Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анри Файоль. Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1920 – 1950 г.г




АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1920 – 1950 г.г. Если представители «школы научного управления» посвятили свои исследования управлению производством, то классическая школа занималась разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием основ организации управленческого труда.

К представителям административной школы управления относят следующих исследователей в области управления (рисунок 1).

 


Рисунок 1: Представители административной

(классической) школы управления

Основоположником административной школы управления (и отцом менеджмента) является Анри Файоль, которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ века.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он в своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923 г.) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (рисунок 1):

 
 

 

 


Рисунок 1: Процесс управления

 

Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления. Предвидению он уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - … означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать».

На основе выделения вышеуказанных функций А. Файоль дает определение понятию «управление».

 
 

 


Рассматривая понятие «управление», Файоль считал, что:

· Предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

· Организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия;

· Распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать;

· Координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

· Контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Файоль, рассматривая управление как процесс, считал, что оно имеет место во всех без исключения организациях – военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных – вне зависимости от их характера и размера.

Анри Файоль выделил не только 5 основных функций процесса управления, он рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности:

1. Технологическая/техническая деятельность (производство, обработка, применение);

2. Коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);

3. Финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов, балансовый отчет, статистика);

5. Защитная функция (защита собственности и личности);

6. Административная/управленческая деятельность (воздействие на личный состав).

На основе собственной управленческой деятельности, а также анализируя опыт других менеджеров, А. Файолембыли разработаны принципы управления, которые были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует осуществлять процесс управления (рисунок 1).


Рисунок 1: Принципы управления (согласно А. Файолю)

1. Разделение труда. Количество обязанностей и задач каждого отдельного исполнителя должно сводиться к минимуму за счет как можно более узкой специализации. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.

2. Полномочия. Власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия формальной позиции, либо за счет неформального статуса.

3. Дисциплина. Контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины - подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и вынесение любых наказаний исключительно на основании установленных правил.

4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления коммуникации внутри организации.

5. Единство направления. Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом.

6. Субординация. Личные интересы подчинены общим. Интересы организации превыше всего.

7. Вознаграждение. Заработная плата должна соответствовать заслугам. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.

8. Централизация/децентрализация. Понятие централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой.

9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, связывающие руководителя всей организации через цепочку руководителей низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой иерархии снижает гибкость организации и ее способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.

10. Порядок. Последовательность или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, отражающий ее порядок.

11. Равенство. Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам.

12. Стабильность. Работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных. Это обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности.

13. Инициатива. Служащих следует побуждать подавать новые идеи и предложения, которые можно будет использовать на благо организации.

14. Корпоративный дух. Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.

А. Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем.

Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование». Для этого, Файоль разработал перечень личных качеств управляющего, которыми последний должен обладать, и которые необходимы для работы с персоналом (рисунок 1).

 


Рисунок 1: Перечень личных качеств настоящего управляющего

Работы Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом осмыслении практики управления. В этом смысле его 5 функций и 14 принципов до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев, несмотря на упреки в том, что они сформулированы слишком широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми.

Принципы Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почты, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.