Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые слова. Вопросы для обсуждения на семинаре




Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какие изменения в развитии ребенка становятся показателями наступления дошкольного периода?

2. Какую активность ребенка можно считать игрой? Каков критерий игры?

3. Как развивается игра ребенка?

4. Почему игра дошкольника, по мнению отечественных психологов, имеет статус ведущей деятельности? Каков «вклад» других видов активности дошкольника в его психическое развитие?

Амплификация детского развития, дошкольник, игровая деятельность, образная игра, сюжетно-ролевая игра, режиссёрская игра, игра с правилами, символическая функция сознания, замещение, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, умение действовать по правилу, «языковой взрыв».

Подготовка к семинару предполагает…

Какутверждают отечественные психологи, в последние 10-15 лет дети практиче­ски перестали играть. Они могут старательно делать то, чему их научили взрослые, – взвешивают, одевают, но игре в их деятельности не остается места[26]. Игра беднеет и скудеет (Е.Е.Кравцова, 1996). Как отражаются подобные изменения игровой деятельности ребенка на развитии в целом? Должен ли (может ли) что-либо делать воспитывающий взрослый (педагог, родитель) для того, чтобы «вернуть» игру современному ребенку или же отмеченные изменения – культурно-историческая закономерность?

Поиск ответа на указанные вопросы сопряжен с погружением в проблему определения критериев игры, с выявлением уникальности «вклада» игры в онтогенез человека в сравнении с другими видами активности. В связи с этим, в контексте аудиторной работы предполагается сопоставление позиций во взглядах на игру исследователей разных психологических направлений. В информационных материалах Приложения к теме 10 представлена только одна психологическая школа – отечественная. Эти материалы могут быть использованы для разработки содержания ответов на вопросы №3 и №4.

Для подготовки к обсуждению вопроса №2 следует использовать список литературы к семинару и материалы лекционных занятий. Рекомендуется обратить внимание на работу Д.Б. Эльконина «Переход от раннего детства к дошкольному возрасту» (В кн. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 101 – 106)

Как и на предыдущих занятиях, на семинаре предполагается использование групповой формы работы, что требует наличия текстов – письменных вариантов индивидуальной проработки вопросов семинара и заданий к нему.

Задания для подготовки к семинару

Задание 1. Предположим, что вы – сторонник теорий научения (теорий психоаналитического направления). Как бы вы объяснили причины изменений, происходящих с детской игрой в последние десятилетия. Составьте комментарий к факту обеднения сюжетно-ролевой игры дошкольника, на который указывают отечественные исследователи (Е.Е.Кравцова, 1996).

Задание 2. Развитие дошкольников во всех областях – физической, когнитивной и психосоциальной – усиливается благодаря самостоятельным играм детей (Г.Крайг, 2000). Игра дошкольника претерпевает изменения в границах возраста, что становится предметом психологического исследования. Так, известный отечественный психолог Е.Е.Кравцова предлагает следующую последовательность развития игры: режиссерская – образная – сюжетно-ролевая – игра с правилами – режиссерская. Фрагмент из ее книги приведен ниже.

· Опишите несколько игр, в которые играют современные дошкольники (на всем протяжении этого периода). Для сбора информации используйте методы самоотчета[27].

· Совпадают ли ваши данные с позицией Е.Е.Кравцовой относительно логики развития детской игры?

Задание 3. В отечественной возрастной психологии общепринятым является тот факт, что дошкольный период имеет значение для развития образных форм познания окружающего мира.

· Используя фрагмент из кн. Е.Е.Кравцовой (см. задание№2) и источники из библиографического списка, составьте текст, объясняющий, в какой степени игра способствует становлению и развитию ярких образных впечатлений дошкольника.

· Обратитесь к составленному тексту. Можно ли его использовать для просвещения родителей? При необходимости внесите соответствующие изменения.

Задания для углубленного изучения темы

1. Согласно результатам психологических исследований, игра современного ребенка все больше беднеет и скудеет, несмотря на то, что написано большое число книг, пособий, методик по обучению детей игре. В чем проблема? Предложите вариант исследования сложившейся ситуации.

2. Как было указано в предыдущем задании, сюжетно-ролевая игра современных детей претерпевает значительные изменения. Одну из причин сложившейся ситуации психологи видят в том, что взрослые – прежде всего, родители – либо совсем не играют с детьми, либо играют неправильно. Что предлагают зарубежные и отечественные исследователи для изменения ситуации? Можно ли научить взрослых тому, как играть с ребенком? Разработайте один из возможных вариантов влияния в отношении воспитывающих ребенка взрослых с указанной целью.

3. Детские капризы и упрямство могут быть показателями нормативного развития ребенка – проявлениями, симптомами возрастного кризиса. С точки зрения родителей подобное поведение должно быть наказуемо. Разработайте материалы для осуществления просветительской работы с родителями, направленной на прояснение причин возникновения детских капризов, детского упрямства, на обучение взрослых способам разрешения трудных ситуаций.

4. Необходимость вмешательства взрослого в процесс психического развития ребёнка-дошкольника, зачастую, понимается односторонне – как усиленная и односторонняя стимуляция познавательного развития. Взрослые, воспитывающие дошкольника, стремятся, как можно раньше начать обучение детей, забывая о том, что обучать дошкольников, как в школе, нельзя. Сформулируйте возможные темы выступлений (по указанной проблеме) на педагогическом совете образовательного учреждения для осуществления просветительской работы с сотрудниками. Представьте развернутое обоснование актуальности и целесообразности каждой из предлагаемых тем. Разработайте текст одного из докладов.

Литература

Основная

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 153-192.
  2. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. – С. 73-98.
  3. Дети и подростки: психология развития/ Д.Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 350-361, 534-542.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – С. 26-40, 51-56, 265- 272.
  5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. 1996. С. 36-54
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер». – С. 390-398.
  7. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 270-285.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – С. 262-270, 273-275.

9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том I. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 12-37, 69-100, 116-127, 202-206.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 307-361.

12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 101-116, 130-135, 143-238.

13. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн./ пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 197-234.

Дополнительная

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М.: Издательство «Просвещение», 1969.
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – С. 94-123.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М., 1997.

6. Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. – СПб., 2004.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

8. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001.

Приложение к теме 9

Источник: Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. 1996. С. 36-54

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я — ИГРА!

/…/ Как нам не пропустить зарождение игры? В чем специ­фика ее начальных форм?

/…/ Давайте начнем все-таки с сюжетно-ролевой игры. Как мы уже говорили, в ней две линии. Одна связана с сюжетом, другая — с ролевыми позициями, при помощи которых осуществляется игра. А если есть две довольно независимые линии, то, значит, ребенку необходимо овладеть ими, прежде чем он приступит к сюжетно-ролевой игре.

На рубеже 2 – 3 лет у ребенка возникает интересное занятие: он берет множество мелких предметов и расставляет их перед собой на стуле, на полу или на подоконнике. Он издает не очень нам понятные звуки, переставляет предметы, убирает одни и на их место ставит другие. Причем это могут быть самые разные вещи: и кубики, и пуговицы, и мамина помада, и папины гвозди, и множество других мелких вещей, которые попадутся ребенку под руку. Взрослые, как правило, не очень обращают внимание на эту деятель­ность (если только малыш не использует в ней совсем запретные предметы). И действительно, на первый взгляд, ну какая в ней польза? А ведь на самом деле перед на­ми — игра! Да, да, первая форма игры, без которой ни ее других форм, ни воображения у ребенка не разовьется. Психологи назвали эту игру режиссерской. И правда, в ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре сам создает сюжет, сценарий. Это часто очень удивляет окружающих: как такой маленький сам придумывает сюжет? Мы, взрослые, при­выкли к тому, что самостоятельность в чем-либо, в том числе и в придумывании сюжета, появляется как своеобразный результат той или иной деятельности. Это действительно так, но если ребенок с самого начала не проявит самостоятельности в своей деятельности, он никогда к ней не придет. Он так и будет, как его научили, измерять температуру и смотреть горло, даже если болит пятка.

Очень важно поэтому (даже необходимо!), чтобы первые игры малыша развивались по самостоятельно придуманным им сюжетам. Конечно, эти сюжеты еще очень просты, они могут состоять всего из одного двух предложений, но они принадлежат самому ребенку — его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Вот тут то и нужны кубики, которые могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками, и просто ку­биками, и нужна мамина помада, из которой может полу­читься замечательная пушка или цветок, нужны папины гвозди, которые превратятся в солдатиков или перекресток с регулировщиком. Другими словами, ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т.е. представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». Поэтому малыш может очень долго заниматься с различными мелкими предметами. Наконец, последний, четвертый момент, на который мы хотели бы обратить внимание, это то, что ребенок исполня­ет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры – н научается «видеть целое раньше частей». В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персона­жей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей – вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать волшебником.

Теперь давайте посмотрим, что делает ребенок в режиссерской игре. Мы уже обратили внимание на его внешние действия: расставляет множество предметов на какой-либо плоскости и играет с ними. Где же тут сюжет, да еще и самостоятельный?

Прихожу я как-то в гости к друзьям. У них малыш трех лет. Он выбежал навстречу гостям, получил «положенные» ему подарки и удалился. Спустя некоторое время я поинте­ресовалась: «А где же Олег?» «Он играет», — ответила мать мальчика. «Но где и с кем?» Меня пригласили посмотреть. Мы вошли в другую комнату и увидели такую картину: ребенок придвинул табуретку к окну, а на подоконнике вы­строились машинки. Мальчик гудел, что-то говорил, и одна машина пропускала вперед другую, некоторые сталкивались, другие исчезали с «мостовой», уступая место кубикам и фантикам из-под конфет.

«Любимое место для игры, — удрученно вздохнула мама. — Купили ему стол, а он все равно играет на подоконнике». Я выглянула в окно: по улице с шумом проносились машины. Визжали тормозами, останавливались около свето­фора, срывались с места, когда загорался зеленый. Короче говоря, улица жила своей обычной полнокровной жизнью.

Что же делает малыш? Слепо копирует происходящее на улице? Нет. Он, конечно, набирает опыт, и поэтому окно и подоконник для него имеют огромное значение, но глав­ное — он соединяет сюжетом, по смыслу, разные предметы. Вот он говорит от имени красной машинки тоненьким голос­ком: «Пропусти меня, я очень спешу», и уже другим голо­сом, более грубым от имени большого кубика, заслонившего дорогу: «Не пущу, мне здесь надо быть». Где, на какой улице малыш слышал этот диалог? Хотя, конечно, сама сцена на дороге достаточно типична. Но мальчик сделал главное — он соединил кубик и красную машинку по смыслу, т.е. не по классу, не по формальному, «взрослому» признаку, а рассказом. И кубик, который раньше никакого отношения ни к машинке, ни к ситуации на улице не имел, оказался прямо и непосредственно связанным и с уличным движением, и с красной машинкой.

Таким образом, в режиссерской игре ребенок обучается придумывать сюжет, соединяя отдельные предметы в одном рассказе.

Перевернув несколько страниц назад, мы вспомним, что объединение единым сюжетом нескольких предметов есть неотъемлемая часть воображения. Это еще раз говорит о важном значении режиссерской игры для развития вообра­жения.

Для возникновения и развития режиссерской игры тре­буются определенные условия, но к ним мы вернемся чуть позже, а пока у нас на очереди другая игра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.