Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники и славянофилы




Тема № 9. Русская философия

(19 век – первая половина 20-го века)

План лекции:

1. Западники и славянофилы

2. Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)

3. Соловьев Владимир Сергеевич

4. Бердяев Николай Александрович

5. Русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Л.Чижевский).

6. Русская религиозно-идеалистическая философия первой пол. XX века

(В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой

и др.).

 

 

Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века.

Западники:

а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен (1812-1870), Николай Огарев (1813-1877), Виссарион Белинский (1811-1848);

б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Тимофей Грановский (1813-1855), Константин Кавелин (1818-1885).

Славянофилы: Алексей Хомяков (1804-1860), Петр Киреевский (1806-1856), Юрий Самарин (1819-1876), Иван Аксаков(1823-1886).

 

Суть западничества: философия индивидуальности.

Суть славянофильства: философия религиозного коллективизма.

Основные разногласия между западниками и славянофилами:

1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы

2. Пути развития России.

1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы:

Западники:

- Отождествляли религию с суеверием.

- Религия и церковь - тормоз общественного прогресса.- Основная ценность общества – индивид (личность), государство призвано защищать его права и свободы.

 

Славянофилы: -Религия - источник знаний. - Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;- Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

 

 

2. Пути развития России:

Западники:

1. Отстаивали идею единого, общемирового прогрессивного развития общества. 2. Активно выступали за европеизацию России, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

3. В политической сфере ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

Тесный союз с Западной Европой, использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.) позволит России быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой.

4. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

Славянофилы:

Сущность славянофильства определялась идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса и национального самосознания. Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы.

Россия должна идти своим,особым путем на основе триады: « православие, самодержавие, народность» (формула министра народного просвещения России графа Уварова).

Задача последующего развития России в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.

Монархия -идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа.

Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.

Крестьянская община, патриархальная семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек; Соборность -выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. Русский народ -это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.

Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя». Отсюда и принципиально разное их отношение к путям ее развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.