Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в рамках криминологической экспертизы нормативных правовых актов




Нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Республике Беларусь. Субъекты противодействия коррупции в Республике Беларусь.

I) Основным нормативным актом, посвященным организационным основам противодействия коррупции в Республике Беларусь, является Законе Республики Беларусь № 165-з 2006 года «О борьбе с коррупцией».

В Законе «О борьбе с коррупцией»:

¨ содержится определение понятия коррупции (ст.1);

¨ содержится определение и виды государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст.1);

¨ раскрываются понятие субъектов правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений (ст.1);

¨ раскрывается системы мер борьбы с коррупцией (ст. 5);;

¨ устанавливается система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (гл. 2);

¨ определяются меры предупреждения коррупции (гл. 3);

¨ закрепляется перечень правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений (гл. 4);

¨ устанавливаются меры по устранению последствий коррупционных правонарушений (гл. 5);

¨ определяются меры по контролю и надзору за деятельностью по борьбе с коррупцией (гл. 6).

II) Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией является Генеральная прокуратура Республики Беларусь. В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь:

¨ аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

¨ анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

¨ координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

¨ осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований Закона «О борьбе с коррупцией» и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь;

¨ готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;

¨ осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Борьбу с коррупцией в Республике Беларусь осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвуют: Следственный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь О борьбе с коррупцией» координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется Координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией, деятельность регламентируется Указом Президента Республики Беларусь 17 декабря 2007 г. № 644.

Координационное совещание образуется в целях осуществления на основе анализа правоприменительной практики согласованных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

Работу координационных совещаний организуют Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур.

В Республике Беларусь действуют:

¨ республиканское координационное совещание;

¨ координационные совещания в областях и г. Минске;

¨ координационные совещания в районах, районах в городах, городах;

¨ координационные совещания в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, и на транспорте.

Председателями координационных совещаний являются Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур. Заседания координационного совещания созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения координационного совещания являются обязательными для выполнения государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, государственными органами и иными организациями, участвующими в борьбе коррупцией, и их должностными лицами.

Основными задачами Координационного совещания является следующее:

¨ анализ состояния и динамики преступности, тенденции и закономерности изменения криминогенной ситуации, прогнозная оценка с учетом результативности проводимой работы по соблюдению законности и обеспечению правопорядка;

¨ вырабатка комплекса согласованных оперативно-тактических и организационных мер по нейтрализации негативных изменений криминогенной ситуации, повышению эффективности деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений;

¨ содействие выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией;

¨ оценка эффективности правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

¨ привлечение специалистов (ученых) в области правоохранительной деятельности для подготовки аналитических материалов и согласованных предложений по совершенствованию правового, криминологического и криминалистического обеспечения деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией;

¨ анализ практики выполнения международных договоров Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, организация внедрения положительного зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией в правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и в деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

¨ организация освещения актуальных проблем борьбы с преступностью и коррупцией в средствах массовой информации.


Тема № 7.

Антикоррупционная криминологическая экспертиза нормативных правовых актов

Вопрос № 1. Правовая регламентация антикоррупционной криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

Криминологическая экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте нормативного правового акта норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений, а также в целях разработки и внесения научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков. В зависимости от вида экспертного учреждения, проводящего криминологическую экспертизу нормативных правовых актов, выделяются: государственная, общественная и научная криминологическая экспертиза.

Общественная криминологическая экспертиза проводится общественными объединения­ ми в рамках их деятельности. Научная криминологическая экспертиза проводится учреж­ дениями образования и научно-исследовательскими учреждениями. Общественная и научная криминологическая экспертиза проводятся по поручению субъекта законодательной инициативы или по собственной инициативе общественными либо научными учреждениями. В настоящее время проведение общественной и научной криминологической экспертизы проектов законов в Республике Беларусь нормативно не урегулировано.

Основанием для про­ ведения государственной криминологической экспертизы является направление проекта нормативного правового акта соответствующим субъектом права законодательной иници­ ативы. Порядок проведения государственной криминологической экспертизы определен Указом Президента Республики Беларусь № 244 от 29 мая 2007 года «О криминологической экспертизе». Осуществление криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов данным Указом Президента Республики Беларусь возложено на государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».

Основными задачами криминологической экспертизы являются:

¨ объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;

¨ подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов (правовых актах) недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;

¨ формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 6 июня 2011 г. № 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» проведение обязательной криминологической экспертизы осуществляется:

1. с 1 января 2012 г. – в отношении проектов правовых актов, принимаемых Советом Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2015г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором:

¨ к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству,

¨ законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности.

¨ проектов правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь.

2. с 1 января 2014 г. – в отношении проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2017 г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь:

¨ к конституционному законодательству,

¨ законодательству о труде и занятости населения,

¨ о браке и семье,

¨ жилищному законодательству,

¨ законодательству о социальной защите и социальном страховании,

¨ о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта,

¨ об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов,

¨ в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности,

¨ об административных правонарушениях,

¨ к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях,

¨ законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному,

¨ таможенному законодательству.

Криминологическая экспертиза ранее принятых (изданных) правовых актов проводится по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры.

Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов правовых актов:

¨ являющихся ненормативными;

¨ предусматривающих выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь и поправок к ним;

¨ относящихся к локальным нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам;

¨ содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

¨ по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.