Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка степени демпфирования форм колебаний




Оценка качества движения в прямой

Оценка критической скорости рельсового экипажа

Возможность оценки критической скорости рельсового экипажа по линеаризованной модели определяется зависимостью собственных чисел задачи о движении экипажа по прямому пути без неровностей от скорости движения. При малых скоростях все собственные числа задачи имеют отрицательные вещественные части, и, следовательно, все колебания в системе затухают. С увеличением скорости движения наступает момент, когда в системе появляется собственное число с положительной вещественной частью. Колебания по форме, соответствующей этому собственному числу, являются нарастающими и могут привести к сходу вагона с рельсов.

Обычно значение критической скорости, полученное по линеаризованной модели экипажа, несколько выше, чем значение критической скорости, полученное с использованием нелинейной модели.

Показатели ходовых качеств экипажа при движении по прямому участку пути с неровностями могут оцениваться по линеаризованной модели.

Если для этого (аналогично модели с нелинейной подструктурой «колесная пара – путь») используется численное интегрирование, то неровности могут быть заданы в виде аналитических или табличных функций расстояния. Одновременно, для линейной модели становится возможным проведение стохастического анализа, когда входные неровности задаются функциями спектральной плотности мощности.

Для линейного элемента связи «колесо – рельс» используются два вида неровностей, а именно вертикальные и поперечные перемещения правого и левого рельсов.

Результатом численного интегрирования уравнений движения являются дискретные функции переменных системы, их производных, усилий и деформаций связей, которые позволяют вычислить показатели ходовых качеств вагона.

Результатом стохастического анализа являются графики спектральных плотностей мощности переменных системы, их производных, усилий и деформаций связей, которые позволяют вычислить их дисперсии, а также коэффициенты плавности хода по ISO и ORE.

Полученные на линеаризованной модели результаты достоверны в диапазоне скоростей, при которых колесные пары движутся в пределах зазора в колее.

У экипажа может быть большой запас устойчивости, определяемый разностью между конструкционной и критической скоростями, однако после возбуждающего воздействия (например, от неровностей пути) он может прийти в колебательное движение с медленным затуханием. Скорость затухания форм колебаний экипажа определяется отношением вещественной части соответствующего собственного числа к частоте колебаний, которое называется коэффициентом демпфирования (). Принимается, что демпфирование формы колебаний:

- «хорошее», если 0,2< <0,4;

- «удовлетворительное», если 0,1< <0,2 или 0,4< <0,5;

- «недостаточное», если <0,1;

- «избыточное», если 0,5< .

Обычно нормативными документами определяются коэффициенты демпфирования форм колебаний подпрыгивания и галопирования кузова вагона.

При определении собственных частот и форм колебаний в MEDYNA коэффициенты демпфирования вычисляются автоматически.

3 Примеры создания модели одноосной тележки и решения некоторых задач динамики в MEDYNA

Для создания модели одноосной тележки в MEDYNA необходимо выбрать твердые тела, которыми будет моделироваться тележка, определить их степени свободы, задать геометрию (положение центров масс и мест крепления элементов связи — так называемых «узлов»), задать направления элементов связи (номера тел и принадлежащих им узлов, которые соединяются элементом связи). Далее модель конкретизируется заданием массовых характеристик тел (массы и моментов инерции) и заданием параметров элементов связи (жесткостей, коэффициентов вязкого трения и т. п.). Все эти величины удобно систематизировать в виде таблиц (таблицы 1-8). Нумерация тел и элементов связи в модели представлена на рис. 4.


 

 

 


Рис. 4 Нумерация тел и узлов в модели одноосной тележки

 

Для задания координат начал отсчета систем координат, связанных с телами (табл. 1), направления осей отсчетной системы координат были выбраны следующим образом: ось Z направлена вниз, ось X — вдоль оси пути в направлении движения вагона, ось Y получается направленной «вправо». Положение начала отсчетной системы координат было выбрано лежащим в плоскости пути, на центральной линии пути, в центре продольной симметрии тележки. Отсчетная система координат считается движущейся вместе с вагоном вдоль оси пути, относительно этой системы координат тела, моделирующие вагон, совершают малые колебания (степени свободы определены в табл. 2).

Ориентация (направление осей) систем координат тел совпадает с отсчетной системой координат, а положение начала отсчета располагается в центре масс тела, что определяет координаты узлов тел (табл. 4).

 

Табл. 1 Положение центров систем координат, связанных с телами

№ тела Название x, м y, м z, м
  рама тележки 0,000 0,000 -0,755
  колесная пара 0,000 0,000 -0,655
  элемент пути 0,000 0,000 0,000

 

Табл. 2 Число узлов и степеней свободы тел

№ тела Название Степени свободы Число узлов Номер узла центра масс
  рама тележки x, z, j    
  колесная пара x, y, z, j, q, y    
  элемент пути y, z, j    

 

Табл. 3 Массово-инерционные свойства тел модели

№ тела Название масса, кг Главные моменты инерции, кг м2
Jx Jy Jz
  рама тележки    
  колесная пара        
  элемент пути    

 

Табл. 4 Координаты узлов в системах координат, связанных с телами

№ тела Название № узла x, м y, м z, м
  отсчетная система координат   0,000 -0,793 0,000
      0,000 0,793 0,000
  рама тележки   0,000 0,000 0,000
      0,000 -1,018 -0,100
      0,000 1,018 0,100
  колесная пара   0,000 -0,790 0,000
      0,000 0,790 0,000
      0,000 -1,018 0,000
      0,000 1,018 0,000
      0,000 0,000 0,000
  элемент пути   0,000 -0,793 0,000
      0,000 0,793 0,000
      0,000 0,000 0,000
      0,000 0,793 -0,180
      0,000 -0,793 -0,180

Отметим, что узлы на колесной паре, которые используются для задания элемента связи колесо-рельс, должны лежать на оси колесной пары на круге катания (чтобы эти узлы не вращались вместе с колесной парой).

Узлы на рельсе, которые используются для задания элемента контакта колесо-рельс, необходимо задавать с небольшим поперечным смещением (внутрь или наружу) относительно круга катания. Обычно это смещение принимается равным 3 мм и учитывается также при задании точек крепления элемента пути к «земле» (смещение учитывается как для узла в отсчетной системе координат, так и для узла на элементе пути). Такая модификация нужна, чтобы длина элемента-заместителя была отлична от нуля.

Узлы, которые соединяются впоследствии шарнирами или компакт-элементами (шесть жесткостей и шесть коэффициентов вязкого трения), должны в пространстве располагаться в одной точке.

Принятые в модели одноосной тележки типы элементов связи представлены в табл. 5.

 

Табл. 5 Направления и типы элементов связи

№ связи Название № тела – начала № узла – начала № тела – конца № узла – конца Тип элемента
  Левое буксовое подвешивание          
  Правое буксовое подвешивание          
  Левое подрельсовое основание          
  Правое подрельсовое основание          
  «Колесо-рельс» правая *)         21, 22 или 0
  «Колесо-рельс» левая         21, 22 или 0

*) Связь колесо-рельс должна быть направлена от рельса к колесу.

 


 

Табл. 6 Упруго-демпфирующие параметры связей

№ связи Название Жесткость, Н/м Коэффициент вязкого трения, Нс/м
x y z x y z
1-2 буксовое подвешивание 1,6Е6 4,0Е6 2,2Е6 5,0Е3 5,0Е3 5,8Е4
3-4 подрельсовое основание 0,0 2,0Е7 9,7Е7 0,0 4,0Е5 3,5Е5

 

Табл. 7 Профили колеса и рельса, параметры контакта

Профиль колеса (файл std_rus.prs) ГОСТ 9036
Радиусы кругов катания колеса, мм  
Профиль рельса (файл rail.prs или rail_1.prs) Р65
Ширина колеи / расстояние между кругами катания, мм 1520 / 1580
Расстояние для измерения ширины колеи, мм  
Углы подуклонки рельсов (задаются, если подуклонка не учтена при построении профиля рельса) 1:20=0,05
Упругий модуль сдвига, Па 7,92Е10
Коэффициент сухого трения 0,4
Диапазон поперечного смещения колесной пары в таблице для линейного элемента связи (тип 22) / шаг таблицы, мм 0–6 / 0,5
Диапазон поперечного смещения колесной пары в таблице для подструктуры / шаг таблицы, мм 0–10 / 0,1

 

Табл. 8 Неровности пути

Возмущение Параметры
Поперечное отклонение оси пути, гармоническая неровность на левом и правом рельсах
Вертикальное отклонение оси пути, стохастическая неровность на левом и правом рельсах: - коэффициенты полинома в числителе функции спектральной плотности (начиная с нулевой степени) - коэффициенты полинома в знаменателе функции спектральной плотности (начиная с нулевой степени)     7,550Е-13 5,431Е-9   0,000 0,000 0,025 1,000
Возвышение одного рельса над другим, детерминированная неровность в виде полуволны синуса: - амплитуда, мм - начало неровности по длине пути, м - конец неровности по длине пути, м    

 

3.1 Модель с нелинейной подструктурой «колесная пара – путь»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.