Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные правовые акты, посвященные противодействию коррупции




НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

 

 

 

I) Правовая регламентация противодействия коррупции нашла свое отражение в международных правовых актах принятых Организацией Объединенных Наций, а также региональными международными организациями.

Важнейшим документом ООН, посвященным системе мер противодействия коррупции является Конвенция ООН 2003г. против коррупции, которая вступила в силу 14 декабря 2005 года и был ратифицирована Республикой Беларусь законом от 25.11.2004 N 344-з.

Конвенцией ООН против коррупции раскрывает понятие должностного лица, под которым понимается:

¨ публичное должностное лицо» означает: i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника;

¨ «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;

¨ «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Все антикорупционные меры, предусмотренные данной конвенцией можно разделить на пять групп: а) меры по предупреждению коррупцию; б) меры, направленные на криминализацию конкретных коррупционных проявлений; в) меры по осуществлению международного сотрудничества в борьбе с коррупцией; г) меры по возвращению активов; д) меры по оказанию технической помощи и обмену информацией.

Глава IIIКонвенции ООН против коррупции предусматривает систему деяний, признаваемых коррупционными. К ней относятся: а) подкуп национальных публичных должностных лиц; б) подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; в) хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; г) злоупотребление влиянием в корыстных целях; д) злоупотребление служебным положением; е) незаконное обогащение; ж) подкуп в частном секторе; з) хищение имущества в частном секторе; и) отмывание доходов от преступлений; сокрытие; к) .воспрепятствование осуществлению правосудия.



II) Международный кодекс поведения государственных должностных лиц был принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года.

Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. Данная декларация носит рекомендательный характер, однако в ней закреплены основные антикоррупционные принципы поведения государственных должностных лиц государств-членов ООН качающиеся: а) коллизий интересов и отказа от прав должностного лица после ухода со службы: б) сообщения сведений об активах, принадлежащих государственным должностным лицам; в) принятия подарков и других знаков внимания; г) конфиденциальной информации; д) политической деятельности.

III) Резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года была также принята Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.

В рамках данной декларации государства участники ООН обязуются принимать эффективные и конкретные меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях, в частности обеспечивать эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в международных коммерческих операциях, содействовать принятию законов в этих целях там, где их не существует, и призывать находящиеся под их юрисдикцией частные и государственные корпорации, занимающиеся международными коммерческими операциями, в том числе транснациональные корпорации, и отдельных лиц, занимающихся такими операциями, содействовать достижению целей настоящей Декларации.

Следует отметить, что данная декларация раскрывает понятие взятки в международных коммерческих операциях, под которой понимается:

¨ предложение, обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

¨ вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

IV) На европейском уровне приняты несколько конвенции направленных на противодействие коррупции. В частности, речь идет о Конвенции Совета Европы 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию», которая вступила в силу 1 июля 2002 года и была ратифицирована Республикой Беларусь законом от 26.05.2003 N 199-з.

Система антикоррупционных мер, предусмотренных Конвецией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», состоит из а) мер, которые должны быть приняты на национальном уровне; б) мер в области международного сотрудничества.

В данной Конвенции рассматривает понятие публичного должностного лица, под которым в соответствии с пунктом а) ст. 1 понимается "должностное лицо", "публичный служащий", "мэр", "министр" или "судья", существующие в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства. Термин "судья", включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности.

Помимо этого Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» предусмотрена система уголовно-наказуемых деяний признаваемых коррупционными. К ним относятся: а) активный подкуп национальных публичных должностных лиц (предоставление неправомерного преимущества); б) пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц (получение неправомерного преимущества); в) подкуп членов национальных публичных собраний, осуществляющих законодательные или административные полномочия; г) Подкуп членов иностранных публичных собраний; д) Активный подкуп в частном секторе; е) пассивный подкуп в частном секторе; ж) подкуп должностных лиц международных организаций; з) подкуп членов международных парламентских собраний; и) подкуп судей и должностных лиц международных судов; к) злоупотребление влиянием в корыстных целях; л) отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией; м) правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Помимо этого рассматриваемой Конвенцией предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

V) Система антикоррупционных мер гражданско-правового характера предусмотрена Конвенцией Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» от 4 ноября 1999 года. Данная Конвенция вступила в силу 1 ноября 2003 года и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 26.12.2005 №75-з.

В соответствии с данной Конвенцией каждое государство-участник предусматривает в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков.

При этом каждая сторона участник Конвенции предусматривает в своем национальном законодательстве: а) нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба. Такое возмещение может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда; б) нормы о том, что сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы.

Каждая Сторона Конвенции предусматривает в своем национальном законодательстве, что к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее трех лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее подобный иск не может быть предъявлен по истечении десяти лет с момента совершения акта коррупции.

VI) В рамках деятельности Государств-участников СНГ противодействию коррупции посвящен Модельный закон о противодействии коррупции в редакции 2008 года.

В соответствии со ст. 3 данного Модельного закона коррупция представляет собой совершение субъектом, коррупционных правонарушений, виновного противоправного деяния, носящего общественно опасный характер, направленного на использование своего служебного положения и связанных с ним возможностей для неправомерного получения материальных и иных благ в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, предложения или предоставления ему таких благ физическим или юридическим лицом. Коррупцией также является подкуп таких лиц.

В этой же статье закреплено понятие коррупционного правонарушения, под которым следует пониматьпротивоправные виновные деяния (действие или бездействие): преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, совершенные субъектом коррупции в целях. Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящий момент принят лишь перечень коррупционных преступлений. Перечень коорупциооных правонарушения содержиться в Законе Республике «Беларусь «О борьбе с коррупцией», однако он не в полной мере согласуется с действующим уголовным, административно-деликтным и гражданским законодательством.

Субъектами коррупционных правонарушений в соответствии со ст. 10 данного Модельного закона должны являться все лица, являющиеся публичными (государственными, муниципальными) и иными служащими, в соответствии с законодательством государства, а также должностные лица центрального органа банковской системы, прокуратуры, судов, правоохранительных органов и т д.

Помимо это в Модельном законе о противодействии коррупции в редакции 2008 года содержатся нормы, посвященные: а) системе мере противодействия коррупции; б) субъектам противодействия коррупции; в)ответственности за коррупционные правонарушения.





Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.205.159.168
Генерация страницы за: 0.084 сек.