Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психодиагностики в 1940-е гг




В этот период продолжает увеличиваться количество диагностических методик. Представление о количестве психологических тестов в 1940 г. дает «Ежегодник психических измерений», издаваемый Оскаром Буросом (Buros, 1941), в соответ- ствующем выпуске которого опубликованы обзоры по 325 тестам и просто пере- числены 200 тестов. Естественно, далеко не все из этих тестов пользовались по- пулярностью среди психологов.

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработ- ку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обраща- ются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационный тест (The Army General Classification Test) — группо- вой тест, проведенный примерно с 10 миллионами военнослужащих в ходе вой- ны. Были изобретены многие другие тесты для использования, например, при от- боре морских офицеров, пилотов. Известны множество «военных» модификаций ранее применяемых тестов (групповой тест Роршаха, сокращенный вариант ТАТ и др.). В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуаци- онных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполнения разведывательно-шпионской деятельности во время Второй ми- ровой войны. Едва ли кто-нибудь из взрослых мужчин, пригодных к военной службе, сумел избежать прохождения психологических тестов. По имеющимся данным, к 1944 г. были обследованы 20 млн человек.

В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классифи- кации, был тест прогрессивных матриц Ранена. Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок.

Несмотря на официальную политику, направленную против использования тестов, они сумели выжить и в нацистской Германии. При формировании воору- женных сил рейха, наряду с тестами, определяющими разного рода технические способности, использовались и тесты отбора командного состава. К началу Вто- рой мировой войны в Германии существовало немало пунктов определения пси- хологической пригодности к военной службе, а позднее — к службе в авиации.


1.3. Психодиагностика в XX в. 51

 

 

Официально тестирование было запрещено в 1942 г. Американские историки пси- хологии обычно указывают на две причины такого запрета: 1) психологическое тестирование — это демократическая процедура в том смысле, что отбор основы- вается на психологических особенностях индивидуума, а не на членстве в домини- рующей политической партии или социальной группе, и 2) проявлялось желание отрицать существование психологических проблем в немецких вооруженных си- лах. Однако психологическое тестирование скрытно проводилось в рамках немец- кой программы использования рабского труда народов оккупированных стран. Отдельные германские промышленники санкционировали тестирование для наи- более эффективного распределения рабочих ресурсов. Примерно 425 000 людей, насильно привлеченных к работе на Германию, были подвергнуты групповым те- стам, созданным по образцу тех, которые использовались в США во время Пер- вой мировой войны.

Несмотря на то что использование тестов в армии приносило несомненную пользу для решения широкого круга задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это могло показаться. Такая точка зрения «изнутри» принадлежит Дж. Гилфорду, принимавшему не- посредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Этот исследователь отмечает, что психологи действительно усовершен- ствовали процедуры обучения пилотов. Тем не менее было обнаружено, что мно- гообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования. Данные, полученные с помощью личностных опросников и проективных методик, имели весьма невысокую до- стоверность. Наиболее полезной для предсказания того, кто будет хорошим авиа- тором, была биографическая информация. Впрочем, военные психологи, отвечая на эту критику, обоснованно подчеркивали, что они не могли предсказать резуль- таты обучения пилотов, не получив возможности узнать личностные характери- стики успешного военного летчика.

В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера, известная как Векслер- Белльвью-Н, или «армейский Векслер». В этом десятилетии шкала Векслера — несомненный лидер среди методик для определения уровня интеллектуального развития в США. Ее привлекательность возросла, когда Векслер указал на то, что определенные типы разброса показателей по отдельным субтестам могут быть по- лезны для диагностики органических поражений мозга, шизофрении и некоторых других психических патологий. В многочисленных исследованиях была доказана достоверность данных Векслера, хотя многие психиатры подчеркивали, что эти данные не могут быть единственным основанием для диагноза в каждом отдель- ном случае.

В 1949 г. Векслером была опубликована шкала для определения уровня интел- лектуального развития детей, построенная по образцу шкалы для взрослых. Она была стандартизирована на 200 детях: 100 мальчиках и 100 девочках каждого воз- растного уровня от 5 до 15 лет. Выборка стандартизации состояла из детей белой расы, были пропорционально представлены географические регионы США, го- родское и сельское население, учитывался характер занятий родителей. Эта шка- ла начала постепенно вытеснять все еще обладающую большой популярностью шкалу Стэнфорд-Бине.


52 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.