературного источника и своей подготовленности. Таким образом, при чтении создаются благоприятные условия для всестороннего осмысления и закрепления учебного материала.

Научиться работать с книгой для студента значит, прежде всего, приобрести хорошие навыки самостоятельного изучения учебных материалов. Какова же методика работы с книгой? Ведущие специалисты в области методики отмечают, что работа с книгой требует:

1) Сосредоточиваться на том, что читаешь;

2) «Вынимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;

3) «Охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;

4) Мыслить последовательно;

5) Наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь.

Не утратила своей силы старая истина: книги хороши лишь для тех людей, которые умеют их читать.

Работа над книгой - это работа с карандашом в руках. Различные записи прочитанного дисциплинируют читателя, облегчают его умственный труд, мобилизуют внимание, позволяют выделить главное. Записи - как бы контролируют восприятие прочитанного. Они облегчают запоминание и предохраняют от возможных неточностей.

Преподаватели рекомендуют студента следующие виды записей.

Заметки на полях. Они делаются только на собственных (а не библиотечных!) книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений. У каждого читателя эта система своя, особенная, ибо методы и техника работы над книгой весьма разнообразны и всегда носят печать личного навыка и опыта.

План прочитанного. Он представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста книги. Запись прочитанной книги в виде развернутого плана сделать нетрудно, если материал книги хорошо осмыслен и продуман.

Выписки. Они делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных мест текста книги. Любая выписка, в особенности цитата, должна быть обозначена ссылкой на источник.

Тезисы. Этот вид записи представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги и особенно удобен, когда необходимо выступить на семинаре по содержанию отдельного произведения, рекомендованного преподавателем.

Конспект. В отличие от плана он представляет собой довольно подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр.

Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на четыре типа:

1. Плановые;

2. Текстуальные;

3. Свободные;

4. Тематические.

План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется.

При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре.

Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника в графическом виде.

Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это - наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может не отображать полное содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену.

Перед студентом постоянно стоит актуальная задача - воспитывать в себе умение работать самостоятельно. Это вопрос далеко не новый, но больших успехов здесь можно достичь только в том случае, если подходить к нему творчески, постоянно совершенствуя навыки самостоятельной работы, овладевая новыми методами организации умственного труда, особое внимание обращая на индивидуальную работу.

Тема 1. Договор купли-продажи. Договор мены. Договор дарения.

 

Методические рекомендации преподавателю.

 

Договор купли-продажи существует около 4 тыс. лет. Тем не менее, он подвержен изменениям. Так, совсем недавно появился новый вид договора – договор лизинга. Именно поэтому договор купли-продажи всегда находится в центре внимания правовой науки. В исследованиях известных ученых нашей страны серьезное внимание уделялось целому ряду проблем, в частности, исследованию особенностей перехода права собственности в каждом из видов договора купли-продажи.

При рассмотрении договора купли-продажи преподавателем должны быть отмечены следующие моменты: понятие и значение данного договора; стороны в договоре купли-продажи; предмет, цена и форма договора; права и обязанности продавца и покупателя.

Целесообразно перечислить виды договора купли-продажи: розничная купля-продажа; поставка (поставка для государственных нужд); контрактация; энергоснабжение; продажа недвижимости; продажа предприятий, а затем указать их существенные условия и особенности.

Также на лекционном и индивидуальных занятиях должны быть отражены основные положения мены, дарения и ренты. При этом целесообразно показать их отличия между собой, используя технические средства обучения. Кроме того, преподаватель должен показать отличия мены, дарения и ренты от купли-продажи. Так, на договор мены распространяются нормы о купле-продаже, если они не противоречат существу самой мены (например, о снижении покупной цены).

Преподаватель должен знать о том, что договоры мены, дарения и ренты также как и договор купли-продажи насчитывают давнюю историю и подвержены изменениям. Так, недавно появился новый вид договора ренты – договор пожизненного содержания с иждивением.

Следует иметь в виду, что договор пожизненного содержания с иждивением имеет следующие отличия от пожизненной ренты. Во-первых, предметом договора пожизненной ренты может быть любое имущество, тогда как предметом договора пожизненного содержания с иждивением может быть лишь недвижимость. Во-вторых, в договоре пожизненной ренты допускается только денежная форма рентных платежей, а в договоре пожизненной ренты с иждивением рента предоставляется в форме обеспечения потребностей получателя ренты в жилище, питании и т.д., а если необходимо в силу состояния его здоровья – также и в уходе за ним.

При проведении индивидуальных занятий должны найти обязательное отражение следующие моменты: понятие договора мены, его особенности; понятие договора дарения; содержание и исполнение договора дарения; пожертвование; понятие договора ренты; договор постоянной ренты; договор пожизненной ренты; договор пожизненного содержания с иждивением.

 

Методические указания студенту.

Договор купли-продажи входит в состав обязательств по передаче имущества в собственность и относится к числу самых распространенных в мире гражданско-правовых обязательств.

Изучение темы необходимо начать с понятия и гражданско-правовых характеристик договора. Затем рассмотреть отдельные элементы договора купли-продажи, такие как предмет, стороны, форма, цена и срок. Каждому элементы необходимо дать развернутое определение и ссылку на статью ГК РФ. Причем, следует не столько механически заучивать эти характеристики, сколько понимать их суть и значение и уметь приводить практические примеры.

Для изучения темы необходимо ознакомиться с указанными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в этой области, соотнести их нормы с нормами главы 30 ГК РФ (ст. ст. 454-566), общими положениями об обязательствах и договоре. Для правильного толкования и применения норм законов необходимо изучить указанные акты судебно-арбитражной практики.

При изучении вопроса о правах и обязанностях сторон, необходимо обратить внимание на значительный объем обязанностей продавца и соотношение их с правами покупателя. Особое внимание следует обратить на обязанность продавца передать товар надлежащего качества и ответственность за ее нарушение.

ГК РФ устанавливает несколько видов договоров купли-продажи: розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, купля-продажа недвижимости, купля-продажа предприятия и энергоснабжение. При изучении каждого из этих договоров следует выделять особенности в элементах и содержании и соотносить их с общими положениями о купле-продаже.

Договор мены – один из самых древних институтов гражданского права. Исторически он появился ранее договора купли-продажи, хотя законодательное признание он, напротив, получил позднее. На практике договор мены распространен не так широко как договор купли-продажи, но данные договоры имеют много общих черт. Он также является товарной сделкой и входит в состав обязательств по передаче имущества в собственность.

Сходством этих отношений можно объяснить закрепленную в Гражданском кодексе РФ возможность применения к договору мены правил о купле-продаже, если только это не противоречит существу отношений мены.

Несмотря на сходства, договор мены является самостоятельным институтом гражданского права и имеет ряд особенностей содержания и исполнения в сравнении с аналогичными правилами о купле-продаже. Эти особенности касаются эквивалентного характера обмена, порядка перехода права собственности и ответственности продавца за истребование вещи у покупателя третьим лицом.

В системе гражданско-правовых обязательств договор дарения выделяется в отдельный тип благодаря наличию некоторых характерных признаков и, прежде всего, безвозмездности. Обратите внимание, что признак безвозмездности означает не только отсутствие встречной передачи денег со стороны одаряемого, но и любого встречного представления или обязательства.

Предмет договора дарения носит сложный характер и включает в себя следующие действия дарителя: передача вещи, передача имущественного права (требования) к себе или третьему лицу и освобождение одаряемого от имущественной обязанности в отношении себя или третьего лица. Конкретные действия, посредством которых осуществляется дарение, оказывают влияние на выбор норм, подлежащих применению при заключении и исполнении данной сделки. Например, дарение в форме перевода долга на дарителя, требует соблюдения не только норм главы 32 ГК РФ, но и норм статей 391 и 392 ГК РФ. Эти положения необходимо учитывать при подготовке к занятиям и решении практических задач.

Особое внимание при изучении данного договора следует уделить вопросу о форме договора дарения, о запрещении и ограничении дарения. В частности, следует повторить какие граждане относятся к категории малолетних, недееспособных, государственных служащих и т.д.

Гражданский кодекс РФ выделяет такие разновидности договора дарения, как обещание дарения и договор пожертвования. При изучении этих видов следует выделить особенности в элементах и содержании и соотнести их с общими положениями о дарении, а результаты оформить в виде сравнительной таблицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.