Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые слова. Вопросы для обсуждения на семинаре




Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Каким требованиям должно удовлетворять научное исследование? В чем отличие данных личного опыта от данных, собранных исследователем?

2. Чем определяется выбор исследователем стратегии сбора информации (плана исследования)?

3. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в изучении процессов развития?

4. В каких вариантах используется в возрастно-психологических исследованиях экспериментальный метод[8]?

5. Какие задачи может решать исследователь детского развития с помощью методов самоотчета (интервью и вопросники)?

6. Чем интересен детский рисунок в контексте психологии развития?

7. С какими вопросами этического характера сопряжен процесс исследования детского развития? Каковы основные права детей и обязанности исследователей, проводящих психологическое исследование?

Статистическая норма, функциональная норма; исследовательская стратегия, кросскультурные исследования, метод продольных срезов (лонгитюд), когорта, поперечно-срезовые исследования, корреляционное исследование, экспериментально-генетическая стратегия; наблюдение естественное (включенное) и структурированное, методы самоотчета, эксперимент, детское рисование.

 

Подготовка к семинару предполагает…

Тема семинара связана с изучением специфики исследовательской деятельности в возрастно-психологическом контексте – общего подхода к организации научного исследования и его конкретизации в общеизвестных психологических методах.

В условиях лимита времени, отведенного учебным планом на освоение курса семинаров, на аудиторное обсуждение выносится только часть вопросов из включенных в план. Из методов наибольшее внимание предполагается уделить наблюдению. Выбор обусловлен, прежде всего, первостепенным значением наблюдения для педагогической деятельности[9]. Кроме того, наблюдение – базовый способ научного познания. В программу аудиторной работы включено также задание, предполагающее выявление оснований использования детского рисунка в качестве диагностического инструмента развития.

Наряду с наблюдением и детским рисованием в курсе семинарских занятий предполагается обсуждение методов самоотчета – в программу занятия № 9 включено задание, выполнение которого связано с проведением мини-исследования на основе опроса и/или интервью, и последующим обсуждением его результатов в структуре аудиторной работы.

В подготовке к семинару целесообразно использование библиографических источников, объясняющих как отечественный, так и зарубежный подход к организации процесса исследования детского развития. Сопоставление позиций отечественных и зарубежных возрастных психологов работает на достижение целей семинара – прояснение особенностей различных методов генетического исследования, выявление их возможностей и ограничений и др.

Как и на предыдущих занятиях на семинаре предполагается использование групповой формы работы по схеме, описанной в приложении к занятию 1.

Задания для подготовки к семинару

Задание 1.

Дневниковые записи, составленные на основе впечатлений родителей, наблюдающих за собственными детьми, сыграли известную роль в становлении научных представлений о развитии. Дневник наблюдений не утратил своей актуальности и сегодня[10]. Известный отечественный психолог-исследователь Н.А.Менчинская определяет подобный подход к изучению психического развития ребенка как монографический метод.

· Ознакомьтесь с библиографическими источниками, в которых дана характеристика метода наблюдения в возрастно-психологических исследованиях.

· В Приложении к занятию помещены дневниковые записи[11], сделанные обычными родителями и профессиональными психологами, наблюдающими за развитием собственных детей. Чем интересна подобная форма наблюдения профессиональному психологу? Почему Н.А. Менчинская называет такой метод изучения детского развития монографическим методом?

· Какую функцию выполняет дневник Каролины Филпс?

· Нужно ли привлекать обычного родителя к ведению дневника развития собственного ребенка?

· Зафиксируйте свои рассуждения в виде письменного текста. Обратитесь к тому, что получилось. Эти материалы станут содержательной основой для работы в мини-группах. Нужно ли внести изменения и дополнения в Вашу позицию?

Задание 2.

При исследовании развития ребенка применяется общепринятый прием – научный метод – который позволяет ученому продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов до окончательных выводов. Большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов (Г. Крайг, 2000).

Обратитесь к исследованию М.И.Лисиной, основное содержание и результаты которого описаны в монографии «Проблемы онтогенеза общения» (1986). Проведите реконструкцию научного метода в исследовании, проведенном М.И. Лисиной (1974), Г.Х. Мазитовой (1976) и С.Ю. Мещеряковой (1975; 1976)[12].

· Что стало предметом изучения в указанных работах? Как объясняют авторы этот выбор?

· Из каких предположений исходят исследователи, разрабатывая описанную в монографии экспериментальную схему? Каковы экспериментальные гипотезы?

· Каковы особенности метода наблюдения в подобном варианте исследования, условия проведения исследования?

· Как объясняют авторы эксперимента результаты проведенных измерений?

Задание 3.

Как изменилось бы содержание записей Каролины Филпс, если бы она вела дневник как профессиональный исследователь? Предложите возможный вариант текста.

Задание 4.

Рисование – одно из наиболее привлекательных для ребенка занятий. Возраст приблизительно от пяти до десяти лет исследователи называют золотым веком детского рисунка (Шванцара, 1978).

· Ознакомьтесь с текстами из библиографического списка, в которых идет речь о развитии детского рисунка (Бехтерев, Шванцара и др.). Какая информация о стадиях и условиях эволюции рисунка ребенка может быть полезной для воспитывающего взрослого (педагога, родителя)? Составьте текст сообщения, проясняющий ответ на этот вопрос.

· В вопросе о том, что рисует ребенок (на ранних этапах онтогенеза), взгляды исследователей разделяются. Специалисты, изучающие детский рисунок, выделяют центральные мотивы рисования, которые приобретают особое значение в возрастно-психологическом исследовании. К таким мотивам относится, например, человеческая фигура (Шванцара Л., Шванцара Й., 1978): «Рисунок человека» – один из наиболее используемых диагностических тестов. Чем интересен рисунок человеческой фигуры профессиональному взрослому (психологу, специальному педагогу, педагогу)?

Задания для углубленного изучения темы

1. Начальная стадия конкретного психологического исследования связана с постановкой проблемы и формулированием гипотезы. Обратитесь к фрагментам из дневников Мухиной В.С. и Менчинской Н.А. Какие неявные вопросы возникают у наблюдающего поведение детей? Сформулируйте их. Обозначьте на основе этих вопросов проблему возможного исследования. Какими могут быть ответы на сформулированные вами вопросы[13]?

2. Студенты получили задание разработать форму дневника наблюдений, который может быть использован педагогом в практическом взаимодействии с детьми. Составьте перечень информационных источников, необходимых для выполнения задания. Сформулируйте вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы. Предложите свой вариант рекомендаций, способствующих достижению цели.

3. В перечень библиографических источников к семинару включена работа известного русского ученого В.М. Бехтерева, посвященная рисованию детей – автор анализирует первоначальную эволюцию детского рисунка. Современные детские нейропсихологи утверждают, что развитие нынешнего ребенка (и содержательно, и с точки зрения этапности) протекает иначе, чем 20-25 лет назад (А.В. Семенович, 2005). Работа Бехтерева была написана в 1908 году. Применимы ли представления автора об эволюции детского рисунка для анализа графических репрезентаций современного ребенка?

4. Рассмотрим возможную ситуацию. Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение консилиума с участием психолога. Какие вопросы со стороны администрации (адресованные психологу) могут помочь определить проблему в сложившейся ситуации? Сформулируйте их. Что можете порекомендовать для планирования исследования (возможно, междисциплинарного), позволяющего прояснить сложившуюся ситуацию? С какими трудностями могут столкнуться участники исследования?

5. Представьте, что Вы – член исследовательской группы проекта, цель которого заключается в изучении статуса детства современного ребенка[14]. Разработайте стратегию исследования, представив ее обоснование в письменном виде. Сформулируйте исследовательские задачи.

Литература

Основная

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 54-58.

2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении/ Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности. Том второй. – СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. – С. 99-150.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – С. 22-36.

4. Дети и подростки: психология развития/ Д.Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 27-60.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – С. 20-23.

6. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 31-39.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 256-263.

8. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – С. 20-39.

9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 35-53.

10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – С. 11-67.

11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 22-27.

12. Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических проявлений/ Диагностика психического развития. – Прага: АВИЦЕНУМ, 1978. – С. 202-218.

13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 28-32.

Дополнительная

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986

4. Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. – М.: Гнозис; 1994.

5. Менчинская Н.А.

6. Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997.

7. Филпс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?» / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 1998.

8. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие. - М., 2001.

Приложение к теме 3

Из дневника Каролины Филпс [15]

· «Сегодня утром, после завтрака, Лизи уселась на пол на пороге кухни и несколько раз стукнулась головой о дверь. Затем минуты две качалась взад-вперед. Такое с ней иногда бывает – но редко и недолго, и не переходит в привычку. Мне кажется, она просто экспериментирует со своим телом. А сегодня, глядя на нее, я даже засмеялась. «То, как Элизабет сейчас себя ведет, – типичное поведение детей с отклонениями, – думала я, – а я все равно люблю ее! Люблю такой, как она есть!» (с. 26).

· «Многое в Лиззи очень меня огорчает. Она постоянно кричит, плохо себя ведет, ни на чем не может сосредоточиться. Весь день проходит в криках и скандалах. Мне кажется, что поведение Лиззи – мой недочет, и я постоянно чувствую себя виноватой. Ник же гораздо спокойнее, так что, может быть, дело в синдроме Дауна, а не во мне» (с.42).

· «Я все еще пытаюсь учить Лиззи читать, хотя и понимаю, что для нее это рано. Почему? Может быть, я так и не смогла примириться с ее проблемами? Очень давит на меня программа «Портедж». Интересные задания Лиззи выполняет блестяще, а то, что ей неинтересно, не делает вообще. Это меня раздражает. В один прекрасный день она занимается как нельзя лучше, а в следующие пять ничего не желает делать, и я начинаю думать, что тот прекрасный день – только плод моей фантазии» (с.47-48).

Из дневника А.Р. Лурия [16]

§ 05.07.1938

Если я беру правую руку Бимки[17] и вкладываю в нее палец – рука сжимается и охватывает его. Если я затем делаю то же с левой, она также охватывает мой палец, но первая в это время разжимается и тянется к левой, охватывая ее.

Так видно, что вызываемые в опыте фокусы возбуждения не создают распределенного движения; каждое предметное движение не только может распространяться лишь в одном направлении, но и создает ведущее направление, координирующее вокруг себя и остальные движения.

§ 08.08.1938

В первые дни наблюдения никаких реакций на звуки не было. Даже стуки ее не пугали. Мне показалось, что она успокаивалась, если во время крика я начинал причмокивать, производя звуки сосания.

Это теоретически было бы вполне понятно; ведь при сознании, целиком координированном актом сосания, еще не предметом, как раз не посторонние, а адекватные звуки должны бы стать впервые доступными (сравни наблюдения Jorner над лягушкой).

Однако – четкого подтверждения этим наблюдениям я не получил…

§ 06.09.1939

…Последние два месяца – бурный рост речи. Ведущее – бесспорно подражание. Она легко повторяет все слова, которые ей даются. Деятельностью подражания она овладела полностью. Характерно, что подражание начинается с речи…

§ 10.10.1939 – 05.01.1940 (1;3 ½1;6 ½)

За это время – огромный, решающий сдвиг в речи и во всем поведении.

(а) Уже появились первые синтагмы[18]. Это примерно в самом начале описываемого периода. Вот типичное наблюдение. Она лежит в кровати и говорит: «Оля…хорошая….Оля – хорошая…». Потом – «мама – хорошая, папа – хорошая…». Так, из сближения слов получилась первая связь.

Это был действительно настоящий скачок. Он выразился и в речи, и в поведении. Видно было, что речь теперь уже стала отходить от ее номинативной функции, начала отражать прошлое, какую-то мысль, а не простое указывание на предметы. Это выявилось в том, что:

Девочка начала бесконечно болтать фразами: сначала «папа – хорошая», «Елка – хорошая» и т.п., «кушай – пожалуйста» и т.п.

К этому периоду относятся смешные случаи: Сидящему у нас знакомому она приносит свой горшочек: «Дядя, писай – пожалуйста» […]

Из дневника Н.А. Менчинской [19]

§ 14.06.79

Родился мальчик, позже названный Кирюшей (вес – 2800, рост - 48).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.