Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к основной части тематических экскурсий




 

Согласно классификации тематические экскурсии, имеют большой познавательный и воспитательный потенциал. Они организуются как эпизодические мероприятия или циклы экскурсий и по содержанию могут н подразделяться на следующие тематические виды: историко-краеведческие, археологические, этнографические.

Историко-краеведческие экскурсии сосредоточиваются на изучении одного или нескольких значительных событий или ознакомлении с определенным периодом в развитии края.

Археологические экскурсии предполагают знакомство с памятниками, доступными для экскурсионного показа, изучение результатов археологических раскопок и находок (постройки и следы древних поселений, погребений, городищ; орудия труда, утварь, оружие, украшения и т.д.).

Этнографические экскурсии позволяют изучать быт, народны е промыслы, традиции, обряды, культуру в их историческом развитии.

В 1950-1980-е гг. самыми распространенными по тематике и объему экскурсионного обслуживания были историко-револю­ционные и военно-исторические экскурсии, согласно классификации выделявшиеся в отдельные виды тематических экскурсий. В конце XX в. спрос на них упал, их отнесли к экскурсиям исторической тематики, и туристические предприятия стали возвращаться к их разработке в соответствии с запросами потенциальных клиентов или при появлении новых исторически значимых объектов (например, историко-культурного комплекса «Линия Сталина»).

Предмет исторической экскурсии – памятники материальной и духовной культуры, исторические места, связанные с революционной, боевой и трудовой славой белорусского народа, с малой родиной знаменитых людей, прославивших Беларусь.

Экскурсии исторической тематики выполняют важную идейно–воспитательную роль, их цель – формирование чувства гордости, любви и уважения к истории родной страны; задачи – популяризация историко-культурного наследия, формирование умения давать оценку прошлого во взаимосвязи с настоящим и будущим рассматриваемых исторических событий и явлений, определение роли личности в истории и, конечно же, воспитание бе­режного отношения к памятникам прошлого.

Экскурсии по историческим местам страны – это не только популяризация памятников старины.

Их важными функциями остаются научно-познавательная и воспитательная, в своем единстве содействующие формированию и воспитанию одного из основных качеств личности – патриотизма.

На историко-краеведческих экскурсиях люди открывают для себя историю улиц и зданий, знакомятся с памятниками героям, архитектурными ансамблями, мемориальными досками, узнают об исторических явлениях, примечательных фактах из жизни предков.

Наиболее оптимальным считается построение маршрута экскурсии по хронологическому принципу, хотя не исключены также тематический и тематико-хронологический (или комплексный) принципы. Если расположение объектов показа затрудняет хронологический подход, экскурсовод должен обеспечить логическую последовательность изложения материала, опираясь на документальный ряд в соответствии с важнейшими требованиями к тексту экскурсии – точность, достоверность и научность. Особенностью содержания экскурсий на различные исторические темы является отражение исторической эпохи через ха­рактеристику социально-экономической формации, роли народа и личности в истории. Сообщая познавательную информацию о развитии общества, науки, культуры и искусства в ту или иную эпоху, экскурсовод способствует расширению кругозора участни­ков экскурсии, обогащает их духовный мир. Его оценка событий и людей, имеющих отношение к определенным экскурсионным объектам, должна быть объективной. Большое значение имеет подлинность объектов, играющих роль вещественного истори­ческого источника, она определяет важность очерченных экскурсоводом вопросов и влияет на впечатления экскурсантов.

Вещественными историческими источниками выступают памятные места, события сооружения, связанные с различными видами деятельности (общественной, культурной, производственной и пр.) людей, произведения их материального и духовного творчества, имеющие историческую, художественную или науч­ную ценность, а именно:

- исторические памятники – сооружения, места событий, ставших важнейшими вехами в истории человечества;

- мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей (ученых, писателей, деятелей искусств, полководцев, героев войны и труда);

- памятники истории, науки, техники (в том числе военной), промышленности и быта;

- памятники археологии – курганы, городища, стоянки, зем­ляные валы, древние надписи, рисунки, захоронения и т.д.;

- памятники архитектуры – здания (жилые, культовые, промышленные, общественные), мавзолеи, крепостные и надгробные сооружения (или их фрагменты), мосты, триумфальные арки, различного рода постройки, представляющие интерес с точки зрения истории архитектуры;

- памятники искусства (как отдельно взятые, так и связанные с архитектурными сооружениями), имеющие художественную ценность (скульптурные памятники и монументы, объекты садово-паркового искусства, произведения монументальной живопи­си, изобразительного и декоративно-прикладного искусства).

Поскольку объекты исторических экскурсий чаще всего многоплановы, приемы их презентации могут носить комплексный характер. Реконструкция воссоздание исторических событий или целой эпохи с привязкой к месту, где они происходили. Наряду с ней применяется локализация места событий. Если экскурсионные объекты имеют не только историческую, но и художественную либо культурно-архитектурную ценность, экскурсовод использует исторический, искусствоведческий или архитектурный анализ, рассказывает о стилях определенной эпохи, деятельности и судьбах ее выразителей.

Включение в экскурсию мест археологических раскопок, подтверждающих историческую ценность объектов действует на воображение экскурсантов. Если объекты раскопок законсервированы (как, например, Минское замчище), можно осмотреть находки археологов, хранящиеся в экспозициях исторических и краеведческих музеев, а также познакомиться с дополнительным иллюстративным материалом. Последний может быть представлен в виде письменных и вещественных источников информации (фотокопии, картографические материалы, репродукции и пр.) из портфеля экскурсовода. Памятники истории и культуры Республики Беларусь наглядное свидетельство непрерывной связи поколений, включая и современное. Развитие общества, изменение его структуры, свершение ярких событий дают импульс для рождения новых памятников. Задача экскурсовода — освещать историческое прошлое с учетом современных процессов, технологий, достижений, чтобы придать актуальность историческому материалу экскурсии. Следует обращать внимание экскурсантов на заботу государства о реставрации и охране памятников прошлого, включенных в экскурсионный показ. В настоящее время под охраной государства находятся более 17,5 тыс. недвижимых памятников истории и культуры Республики Беларусь, миллионы музейных экспонатов. Множество городских застроек признаны имеющими историческое значение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.