Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взяточничество как уголовно-правовое явление




Проблема совершенствования уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности.

В совершенствовании нуждается и статья 429 УК (незаконное участие в предпринимательской деятельности). Конструкция объ­ ективной стороны данного преступления сформулирована следую щим образом: учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организаций, осуществляющей предпри­ нимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме.

В указанной статье, казалось бы, хорошо отражена вся пробле­ ма, которая фиксирует возможность сращивания бизнеса и власти на основе коррупционных соглашений. Вместе с тем, применение указанной нормы в следственной и судебной практике единично. Норма фактически не применяется. В известной степени это связа­ но с ее определенными дефектами, что позволяет осуществлять на практике коррупционные соглашения чиновников и бизнеса, не нарушая этой нормы. Идти на создание предпринимательской структуры для публичного должностного лица дело чрезвычайно рискованное и очевидное, как и предметно участвовать в управле­нии такой организацией. Очень трудно доказать факт участия в управлении предпринимательской структурой, поскольку оно предполагает осуществление и реализацию определенного рода функциональных полномочий. Можно участвовать в предприни­мательской структуре и достаточно эффективно, оказывая ей со­действие, без участия в управлении ее делами, что и делается повсеместно должностными лицами. Поэтому ответственность должна быть предусмотрена не за участие в управлении, а за участие в деятельности такой организации.

 

 

6. Правила квалификации преступлений против интересов службы, закреплённые в Примечаниях к главе 35 УК.

При квалификации должностных преступлений и их раз­граничении необходимо следовать правилу: подлежит при­менению та норма, которая, прежде всего, с наибольшей полнотой охватывает и вместе с тем в деталях соответ­ствует признакам конкретного преступления. В этом смысле с указанными оговорками необходимо следовать пра­вилу о квалификации при конкуренции норм: применяется статья, предусматривающая специальный состав преступле­ния, а не общий. Поскольку в таком случае отсутствует совокупность преступлений, дополнительная квалификация по статьям главы 35 УК не требуется (ч. 1 примечаний к главе 35 УК).

Статьи главы 35 УК «Преступления против интересов службы» применяются только в том случае, если ответственность за деяние должностного лица не предусмотрена в иных главах УК.

Другое правило действует тогда, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, совершает преступ­ление, состав которого не предусматривает должностное лицо в качестве специального субъекта. В ч. 1 примечаний к гл. 35 УК установлено: «Должностное лицо, которое ис­пользовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступле­ний. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоя­щей главы».

Характерными являются случаи, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, совершает соучастие в преступлении, которое исполняется другим лицом. Это могут быть, например:

1. организация должностным лицом преступления совершенного его подчиненными;

2. склонение должностным лицом своего подчиненного к преступлению с использованием его служебной зависимости;

3. заранее обещанное должностным лицом непрепятствование совершению преступления;

4. пособничество со стороны сотрудника таможенного органа уклонению от уплаты таможенных платежей путем незаконного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров.

В этих случаях содеянное при наличии других обязательных признаков состава должно квалифицироваться по совокупности преступлений как соответствующее преступление против интересов службы – злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица либо превышении власти или служебных полномочий (ст. 424-426 УК) и, кроме того, соучастие в преступлении исполнителя (с ссылкой на ч. 4, 5 или 6 ст. 16 УК). Это идеальная совокупность преступлений, когда одним действием совершается одновременно и должностное преступление, и соучастие в ином преступлении.

 

 

0. Коррупционные преступления и проступки: проблемы отграничения

 

Определенную сложность представляет разграничение дол­жностных преступлений и дисциплинарных проступков.

Обязательными признаками любого преступления явля­ются его общественная опасность и противоправность, а. также виновность и наказуемость. Об этом прямо сказано в законодательном определении понятия преступления (ч. 1 ст. 11 УК).

И преступление против интересов службы, и дисдиплинарный проступок должностного типа являются должностными (служебными) правонарушениями. При их разграничении следует руководствоваться положениями о том, что преступления отличаются от других правонарушений уголовной противоправностью.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня всех возможных правонарушений. В УК конкретно названы деяния, признаваемые должностными преступлениями, и установлены их обязательные признаки. Поэтому юридическим (т.е. формальным) критерием разграничения должностных преступлений и дисциплинами проступков являются нормы УК.

В соответствии с этим критерием все должностные пра­вонарушения можно разделить на две группы. Первая – те нарушения установленного порядка реализации служебных полномочий, которые не содержат признаков преступления: опоздание на работу, невыход на службу, пререкание с на­чальником и т.п. Они ни при каких обстоятельствах не могутбыть признаны должностными преступлениями.

Вторую группу составляют правонарушения, ответствен­ность за которые предусмотрена в УК. Разделение таких деяний на преступные и непреступные проводится в зависи­мости от наличия или отсутствия обязательных признаков состава, предусмотренных в статьях главы 36 УК.

Обязательными признаками материальных составов пре­ступлений против интересов службы являются общественно опасные последствия. Поэтому в случае, когда причиненный должностным правонарушением вред не является существен­ным и отсутствует имущественный ущерб в крупном размере, содеянное может быть расценено только как должностной проступок, влекущий лишь дисциплинарную ответственность.

Если же виновный действовал с прямым умыслом на причинение ущерба в крупном размере либо существенного вреда, когда эти последствия не наступили по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно признаваться покушением на умышленное должностное преступление.

В основе отграничения преступлений против интере­сов службы с формальным составом от дисциплинарных проступков также лежит признак «уголовная противоправ­ность». При наличии всех обязательных признаков, указан­ных в ст. 429-433 УК, а также в формальных соста­вах бездействия должностного лица (ст. 425 УК) и превы­шения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 426 УК), содеянное необходимо признавать соответствующим должностным преступлением, В этих случаях законодатель презюмирует общественную опасность таких деяний даже оря отсутствии вредных последствий,

Должностные преступления посягают на установленный

законодательством порядок исполнений должностных функ­ций. Этот порядок, как в сфере государственной службы, так и в хозяйственных отношениях, отличает детальность пра­вового регулирования. Этим обусловлено выделением следую­щего обязательного признака должностных преступлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.