Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Претензии к транспортным организациям




Нарушение перевозчиком условий договора перевозки порождает у грузовладельца законное право требовать компенсации ущерба. Транспортное законодательство предусматривает претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с ненадлежащим исполнением договора перевозки грузов. Претензионный порядок разрешения споров имеет целью обеспечить скорейшее восстановление нарушенных прав, а также освобождает правоохранительные органы от необходимости разрешать бесспорные дела.

Общей правовой базой предъявления и рассмотрения претензий ко всем видам транспорта является Гражданский кодекс, который определяет сроки предъявления и рассмотрения претензий, сроки предъявления исков к перевозчику. Что касается порядка предъявления и рассмотрения претензий, то он определен транспортными уставами и кодексами отдельных видов транспорта.

Поскольку, как уже говорилось выше, не на всех видах транспорта уставы и кодексы приведены в соответствие с новым Гражданским кодексом, то будет рассмотрен претензионный порядок, принятый на железнодорожном транспорте. Следует также заметить, что в основных чертах порядок предъявления и рассмотрения претензий на разных видах транспорта совпадает.

Итак, в соответствии со ст. 120 УЖТ до предъявления к железной дороги иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, обязательно предъявление к ней претензии. Претензией является письменное требование, направленное железной дороге, об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам. При этом обстоятельства, на которые ссылается заявитель претензии, должны быть подтверждены определенными средствами доказательства. По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием материальной ответственности участников договора, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 119 УЖТ):

- несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;

- повреждения (порчи) груза;

- обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

- возвращения железной дороге похищенного груза;

- непередачи железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила перечисленные обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал грузополучатель.

Коммерческий акт составляется:

– при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю;

– при выгрузке грузов в местах не общего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов;

– в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

1. Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

2. Данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

К коммерческому акту в отношении порчи скоропортящихся грузов прикладывается выписка из журнала температур.

Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить свое особое мнение. В установленной форме коммерческого акта отсутствует графа, в которой можно было бы сделать подобную запись, поэтому в акте рядом с подписью делается отметка «с особым мнением (или разногласиями)», а к коммерческому акту прилагается текст особого мнения. Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Акт общей формы составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

- утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной;

- простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя;

- неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя;

- неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива или слива;

- подача железной дорогой неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани;

- отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб;

- повреждение или смена пломб, если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляется коммерческий акт или акт общей формы;

- повреждение вагона, контейнера, повреждение или утрата предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений;

- отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения заявок на перевозку;

- самовольное занятие железной дорогой вагонов или контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими; использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем или владельцем подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.

Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составление коммерческого акта или акта другой специальной формы. Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.

Помимо коммерческого акта и акта общей формы, для удостоверения обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, в необходимых случаях составляются и другие документы. Такие, как акт о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие.

Далее рассмотрим, кто, по какому поводу и на основании каких документов имеет право предъявить претензию железной дороге.

Право на предъявление к железной дороге претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок грузов, либо иска имеют грузоотправители или грузополучатели при представлении следующих документов:

в случае утраты груза – грузовой квитанции о приеме груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией, документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза;

в случае утраты, повреждения (порчи) груза – либо транспортной накладной или надлежаще заверенной ее копии и выданного железной дорогой коммерческого акта, либо накладной или заверенной ее копии с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта в случае его утраты, либо накладной или ее заверенной копии и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта. На практике заявитель вправе обратиться с претензией к перевозчику по поводу недостачи или порчи груза без коммерческого акта, приложив к претензии доказательства, свидетельствующие об установлении органами суда или следствия факта доступа к грузу во время перевозки;

в случае просрочки доставки груза – транспортной железнодорожной накладной;

в случае задержки выдачи груза – железнодорожной накладной и акта общей формы.

В ст. 120 УЖТ перечисляются и другие основания предъявления претензий и исков, а именно:

– грузоотправитель вправе требовать от перевозчика уплаты штрафа за неподачу вагонов или контейнеров для выполнения заявки на перевозку;

– грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить претензию о возврате штрафа, взысканного железной дорогой в безакцептном порядке;

– грузоотправитель, грузополучатель, иные организации имеют право обратиться к перевозчику с претензионным требованием об уплате штрафа за самовольное использование железной дорогой принадлежащих им или арендованных ими вагонов или контейнеров;

– они же в случае повреждения железной дорогой принадлежащих им вагонов, контейнеров могут требовать от нее отремонтировать эти перевозочные средства или уплатить штраф, а также возместить убытки в части, не покрытой штрафом. При утрате железной дорогой вагонов, контейнеров они вправе предъявить перевозчику претензию о предоставлении соответствующих перевозочных средств во временное бесплатное пользование, а в случае невозвращения утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев – требование о передаче этих перевозочных средств в собственность.

Грузоотправитель и грузополучатель могут передать свои права на предъявление претензий и исков страховщику.

К претензиям об уплате штрафа за невыполнение заявок на перевозки прилагаются копии заявок и учетные карточки их выполнения, выданные станцией. Претензии о повреждении железной дорогой подвижного состава предъявляются с приложением: акта общей формы; технического акта; документов, подтверждающих факт повреждения железной дорогой подвижного состава и устанавливающих размер повреждения; расчеты суммы претензии. При самовольном занятии железной дорогой вагонов или контейнеров к претензии прилагаются документы, подтверждающие факт самовольного занятия; подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы; расчет суммы штрафа. В случае отказа железной дороги в составлении акта общей формы к претензии прилагается доказательство обжалования отказа в отделении дороги.

При требовании возврата штрафов, взысканных в безакцептном порядке, к заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату штрафа – полученное от банка платежное требование с отметкой банка или подписанная главным бухгалтером справка об уплате штрафа. Кроме того, нужны данные о том, что отсутствовали правонарушения, послужившие основанием для взыскания штрафа. Грузоотправитель, грузополучатель вправе оспаривать правомерность начисления штрафа до его оплаты, предъявив железной дороге претензию с требованием об отзыве счета.

В претензионном заявлении, кроме основания предъявления претензии, ее обоснования и суммы, должны быть указаны также почтовый адрес и банковские реквизиты заявителя и дата составления претензии.

В соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам грузов требования о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Допускается объединение претензий, но не более пяти на группу отправок однородных грузов, погруженных на одной станции одним отправителем и на одну станцию назначения одному получателю. Если коммерческий акт составлен на маршрут или группу вагонов, то претензию можно предъявлять на количество отправок, указанных в акте.

Для претензий по другим основаниям (то есть кроме утраты, недостачи, порчи или повреждения) количество требований в одном претензионном заявлении не ограничено.

Рассмотрим, кто является адресатом направления претензии по перевозкам грузов.

Претензии, возникшие в связи с перевозкой грузов, пассажиров, багажа или грузобагажа направляются перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:

- перевозчику, если конечным пунктом назначения является железнодорожная станция;

- соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

Претензии по перевозкам, а также претензии о возврате штрафов, взысканных в безакцептном порядке, могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а в отношении остальных штрафов и пеней – в течение 45 дней (ст. 123 УЖТ). Указанные сроки исчисляются в случаях:

– возмещения за повреждение (порчу), недостачу груза или просрочку его доставки – со дня выдачи груза;

– возмещения за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки в прямом железнодорожном сообщении или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении;

– возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров – со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) железной дороги о начислении таких плат или штрафов;

– взыскания штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям или арендованных ими, – по истечении срока возврата их в пункт приписки;

– взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза – по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;

– иных случаях, возникших в связи с осуществлением перевозки, – со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Течение срока на предъявление претензии начинается на следующий день после календарной даты события. Если последний день срока предъявления претензии является нерабочим днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 191, 193 ГК).

Перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение 30 дней со дня ее получения. Нарушение заявителем порядка и сроков предъявления претензии дает право перевозчику не рассматривать ее по существу и возвратить приложенные к ней документы заявителю (ст. 124 УЖТ), но если перевозчик рассмотрел претензию, поданную с пропуском срока по существу, то он впоследствии не вправе ссылаться на пропуск этого срока заявителем.

Перевозчик может удовлетворить претензию полностью или частично либо отклонить ее. При отклонении претензии или ее частичном признании перевозчик в письменном уведомлении должен указать основания принятого им решения со ссылкой на соответствующие статьи УЖТ. Представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Если претензия отклонена со ссылкой на акт, о котором заявителю неизвестно, то перевозчик вместе с остальными документами высылает ему копию этого акта.

В уведомлении о признании претензии полностью или частично должно быть указано, в какой сумме удовлетворена претензия. При полном удовлетворении требований документы, представленные заявителем, остаются у перевозчика.

Перевозчик, признав претензию полностью или частично, должен перечислить заявителю признанную сумму. В противном случае заявитель претензии должен обратиться в органы, совершающие нотариальные действия для получения исполнительной надписи. За получением такой надписи клиент может обратиться не позднее трех лет, а в отношениях между юридическими лицами – не более одного года со дня возникновения права на иск. Такими же сроками ограничивается и предъявление исполнительной надписи. Взыскание по исполнительной надписи осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ для исполнения судебных решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.