Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8




Классификация и особенности маркетинга финансовых услуг

 

 

Расширение спектра финансовых услуг и возрастание роли небанковских финансовых учреждений в инвестиционном процессе — важная составляющая экономического роста.

Современный финансовый сектор Украины, вследствие институционных и функциональных характеристик, не в полной мере отвечает тенденциям мировых финансовых рынков.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что хорошо налаженное страховое дело, развитие и надлежащее функционирование небанковских кредитных учреждений, пенсионных фондов, других видов финансовых посредников и институционных инвесторов способствуют стабильности финансовых систем и решению социальных проблем. Во многих странах мира уровень развития небанковского финансового сектора и финансовых рынков в целом является индикатором зрелости рыночных отношений.

 

Рынок страховых услуг

Самый динамичный по темпам развития — рынок страховых услуг. По состоянию на 31 декабря 2003 года в Украине действовало 357 страховых компаний (на 31 декабря 2002 года — 338). Из общего количества страховых компаний 30 страховщиков осуществляют деятельность по страхованию жизни и 327 — по иным видам страхования. Общая сумма страховых премий, полученных страховщиками в 2003 году, составляла 9 135,3 млн. грн.

По сравнению с аналогичным периодом 2002 года объемы страховых премий возросли на 4 693,2 млн. грн. (в 2,1 раза). Сумма страховых премий, полученных непосредственно от страхователей, за 2003 год составляла 7 595,5 млн. грн., в том числе от страхователей-граждан — 692,3 млн. грн.

Несмотря на номинальный рост объемов страхового рынка, отрасль обеспечивает перераспределение 3,47% ВВП (аналогичный показатель для развитых стран — 8-12 %). С одной стороны, это свидетельствует о потенциальных возможностях ее дальнейшего развития, а с другой — о том, что страховой рынок сегодня не в полной мере аккумулирует существующие инвестиционные ресурсы. Недостаточный объем сформированных страховых резервов, а также слабый сектор страхования жизни не дают возможности государству получать существенный объем долгосрочных инвестиций в экономику.

За 2003 год собственный капитал страховщиков составил 6 835,8 млн. грн. По размеру собственного капитала: 267 страховщиков имеют капитал больше 5 млн. грн.; 71 — от 1,0 до 4,9 млн. грн.; 16 — от 0,5 до 0,9 млн. грн. и 3 страховщика — меньше 0,49.

Страхование — конкурентная отрасль. Доля первых трех страховых компаний по поступлениям страховых премий от общих (валовых) страховых премий по Украине за 2003 год составила 23,1% (за такой же период 2002 года — 18,13%). Величина индекса Херфиндаля для страхового рынка Украины составила 282,1 пункты (за 2002 год — 236,1).

Общая сумма активов страховщиков, определенных статьей 31 Закона Украины "О страховании" для представления страховых резервов, за 2003 год составила 9 029,78 млн. грн. Основную часть в структуре указанных активов занимают акции и облигации (36,2%), права требования к перестраховщикам (26,5%), денежные средства на расчетных счетах (18,9%) и банковские вклады (15,6%).

За последние годы уровень страховых выплат постоянно уменьшался: за 2003 год он составил 9,4% против 12,2% в 2002 году и 13,9% в 2001 году. За последний период по видам обязательного страхования уровень выплат составлил 33,7%, а по добровольному имущественному страхованию — лишь 5,8%. Это свидетельствует о наличии отрицательной тенденции, поскольку в мировой практике ситуация на страховом рынке считается неудовлетворительной, если уровень выплат меньше 70%.

Активно развивается рынок перестрахования. Тем не менее, при этом уплаченные суммы перестрахования резко преобладают над суммами полученными. Так, если за 2003 год украинские страховщики получили на перестрахование рисков от перестраховщиков-нерезидентов 10,6 млн. грн., то за этот же период ими уплачено на перестрахование 5,4 млрд. грн. (59,3% от страховых премий), из них: перестраховщикам-нерезидентам — 3,2 млрд. грн. (34,8% от валовых премий по всему рынку), перестраховщикам-резидентам — 2,2 млрд. грн. (24,5% соответственно).

Наибольшие суммы уплачены на перестрахование по добровольным видам имущественного страхования (63,6% от премий по этим видам) — 4 854,0 млн. грн., в том числе за пределы Украины — 2 746,3 млн. грн. По договорам страхования жизни уплачено на перестрахование 23,9 млн. грн. (32,8% от премий по этому виду). Почти все операции относительно перестрахования рисков по договорам страхования жизни проводились с перестраховщиками-нерезидентами.

Недостаточно развиты в Украине такие социально значимые виды страхования, как пенсионное, медицинское и страхование жизни. В целом застрахованы лишь до 10% рисков, тогда как в большинстве экономически развитых стран этот показатель достигает 90-95%.

 

Развитие небанковских кредитных учреждений и ломбардов

Мировой опыт свидетельствует, что на рынке микрокредитования особенно успешно действуют разные типы небанковских кредитных учреждений. На сегодня по статистике в Украине зарегистрировано почти 1 100 кредитных союзов. Продолжительное время кредитные союзы создавались и функционировали по законодательству об общественных организациях. Законодательная база для создания и деятельности кредитных союзов представлена Законом Украины “О кредитных союзах" от 20 декабря 2001 года, в котором определены организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности кредитных союзов и их объединений. Нормативная база деятельности кредитных союзов и объединенных кредитных союзов сейчас активно формируется Госфинуслуг.

Большая часть кредитных союзов сконцентрирована в Киеве, Киевской, Донецкой, Луганской, Харьковской, Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. В кредитных союзах объединены более 300 тысяч физических лиц.

Общий объем активов, которыми владеют кредитные союзы, по полученной в 2003 году информации, — 206, 4 млн. грн. Почти 93% активов размещены в кредитах, которые составляют 191,6 млн. грн. Лишь 7% активов составляют основные средства и средства в кассе, на текущих счетах, депозитных счетах в банках и т.п. Государственные ценные бумаги представлены в составе активов лишь одного кредитного союза.

Общий размер капитала кредитных союзов равен 76,2 млн. грн., которые на 12,1% сформированы за счет резервного капитала, на 62,3% — паевого капитала, на 25,6% — дополнительного капитала.

Средства, привлеченные от членов кредитных союзов на депозитные счета, составляют сумму 108,5 млн. грн. Другие обязательства кредитных союзов формируются за счет кредитов банков, средств, полученных на безвозмездной основе и других заимствований, которые составляют 1,4 млн. грн. Таким образом, обязательства кредитных союзов на 18% больше их собственного капитала.

К моменту утверждения Президентом Украины Положения о Госфинуслуг (4 апреля 2003 года) не существовало единого органа государственной власти, в исключительную компетенцию которого входило бы регулирование и надзор за деятельностью ломбардов. На сегодня регулятивные полномочия относительно деятельности ломбардов возложены на Госфинуслуг, Министерство финансов Украины (в части контроля за оборотом драгоценных металлов и камней и лицензирования) и Пробирную палату Украины. Госфинуслуг разработан проект Закона Украины “О ломбардах и ломбардной деятельности", принятый в декабре 2003 года ВР в первом чтении.

Нормативно-правовой базой регулирования деятельности ломбардов является Типовой устав ломбарда (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 30.03.87 №103), гражданское законодательство Украины, Закон Украины “О залоге", постановления Кабинета Министров Украины относительно деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов и камней.

Деятельность ломбардов многогранная и разносторонняя. Основной вид деятельности — предоставление мгновенных, краткосрочных и небольших по размерам займов на собственный риск под залог. Исключительно предоставлением займов под залог занимаются 85 ломбардов. Довольно активно ломбарды внедряют такие виды деятельности, как торговля невыкупленным из залога имуществом, скупка, ремонт, изготовление и торговля ювелирными изделиями. Существуют ломбарды, которые занимаются только розничной торговлей.

Размеры и масштабы деятельности ломбардов значительно различаются. Сформированный уставной капитал колеблется в пределах от 0,1 до 7,2 млн. грн. и в большинстве случаев формируется за счет денежных средств. Уставной капитал лишь одного ломбарда состоит исключительно из иностранных инвестиций. Минимальная остаточная стоимость основных фондов в собственности одного ломбарда составляет 160 грн., а максимальная — 5,0 млн. грн. Наибольшая величина активов —12,8 млн. грн.

Количество учредителей ломбардов колеблется от 1 до 58 лиц, в большинстве случаев ломбарды организовываются двумя учредителями. 33 ломбарда имеют в составе учредителей юридические лица. Значительное количество ломбардов (45) в процессе своей деятельности образовывают филиалы и представительства. 2 ломбарда, которые создали собственные сети по всей территории Украины, имеют по 58 филиалов. Также еще 2 ломбарда имеют сеть из 26 филиалов.

Кредиты коммерческих банков для осуществления своей деятельности привлекают 30 ломбардов из 181. Максимальный размер заимствования достигает 4,1 млн. грн., минимальный — 3,0 тыс. грн.

Следует обратить внимание на наличие убытков за первое полугодие 2003 года в 7 ломбардах. Их общая сумма — 37,7 тыс. грн. Прибыль, полученная 181 ломбардом за первое полугодие 2003 года, по данным самих ломбардов, составила 4,4 млн. грн. Общая сумма капитала всех ломбардов составляет 19,3 млн. грн.

Общая сумма займов под залог, предоставленных ломбардами, составляет 35,5 млн. грн. В залог получено имущества на сумму 40,4 млн. грн. Основными видами обеспечения выступают изделия из драгоценных металлов и камней, автомобили, посуда, бытовая техника, кожаная одежда, мех, компьютерная техника и оргтехника, мобильные телефоны, часы. Процентная ставка по предоставленным займам колеблется от 0,5 до 1% в день (от 180 до 360 процентов в год).

Точная информация о деятельности действующих кредитных союзов и ломбардов выяснится после проведения Госфинуслуг их регистрации и перерегистрации и внесения в Государственный реестр финансовых учреждений.

 

Негосударственное пенсионное обеспечение

Роль негосударственных пенсионных фондов чрезвычайно важна для украинской экономики, поскольку значительно увеличивает ее инвестиционные возможности, и для населения, так как предоставляет возможность обеспечить дополнительную к государственной социальную защиту. Кроме того, активы пенсионных фондов — одно из средств роста и постоянного функционирования финансового рынка.

В основу Закона Украины “О негосударственном пенсионном обеспечении", принятом Верховной Радой 9 июля 2003 года (вступил в силу 1 января 2004 года), положены основные принципы организации и контроля за системой накопительного пенсионного обеспечения, присущие странам, имеющим значительный опыт развития и содержания таких систем. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине и регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности, регламентирует создание и деятельность негосударственных пенсионных фондов как институтов добровольного пенсионного обеспечения и закладывает основы принципиально нового уровня пенсионной системы Украины — системы накопительного обеспечения.

Внедрение и развитие деятельности негосударственных пенсионных фондов — одно из приоритетных направлений работы Госфинуслуг. На Госфинуслуг возложена задача по разработке нормативно-правовой базы, которая бы позволила надлежащим образом функционировать и развиваться негосударственным пенсионным фондам, а также субъектам системы негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляющим их обслуживание.

С 1992 года в Украине функционируют небанковские финансовые учреждения, которые (учитывая действующее в то время законодательство) предоставляют соответствующие услуги.

При первичном формировании информационной базы существующих негосударственных пенсионных фондов в список внесено 55 организаций, зарегистрированных как негосударственные пенсионные фонды.

За отчетный период проверена деятельность 47 фондов, которые реально функционируют. Остальные снялись с налогового учета и прекратили существование, хотя и зарегистрированы в органах статистики. Общий объем активов, привлеченных в действующие негосударственные пенсионные фонды, составляет 16 млн. грн. Следует отметить, что почти 90% активов аккумулировали 4 самых больших пенсионных фонда:

– "Народный пенсионный фонд "Украина", зарегистрированный в 1995 году в Киеве — 7,8 млн. гривен.;

– "Укоопспілка", зарегистрированный в 1996 году в Киеве — 3,6 млн. грн.;

– "Кримспоживспілка", зарегистрированный в 1997 году в Симферополе — 1,6 млн. грн.;

– "Добробут", зарегистрированный в 1998 году в Киеве — 1,2 млн. грн.

Общее количество граждан, которые принимают участие в негосударственном пенсионном обеспечении, составляет приблизительно 31 тыс. чел. При этом 72 % общего количества участников привлечены в 4 фонда, 3 из которых относятся к самым большим по объему пенсионных активов. Самые большие НПФ по количеству граждан, привлеченных к участию в фонде:

– "Народный пенсионный фонд "Украина" — 14 тысяч;

– "Кримспоживспілка" — 3,2 тысячи;

– Первый украинский негосударственный фонд (Киев) — 3,1 тыс. человек;

– "Укоопспілка" — 1,4 тысячи человек.

Из 22 действующих пенсионных фондов 13 (60%) созданы в системе потребительской кооперации. Каждый фонд этой системы имеет собственных учредителей, работники которых привлечены в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Самые крупные фонды в потребкооперации: „Кримспоживспілка" (Симферополь), „Укоопспілка" (Киев), „Облспоживспілка" (Николаев), „Облспоживспілка" (Одесса). Доля лиц, участвующих в фондах потребительской кооперации, в общем количестве участников системы негосударственного пенсионного обеспечения (31 тыс. чел.) составляет примерно 34% (11 тыс. лиц).

Общий объем активов, привлеченных в фонды потребительской кооперации, — 7 млн. грн., или 43% от общего объема активов, привлеченных в существующую систему негосударственного пенсионного обеспечения (16 млн. грн.).

В среднем на одного участника пенсионного фонда приходится 1 132 грн. активов пенсионного фонда.

Ежемесячный размер пенсионных выплат участникам пенсионных фондов колеблется от 8 до 750 грн., а в среднем эта сумма составляет 40-50 грн. на месяц. Следует отметить, что 7 из 22 организаций, которые осуществляют дополнительное пенсионное обеспечение, еще не проводили пенсионных выплат своим участникам. Это обусловлено тем, что ими установлен минимальный срок начала выплат — три года после первого взноса.

В Киеве действует наибольшее число негосударственных пенсионных фондов — 7 из 22. Остальные расположены в областных центрах: Днепропетровск — 2, Винница, Житомир, Львов, Николаев, Одесса, Ровно, Симферополь, Тернополь, Ужгород, Харьков, Херсон, Черкассы, Чернигов - по 1.

Согласно закону Украины “О негосударственном пенсионном обеспечении" предприятия, учреждения и организации, которые занимаются негосударственным пенсионным обеспечением или в названиях которых используются слова "негосударственный пенсионный фонд" или "пенсионный фонд", могут осуществить реорганизацию в пенсионные фонды, созданные соответственно требованиям этого Закона, в сроки и в порядке, установленные Госфинуслуг, с учетом определенных особенностей.

 

Развитие лизинга, факторинга и доверительного управления имуществом: проблемы и перспективы

В 2003 году в Госфинуслуг информацию о своей деятельности по предоставлению лизинговых услуг подали 14 лизинговых компаний.

Соответственно положениям нового Гражданского кодекса Украины операции финансирования субъектов предпринимательской деятельности под уступку права денежного требования через договора факторинга (предоставление факторинговых услуг) имеют право осуществлять исключительно банки, финансовые учреждения, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, если это прямо предусмотрено законом. Статистические данные свидетельствуют, что в отчетном периоде как факторинговые идентифицировали себя 8 компаний.

Понятие доверительного управления имуществом на данное время законодательством в полной мере не определено. Однако для реализации ряда законов Украины, которые касаются, прежде всего, развития ипотеки, наличие законодательства и нормативно-правовой базы в этой сфере крайне необходимо.

Договорные отношения доверительных обществ с доверителями на территории Украины основывались на договоре поручения. Стоимость активов, находящихся в управлении действующих доверительных обществ, составляет 4,05 млн. грн., 90% из которых приходится на ценные бумаги доверителей, привлеченные за приватизационные бумаги граждан Украины в процессе массовой приватизации.

В связи с вступлением в силу Закона Украины “О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью", которым предусмотрено привлечение средств, в том числе и физических лиц, для строительства жилья через договоры управления и выпуск ценных бумаг, Госфинуслуг в 2003 году начала работу по разработке нормативных актов и решению проблемных вопросов относительно:

– установления требований к управляющим и нормативов их деятельности с целью обеспечения выполнения ими договоров управления имуществом с управителями для защиты их прав;

– четкого распределения ответственности между органами государственной власти относительно надзора за финансовыми учреждениями (в том числе банками), которые осуществляют такую деятельность, путем наделения полномочиями, достаточными для полного контроля за выполнением вышеупомянутых договоров.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.