Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. Ниже мы приводим примеры исследований с помощью САТ, чтобы проиллюстрировать разнообразие ответов




Ниже мы приводим примеры исследований с помощью САТ, чтобы проиллюстрировать разнообразие ответов. Эти примеры избраны не потому, что они особенно удачны, а для того, чтобы показать трудности и тонкости интерпретации.

Пример 1. С. К, 3г. 11 мес. Мужской пол Негр. Плохое материальное положение.

Испытуемый легко согласился пойти в детскую, приняв предложение помочь ему одеться для прогулки. Затем по просьбе психолога он принес лист бумаги и согласятся поиграть (в САТ). Проявил некоторую нерешительность, раздумывая, выбрать ли ему прогулку или игру с психологом. Недолгое наблюдение за его поведением на детской площадке показало, что ему не по себе, хотя он и не застенчив. Приводим три рассказа, составленные им.

Рисунок2. "Медведь, котенок и канатоходец... Большой-большой медведь... и он становится еще больше. (Что он делает?) Он пришел к людям."

Рисунок 3. "Человек, курящий трубку, живет в доме. Он снимает свою одежду. (Почему?) Потому, что у него нет одежды. Он сбросил всю одежду. Он не хочет никакой одежды. Нет штанов, нет носков, нет башмаков (напевая). (Что он хочет?) Он хочет, чтобы вокруг него было много волос. (Что он делает?) Он сидит в грязном кресле без одежды."

Рисунок 9. "Кролик Банни. Вы видите этого Банни? Он в своей кровати. А другой кролик поднимается вверх по ступенькам. Он взял тросточку и пришел домой, и сказал, что он может привести в дом другого Банни. Он побежал вверх по ступенькам, а потом вниз (напевая), а отец-медведь поднялся с нижнего этажа (темный левый угол) и увидел кролика -бегущего вверх по ступенькам - марш в кровать!"

Рассказ по рисунку 2 определенно крайне скуден. Все, что привлекает внимание - это фраза "большой медведь, который становится еще больше", что само по себе застуживает внимания. Рассказ 3, однако, дважды показывает, что испытуемый отвергает одежду, хочет "сидеть в грязном кресле без одежды." Это должно означать стремление к регрессии к более ранней стадии развития. Все же нам пока не понять причин этого. Рассказ по рисунку 9 дает нам наиболее ярко проявляющийся ключ. Он заключается в высказывании, согласно которому Банни "может привести в дом другого Банни" Это определенно означает что мысли испытуемого заняты другим ребенком, появившимся в доме. Психологи, знакомые с психоанализом, смогут увидеть символическую переформулировку этой мысли в беге по ступенькам, а отца, выходящего из нижнею этажа, вместе с присутствующей в рассказе явно слышанной ранее командой отправляться в кровать, возможно, свяжут с некоторой сексуальной активностью. Наше предположение может найти подтверждение в кратком пересказе рассказа 2: "большой медведь, который становится еще больше", что может относиться к беременности матери. После этого мы убеждаемся, что регрессивные тенденции прояснившиеся в рассказе 3, связаны с появлением соперника. Эти выводы мы получили посредством "слепого" анализа рассказов.

(«Слепой анализ» (blind analysis) интерпретация, проведенная без сопоставления полученных результатов с историей жизни и иными, например, клиническими данными об испытуемом.)

Сопоставление сданными обследования, предоставленными социальным работником, показало, что соперником был неродной брат (или сестра), а маленький двоюродный брат, появившийся в доме. Т. к. тетя с соперником (ее сыном) живут в одном и том же доме с испытуемым, психологическое значение соперничества то же, как и в случае, если бы на месте кузена был родной брат. У воспитателя детского сада было множество подтверждении проявляющихся в поведении испытуемого проблем. Он имел основание дать дальнейшее толкование фразе испытуемого о том, что герой рассказа "хочет, чтобы вокруг него было много волос" В данном случае можно сделать вывод о том. что испытуемый сравнивает себя с отцом и хочет иметь волосы на груди и в области половых органов Наиболее значительным среди других поведенческих проблем, о которых рассказал воспитатель, был тот факт, что испытуемый с большим интересом "изучал", как сложена его маленькая подруга по играм.

Эта запись служит примером того, что из отдельных рассказов маленького ребенка можно извлечь относительно мало информации. Каждый рассказ сам по себе разочаровывает до тех пор, пока психолог не начинает сопоставлять рассказы. Тем не менее, польза от применения САТ в данном случае совершенно очевидна. Воспитатель и социальный работник знали, что у ребенка были проблемы, связанные с особым сексуальным интересом к маленьким девочкам. Наш тест показывает, что его поведенческие трудности коренятся в соперничестве с лицом, сходным с родным братом, и в озабоченности вопросом, связанным с рождением детей. Сделав эти выводы, значительно проще обсуждать с ребенком его рассказы - рассерженность на появившегося соперника, интерес, откуда появляются маленькие дети, и т. д. В то же время социальный работник мог бы попытаться снизить сексуальное любопытство ребенка, насколько позволяют обстоятельства, и поговорить с матерью ребенка о его воспитании.

Пример 2. К. С.. 6 лет. 4 мес. Женский пол Белая. Материальное положение выше среднего.

Мы приводим только рассказ, по рисунку 3. Лев идентифицируется с отцом этой очень живой и смышленой девочки. В рассказе отчетливо проявляется эдипов комплекс

Рисунок 3. Это хороший рисунок. Царь - лев, так я его назову. А сейчас я назову этих, хорошо? Жил-был лев, и он сказал королю: "Я услышал твои рассказы, и я понимаю что ты очень устал и ищешь другого льва на свое место " Я не хочу, чтобы Вы это записывали - я хочу это только сказать Вам (исследователю). Вы понимаете, другой лев был царем всех львов и устал, поэтому она сказала другому льву: "Если ты выполнишь все эти сложные задания, если ты можешь сделать все это, ты станешь царем. Первое задание таково: ты должен пойти и найти царевну - царицу - нет, не царицу, а царевну, чтобы жениться на ней. Если ты не найдешь такой, которая подходит тебе, - прощайся со своей головой!" "О! -подумал этот лев, - Если бы я только мог найти мою дорогую, дорогую доченьку." Потому что он тоже был царем львов, но никогда не упоминал об этом, понимаете? "А сейчас я могу пойти и поискать свою дочку." Это как раз то, что я хотела рассказать Вам, но не записывайте это."

(На этом рассказ заканчивается, но психолог вернулся к нему еще раз, позже.)

"Сейчас я не хочу, чтобы. Вы это записывали, я хочу только рассказать Вам. Царь хотел найти свою дочь. Он послал ее изучать мир и позвонил ей в то место, где, как он предполагал, дочь могла бы быть, но ему сказали, что она уже уехала. Затем он позвонил в другое место, где она могла быть, но ее не было и там. Затем он позвонил по телефону в еще одну гостиницу, ее нашли и позвали к телефону Она сказала, что приедет через 4 минуты, и они поженились и сыграли шутку над другим царем. Вы знаете, этот царь был действительно царем львов, но никому не говорил об этом. Итак, они предстали перед другим царем, и он сказал: "Что вы здесь делаете? Убирайтесь прочь отсюда!" Но они сказали, что поженились, и что этот лев и есть настоящий царь; и вот другой царь вынужден был уйти."

Ничуть не смущенный культурными табу, царь (отец) женится на своей дочери, хотя сам рассказ кое-где довольно сумбурен. Здесь очевиден перенос идентификации (identification switching). Проявляется некоторая подсознательная тревога относительно запретности происходящего в рассказе - в том, что маленькая девочка просит не записывать рассказ. (Дополнительное исследование неопровержимо показало, что у этой маленькой девочки ярко выраженный конфликт и соперничество со своей матерью.)

Помимо динамических особенностей рассказа, очень показательно замечание, отражающее конкретность и специфичность детского процесса мышления: "Через четыре минуты они поженились."

Пример 3. М. И., 10 лет, 4 мес. Белый. Мужской пол. Плохое материальное положение.

Мы приводим следующий рассказ по рисунку 3, с тем, чтобы показать, какой обильный и обширный материал он может дать.

Рисунок. 3. "Однажды в некотором царстве, в некотором государстве жил в лесу лев. Он был очень злой и никого не любил, кроме себя, и он очень гордился собой и все боялись его, потому что он был очень сильным и мог даже вырывать с корнем деревья 60-70 футов высотой и 3 фута толщиной; он даже ломал их, как спички. Однажды он решил загипнотизировать всех людей и животных, чтобы править ними. Для начала он пошел в один из домов, где живут лисы, и смотрел на них до тех пор, пока все загипнотизированное семейство лис не прибежало к нему. Затем он пошел туда, где живут шимпанзе; он гипнотизировал семью шимпанзе и всех шимпанзе, которые там были. Он жил в огромном доме и имел все, что хотел. После того, как он всех загипнотизировал, он сел в огромное кресло, закурил прекрасную трубку, завел целый склад табака, завел тюрьму и склад тростниковых кресел. У него не было только одного - красивого тела. Он хотел иметь желтую шерсть -желтую и коричневую одновременно, голубые глаза и прямую красивую шерсть. Он хотел, чтобы все его вещи сверкали, но ему не хватало людей, чтобы полировать его тростниковые кресла и веши. На следующий день он опять пошел в лес, но никого уже там не увидел, так что он продолжал идти, пока не пришел в большой город, и там он тоже никого не увидел, потому что было темно, не было ни лучика света, поэтому он пошел дальше и пришел к большому-пребольшому замку. Он с завистью смотрел на него, потому что на вершине большой остроконечной башенки сиял огромный бриллиант, который он хотел иметь: там был еще большой двор: на другом его конце в другой части замка было три башенки: очень большая посередине и поменьше по бокам: на всех башенках были бриллианты, а на двери - большой рубин, а на двери с другом стороны был тоже рубин - голубой, и льва так охватила зависть, что он забегал по кругу. Он рычал очень громко, и звук отражался всеми зданиями вокруг, так что ушам его стало больно, и он затих - потому что это обеспокоило его. Он никогда не знал, что у него такой сильный голос. Затем он стал прокрадываться к замку, подошел к двери и увидел звонок, но он не знал, что это такое, поэтому нажал на него и наделал столько шуму, что это испугало его: никто не ответил ему, поэтому он увидел дверную щеколду и открыл дверь, и увидел, что из-за темноты он ходил по кругу, и, наконец, потерял что-то - поэтому он опустился на корточки и обнаружил дверь, затем открыл ее и увидел кровать, а в кровати была прекрасная принцесса и он увидел это, и ему не хотелось смотреть на нее, потому что он не был так красив, поэтому он проглотил ее и пошел, и когда он вернулся в свой замок, ему стало очень хорошо. Поэтому он сел и задумался и рассердился на себя из-за девушки - она была очень хорошей девушкой и всех любила; и он пошел к одному своему местечку, где было много-много еды; достал кур, поросят (уже убитых животных), всю пищу, которую любят звери, и пошел в другую комнату, откуда принес дрова. И все это видели, даже домашняя мышь. Тогда он пошел на другой этаж и принес тонны и тонны сыра, и проделал большую дыру в нем, а мышь сделала себе в сыре норку. Она была очень голодной, а поэтому очень худой, и когда она закончила есть, то не смогла выбраться из сыра. Тогда лев вышел и все всем раздал, и был очень счастлив. На следующий день все любили его, но он все еще не любил себя, потому что забыл вывести из гипноза бобров; поэтому он вернулся и вывел бобров из гипноза, и тогда уже все любили его.

М. И. идентифицирует себя в рассказе со львом, что явно отражает исполнение желаний в фантазиях ребенка. Однако, часто наблюдается самокритика и тревога о собственной неполноценности, наряду со сверхкомпенсацией. "Он не любил никого, кроме себя, и он очень гордился собой, и все боялись его, потому что он был очень сильным..." Затем, после приобретения прекрасного дома и красивой трубки, вдруг он показывает нам, что не доволен своим телом. Затем следует символический рассказ о зависти к "огромной башне" "с двумя башнями поменьше по бокам": возможно, символическое представление больших гениталий. После этого он находит прекрасную принцессу в кровати. Затем он рассказывает нам совершенно примитивную оральную фантазию овладения (возможно, матерью) "он проглотил принцессу". Совершив это преступление, он рассказывает нам о своей совести (суперэго) в форме формирования реакции на свои мотивы. Он принес тонны пищи для всех зверей, включая мышь, и "раздал всем все... после этого он был очень счастлив." По ходу этого рассказа он делает дополнительное замечание относительно того, что все куры и свиньи, которыми он кормит других зверей, были уже мертвы. Так он дает нам понять, что он больше никого не убивал. Позже он получает награду за отказ от захватнических и агрессивных мотивов во всеобщей любви: в этом мы отчетливо видим картину социализации. Он все еще не доволен собой до тех пор, пока не вспоминает о своих прошлых действиях и не выводит из гипноза бобров.

Это рассказ крайне озабоченного ребенка, который ощущает неадекватность своего тела: ребенка с сильными властолюбивыми и агрессивными мотивами, которые он считает очень дурными, ребенка, развивающего исключительно сильное суперэго, чтобы справиться с этими мотивами. Степень тяжести психических нарушений ребенка стала яснее при анализе других рассказов, которые нет нужды здесь приводить. Изучение жизненной ситуации ребенка показало, что он живет в очень сложной семье, оставленной отцом, а мать подозревается в беспорядочной половой жизни. Физическое развитие мальчика действительно ниже нормы, он часто недоедал Эти позднее полученные данные выявили его (льва) неудовлетворенность своим телом и большую потребность в овладении и оральном слиянии.

Этот и некоторые другие рассказы данного испытуемого свидетельствуют об отличном словарном запасе и композиционных способностях как составной части интеллекта значительно выше среднего Этот пример показывает, что с помощью САТ можно белее точно определить интеллектуальный уровень, чем в процессе стандартного тестирования интеллекта, выявившего IQ равным всего лишь 103. Данные, полученные в результате применения САТ, показывают нам, что уровень интеллектуального развития мальчика может быть значительно выше, и что, возможно, его эмоциональные нарушения являются причиной недостаточного функционирования интеллекта

Пример 4. К. К., 10 лет. 6 мес. Белая. Женский пол. Хорошее материальное положение.

Этот пример приводится для того, чтобы показать психологам, собирающимся применять САТ, какими бывают т. н. нормальные рассказы. (В некоторых рассказах выявлены сильные оральные желания. Поэтому мы приносим извинения за некоторые упрощения, которые пришлось сделать, описывая данный пример) Мы опять приводим рассказ по рисунку 3 для контраста с рассказом, составленным по этому рисунку ребенком в примере 3.

Рисунок 3. "О, это напоминает мне басню о льве и мыши; может быть, это похожий рассказ? Когда-то давным-давно жил дев, который был царем всех зверей. Он работал очень много, днем и ночью, и очень мало отдыхал. Он обходил вдоль я поперек все царство, чтобы видеть, чем занимаются его подданные. У него никогда не было времени поразвлечься, так как он считал, что должен наблюдать за всеми, чтобы быть уверенным, что все в порядке Однажды он сидел, отдыхал несколько минут и курил трубку, и думал: "Боже, у меня совсем нет времени на развлечения, я стану старым, покроюсь морщинами, а затем очень скоро я умру от старости, а я не сделал еще ничего из того, что хотелось бы." Царь не знал. что произнес это вслух, и к его большому удивлению он услышал голос, говорящий ему: "О царь, ты прав, и если ты не начнешь делать что-нибудь, что тебе нравится, ты никогда этого не сделаешь." Царь в изумлении подскочил, огляделся и увидел - возле норки у стены стояла мышь. Вначале царь очень рассердился; затем он расхохотался от мысли, что маленькая мышка советует ему, что он должен делать. Он сказал: "Что ты предлагаешь, ты, дерзкая маленькая мышка?" Мышь сказала: "Что ты хочешь сделать первым делом?" Царь подумал минуту и сказал: "Мне бы хотелось совершить путешествие на самолете в другую страну." Мышь спросила: "Кто самый умный после тебя в твоем царстве?" Царь ответил:

"Дай мне подумать; я знаю. кто самый дерзкий - это ты. О, да, мой кузен Лео, лев, он получал в школе почти такие же хорошие отметки, как я." "Прекрасно, - сказала мышь, - ты назначь его вице-президентом и отправляйся путешествовать." Так лев и поступил, и он прекрасно провел время, и вернулся полностью отдохнувшим, и решил наградить мышку за ее прекрасный совет.

Этот ребенок идентифицирует себя с мышью, но мышью очень дерзкой, умной и изобретательной. Во льве она явно видит отца, который очень много работает и заботливо за всеми присматривает. Отец-лев хочет принять предложение от мыши-ребенка, которая очень тепло к нему отнеслась. Из рассказа видно отличное чувство юмора и легкую тревогу, касающуюся исполнения роли ребенка нашей испытуемой. Девочка охотно идентифицирует себя с благополучием своего отца, получая от этого косвенную пользу и для себя.

Рисунок 1. Это семья петуха, курицы и трех цыплят. Они все трое сидят за столом, а курица печет хлеб. Петух-отец говорит: "Овсянка, я ненавижу овсянку!" Средний цыпленок говорит: "Овсянка, я ненавижу овсянку!" Старший цыпленок говорит: "Овсянка, я ненавижу овсянку!'" Курица-мать говорит "Это очень плохо догадайтесь что вы все сегодня собираетесь есть на завтрак овсянку!'"

Этот рассказ - не исключение из обычных описании домашней сцены, в которой цыплята отождествляются с отцом а мать представляет собой авторитетное лицо в семье Продолжение рассказа отсутствует, и заканчивается он словами матери, что позволяет нам думать о хорошей адаптированности ребенка Это предположение подкрепляется содержанием других рассказов и опять же, юмором

Рисунок 4 "Однажды кенгуриха сказала старшей дочери "Ты прыгаешь недостаточно высоко и далеко Сегодня в полдень, после ленча, мы пойдем с тобой, и я покажу, как надо прыгать " И вот в полдень кенгуриха вместе со старшей дочерью вышли из дома к холмам, расположенным недалеко от дома День был замечательный ясный, прохладный, как раз для уроков по прыжкам И вот урок начался, мать стала показывать старшей дочери, как надо прыгать Через полчаса дочь научилась всему и стала прыгать так же высоко и далеко как и ее мама, и мама сказала "Давай вернемся возьмем с собой малыша и поскачем вниз к конторе, покажем папе как хорошо ты можешь прыгать "

В этом рассказе ребенок способный, мать готова ему помочь и рада показать достижение ребенка отцу, которого разрешает навестить в учреждении Маленький ребенок - желанный участник семейной радости это придает особый оттенок рассказу явно незаурядного ребенка Изучение реальной ситуации показало, что мы исследовали эмоционально развитого ребенка живущего в спокойной и мудрой семейной обстановке, однако не без некоторых проблем, связанных с необходимостью слушаться родителей.


Стимульный материал:

 
 



 



 



 



 



 



 



Рекомендации к оформлению:

1. Заполните бланк для фиксации результатов (с. 62-69);

2. При выполнении интерпретации заполняйте таблицу по выделенным в ней критериям (главная тема, главный герой, главные потребности и мотивы героя, концепция среды (мира), образы, значимые конфликты, виды страхов, основные защитные механизмы от конфликтов и страхов, адекватность суперэго, интеграция эго);

3. Выполните интерпретацию результатов;

4. Напишите заключение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.