Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптовая и розничная торговля 217 2 страница




Как следует из таблицы, существует определенная последовательность в этапах внедрения нового товара и в характере проводимых исследователь­ских работ, нарушение которых не только нежелательно, но и противопока­зано, поскольку противоречит самой логике «саморазвития» нового товара и маркетингового процесса.

Динамика перехода нового товара в товар зрелый, традиционный мо­жет быть прослежена на схеме жизненного цикла продукта (рис. 14.1), где видно, что товар является новым в фазах выхода на рынок и роста, когда он приобретается потребителями-«новаторами». По мере того как решающую роль в реализации товара начинают приобретать потребите-ли-«последователи» («имитаторы»), новый товар постепенно переходит в разряд традиционных. Эта постепенность обеспечивается наличием пере­ходной «временной зоны», показанной на рисунке, когда товар еще со­держит некоторые признаки новизны, но одновременно приобретает растущее число характеристик, позволяющих относить его уже к разряду традиционных.

Важное место в освоении рынка новыми товарами и в окончательном их отборе для введения на рынок в промышленных масштабах занимают проб­ные продажи. В процессе их проведения проверяется реакция покупателей на новые товары, уточняются слабые и сильные стороны последних, эффек­тивность работы каналов сбыта, рекламы, сервиса, проверяется правиль­ность ценовой политики и сегментации рынка.


Новые товары в рыночной стратегии



Таблица 14.2



< 8

 


Источник: Рынок товаров: формирование, управление. М., 1986. — С. 168.




Глава 14


Рис. 14.1, Динамика "перерастания" нового товара в традиционный в связи с фазами его жизненного цикла

На «рынке покупателя» программа коммерческого освоения товара не может быть успешной, если результаты пробных продаж оказались неудовле­творительными. Принять решение о производстве и широкой реализации изделий при таких условиях — значит обречь себя на провал. Руководство предприятия должно в такой ситуации придерживаться единственно разум­ной политики — проводить дополнительные исследования и разработки, мо­дернизировать и улучшать товар, усовершенствовать формы и методы его реализации до тех пор, пока не будут получены положительные результаты рыночного теста1. Только после этого следует начинать крупномасштабную сбытовую деятельность на рынке. Пробные продажи особенно необходимы по товарам серийного и массового производства.

4. Новые товары и фактор времени

Создание и производство конкурентоспособных товаров в оптимальные сроки — решающая предпосылка эффективной рыночной деятельности лю­бого производства. Ныне выигрывает не столько тот, кто раньше утвердил свой приоритет, запатентовав свое изобретение (хотя это очень важно), сколь­ко тот, кто быстрее других освоит нововведение, развернет крупномасштабное производство новой продукции и выйдет с ней на рынок. Задержка с выходом на конкурентный рынок порой лишь на несколько месяцев может опреде­лить судьбу нового изделия либо резко снизить прибыльность его реали­зации. Так, при жизненном цикле товара, равном 5 годам, запоздание с

1 Не исключен вариант, когда пробные продажи покажут потенциальную неприемлемость испы­тываемого товара для рынка возможных потребителей. Правильное решение в таком случае — не откладывая, прекратить программу реализации товара, во избежание нерациональных затрат.


Новые товары в рыночной стратегии



выходом на рынок всего на полгода может сократить поступление расчетной прибыли на 30—40% и более.

Резервы здесь у российских предприятий имеются немалые. В 80-е годы более 70% из числа созданных образцов машин и оборудования рекомендовались к производству, однако только 20% из них запускали в производство в год создания образца, 30% — на второй год, 18% — на третий год. Производство остальных откладывалось на более длительные сроки1. В 90-е годы положение еще более ухудшилось.

Между тем в России продолжают осуществляться важные открытия и создаваться принципиально новые продукты и технологии, потенциально су­лящие колоссальный экономический эффект и имеющие блестящие произ­водственные и рыночные перспективы при условии, что их освоение не растянется на десятилетия. Приведем несколько примеров.

1. Огромные усилия прилагаются во всем мире для борьбы со ржавчиной, этим злейшим
врагом металлов. Вместе с тем ржавление имеет и положительные свойства: окислившийся
слой металла прекращает доступ кислорода в глубь материала и тем самым спасает его от
интенсивного разрушения. Проблема не в том, что возникает коррозийная пленка, а в том,
что у некоторых металлов она слишком рыхлая и пористая. Другое достоинство ее — после
окисления металлическая поверхность становится совсем другим веществом. Так, для алюминия
окислившийся слой становится керамическим, и как всякая керамика он выдерживает высокие
температуры. Чистый алюминий плавится при 660", а окисная пленка — при 2050°. Приобре­
тается твердость, поскольку оксид алюминия — это в сущности корунд с его твердостью и
износоустойчивостью. Вдобавок окислившийся алюминий из хорошего проводника превращается
в отличный диэлектрик, к тому же самозалечивающийся. Московский авиационный технологи­
ческий институт разработал принципиально новый метод дугового оксидирования, позволяющий
не только увеличить оксидный слой (до 400 микрон), но и воздействовать на его структуру, а
значит и на свойства изделий. К примеру, алюминиевая посуда приобретает полезные особен­
ности: жаркое не будет пригорать и для его приготовления практически не потребуется масла.
В отличие от ранимого тефлонового покрытия, по кастрюлям и сковородкам можно смело
скрести ножом.

Таким образом можно «облагородить» не только кухонную утварь. Алюминиевые поршни двигателя внутреннего сгорания перестают прогорать, искусственные суставы из титана практи­чески не стираются, текстильные алюминиевые бобины служат в 10 раз дольше, чем стальные. Кроме того, новая технология очень выигрышна с экологической точки зрения: не нужны сильные кислоты, так как весь процесс протекает в слабощелочной среде, не более опасной, чем обыкно­венный мыльный раствор2.

2. Новосибирский Институт физики полупроводников и товарищество «Кругозор» разработали
оригинальный проект, позволяющий осуществить настоящую революцию в железнодорожном и
других видах транспорта, упростить до предела нашу громоздкую кредитно-расчетно-финансовую
и паспортную систему.

Институт разработал систему слежения за подвижными железнодорожными составами. Все грузы снабжаются акусто-электронными радиометками с индивидуальным кодом. За грузом следит радиоэлектронная система, способная в любую минуту разыскать понадобившийся груз. Считав радиоинформацию с радиометок, она распечатывает ее на принтере, оператор получает полную картину движения грузов. Отпадает необходимость в многочисленных сопроводительных документах. Система сама, без вмешательства человека может рассортировать на товарных станциях маркированные радиометками грузы и сформировать из них состав, который можно без задержки и риска затерять отправить адресату.

Можно метить все грузы и средства передвижения. Обнаружить метку практически нельзя (поэтому радиометка и называется пассивной: она не излучает никакого сигнала). Метка — это кристалл с нанесенной на него гребенкой (щеткой). В гребенке заложена вся необходимая информация о товаре, которая позволяет обнаруживать подделку под него,

1 См.: Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Невосполнимый ресурс. О факторе времени в науке и
технике. — М.: Наука, 1986. — С. 40.

2 См.: Деловой мир. — 1992, 4 августа.


160 Глава 14

Такие радиометки можно ввести вместо паспортов и сберкнижек. Владелец метки-паспорта может вести в любом месте России и даже за рубежом все безналичные расчеты на основании того расчетного счета, что зафиксирован на кристалле.

Кристалл с нанесенной гребенкой защищен от подделки благодаря технологии ноу-хау, которой владеют разработчики,

3. Московское научно-производственное объединение «КОССМИР» создало принципиально новое устройство подготовки топлива «Титан». Оно примерно на два порядка дешевле анало­гичных зарубежных преобразователей, на которых используются платина и радий. «Титан», устанавливаемый между бензонасосом и карбюратором, содержит катализатор, обеспечивающий более полное сгорание бёнзо-воздушной среды. Это позволяет снизить расход бензина на 20—25%, повысить мощность двигателя; в 2—3 раза уменьшается содержание окиси углерода в выхлоп­ных газах и значительно сокращаются другие ядовитые выбросы, в частности азотные. Один из компонентов «Титана» образует на трущихся деталях двигателя молекулярный слой бронзы, в результате чего меньше изнашиваются цилиндры и поршни», идет процесс самообновления. К тому же устройство позволяет без ущерба пользоваться более дешевыми сортами бензина, а владельцам автомобилей иномарок использовать наше топливо как лучшее зарубежное. По­этому понятен интерес к «Титану» не только российских изготовителей и потребителей (покупателей автомобилей), но и зарубежных автомобильных фирм. Ряд зарубежных компаний готов приобретать значительные партии «Титанов». Тем временем НПО «КОССМИР» разра­ботало еще более совершенное устройство подготовки топлива «Титан—Гепард». Оно дает еще более значительное сокращение расхода топлива, причем с каждой тысячью километров пробега потребление горючего уменьшается.

Можно с уверенностью утверждать, что приведенные в качестве при­меров изделия обладают рыночной новизной, не имеют аналогов в мире и являются очень перспективными товарами. Главная задача — в том, чтобы в самые сжатые сроки освоить их промышленное производство и выйти на внутренний и внешний рынки.

Многие промышленные предприятия России, следуя несостоятельной практике прежних лет, приступают к разработке новых продуктов лишь после того, как наш все еще крайне непритязательный рынок отказывается принимать их прежнюю, устаревшую продукцию. Такая товарная политика (а вернее сказать, отсутствие всякой политики) чревата для общества, по­требителей, да и для самого производителя серьезными отрицательными последствиями. Российские предприятия-изготовители в силу отсутствия сильных побудительных импульсов все более отстают от иностранных кон­курентов по времени выхода на рынок с новыми изделиями, российские потребители получают морально устаревшие товары, а экспорт лишается своей материальной основы — конкурентоспособных по технико-экономи­ческим показателям товаров.

В совокупном времени от выбора идеи до внедрения товара на рынок наибольшее место занимают работы по НИОКР.

По продолжительности времени, затрачиваемого на создание нового изделия. его доводку и освоение в серийном производстве, большинство российских пред­приятий значительно (в 1,5—2 раза) уступают зарубежным фирмам2. Период освоения достаточно крупных изобретений в России составляет 6—8 и более лет — срок, при котором многие создаваемые изделия обречены на моральное ус­таревание уже при выходе на рынок. В особенности это относится к этапу НИОКР. Уже к концу предварительного проектирования, когда формиру-ются технико-экономические характеристики нового изделия, предрешается

1 См.: Деловой мир. — 1992, 7 августа.

2 Для сравнения: максимальный разрыв во времени между научными исследованиями и раз­
работками и освоением продукции в японской промышленности составлял в начале 80-х годо?
3—3,5 года, в США — 5—6 лет, во Франции — около 8 лет.


Новые товары в рыночной стратегии 161

до 3/4 его стоимости, хотя затраты к этому времени составляют лишь 5% всех планируемых расходов. Возможности формирования резко сокраща­ются на этапах рабочего проектирования и изготовления опытного образца. В процессе же серийного производства, когда расходы достигают макси­мума, возможности снижения стоимости нового изделия за счет улучшения его характеристик сокращаются до нескольких процентов.

Если на этапе НИОКР недостаточно полно и верно учтены требования рынка, то в последующем, даже при идеальной организации и планиро­вании маркетинговой деятельности, возможно лишь примерно на одну де­сятую понизить риск рыночной неудачи товара и возможный «недобор» прибыли.

Важное значение для предприятий при удовлетворении спроса покупа­телей на новые изделия имеют темпы наращивания и масштабы их про­изводства. Если этот процесс протекает недостаточно интенсивно и, следовательно, растягивается во времени, то производитель, во-первых, не­доиспользует потенциальные возможности нового товара по удовлетворению потребностей возможного круга клиентов, что вынуждает их обращаться к услугам конкурирующих предприятий, а, во-вторых, затягивается процесс возмещения затраченных производителем средств и снижается масса по­лучаемой прибыли. Более того, повышается вероятность убыточности про­екта нового товара.

Все это свидетельствует о том, что фактор времени играет все более значительную роль в судьбе новых товаров, их конкретных модификаций и моделей.

5. Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара

В системе инновационной деятельности предприятия ведущая роль при­надлежит службе маркетинга, поскольку от ее работы зависит рыночный успех нового товара.

У отечественных предприятий пока нет достаточного опыта коммерче­ского подхода к анализу и осуществлению нововведения в виде нового товара и новой технологии. Задача служб маркетинга предприятия состоит в том, чтобы настойчиво внедрять коммерческие принципы и методы в инновационную деятельность предприятий, способствовать объединению усилий соответствующих подразделений в процессе создания коммерчески успешных новых товаров.

Как терминологически четко формулирует российский ученый Д.И.Бар­кан1, вся работа службы маркетинга, связанная с нововведениями, может быть разделена на обеспечивающую и реализующую. Смысл такого деле­ния очевиден. Маркетологи не только обеспечивают эффективную иннова­ционную деятельность предприятия в целом, но и непосредственно участвуют в создании конкретных новых товаров (услуг), т.е. в реализации потенциальных инновационных возможностей предприятия.

Обеспечивающая работа службы маркетинга осуществляется по сле- дующим на правлениям.

' См.: Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: маркетинг и нововведение /Прак­тический маркетинг. — Вып. 3. — Ленинград: Аквилон, 1991. — С. 69.

11 Маркетинг


162 Глава 14

1. Формирование и развитие инновационной ориентации коллектива
предприятия.

2. Систематическое информационное обеспечение процесса нововведе­
ний.

3. Консультации специалистов и подразделений предприятия по всему
спектру вопросов, относящихся к рыночным аспектам инновационной дея­
тельности.

1-е направление — это решение задачи, пока что трудно воспри­нимаемой отечественной практикой в силу ее «чисто» психологического ха­рактера. Зарубежный опыт (особенно японский) показывает, что стабильный поток коммерчески успешных новых товаров имеет в своей основе соответствующую ориентацию персонала, умело направляемую службой маркетинга и организуемую ею совместно с руководством пред­приятия различных уровней. Коллектив систематически воспитывается в духе активного участия в процессах нововведений, понимания их жизненной необходимости для предприятия, умения преодолеть естественные трудно­сти обновления производства и сбыта. Бесценный опыт в этом отношении накоплен, например, японскими «кружками качества» и их западными ана­логами.

Служба маркетинга осуществляет виды работы, включающие:

обучение персонала, которое сочетает элементы воспитательного харак­тера с формированием навыков поиска и отбора коммерчески перспектив­ных идей новых товаров, грамотной работой с потребителями, трезвым подходом к товарам-конкурентам;

обеспечение во взаимодействии со службой информации эффективной «подпитки» работников информацией в интересах активизации их инфор­мационных усилий;

привлечение соответствующей части персонала предприятия к процеду­рам экспертной оценки нововведений;

стимулирование творческой активности сотрудников с помощью конкур­сов, ярмарок идей, деловых игр и т.п. Служба маркетинга внимательно следит за такими элементами инновационной ориентации персонала пред­приятия, как его инициативные предложения и их использование, поощре­ние (соразмерное и гласное) любого достижения работника в области нововведений. И поскольку любое коммерчески успешное новшество — это проявление инновационного потенциала работников предприятия, работа маркетологов, обеспечивающая его развитие, является очень важной.

2-е направление — информационное обеспечение процесса ново­введений. От степени информационной обеспеченности предприятия зависит его рыночный успех и стабильность конкурентных позиций на рынке.

Служба маркетинга должна обеспечивать предприятие информацией по таким вопросам как: потенциальные потребители, их требования и пред­почтения; конкурирующие товары, их характеристики, уровень конкурен­тоспособности; отраслевые тенденции (анализ и оценка характера развития основной продукции отрасли, применяемой технологии). В последнем случае анализ проводится во взаимодействии с исследователями и разработчика­ми. По основным источникам информации служба маркетинга разрабаты­вает аналитико-оценочные материалы и направляет их заинтересованным подразделениям предприятия.


I


Новые товары в рыночной стратегии



3-е направление — консультационное. Предполагается непремен­ное участие службы маркетинга во всей деятельности предприятия, свя­занной с новыми товарами. Маркетологи должны быть готовы дать квалифицированную консультацию по коммерческим прогнозам возмож­ностей нового товара с учетом всесторонней оценки на базе специальной системы показателей и критериев. В этих целях используются методиче­ские приемы и методы маркетинга, позволяющие повысить действенность его аналитического инструментария.

В целях коммерческой оценки товара американская консультационная фирма «А.С,Нильсен» предложила еще в середине 60-х годов оценочную матрицу, которая, несмотря на некоторые модификации в последующем, сохранила свои оценочные возможности и практическую значимость1. Суть матрицы состоит в следующем. В основе ее — универсальный алгоритм коммерческой оценки товара, включающий четыре этапа анализа и оценки: 1) вероятного рынка нового товара, его состояния и перспектив; 2) конку­рентоспособности товара на анализируемом рынке; 3) реальных возможно­стей сбыта товара на анализируемом рынке; 4) производственных проблем, связанных с обеспечением бесперебойного и своевременного выпуска каче­ственного товара.

Последовательное поэтапное выполнение такой работы помогает значи­тельно прояснить рыночные шансы и возможности товара. В силу своей универсальности этот алгоритм может быть применен для оценки различ­ных факторов. При этом могут использоваться критерии: рыночные, товар­ные, сбытовые, производственные. Все зависит от особенностей товара, от рынков, характера деятельности предприятия. Оценка по критериям может быть дана весьма приблизительно или выражена в баллах с применением весов критериев.

Несомненно, консультационное обеспечение инновационной деятельности не сводится к комплексной критериальной оценке. Возникает множество локальных, частных вопросов, по которым служба маркетинга обязана кон­сультировать как руководство, так и отдельные службы. Вместе с тем каждый частный вопрос в конечном счете связан с той или иной группой рассмотренных выше критериев, и маркетолог должен иметь это в виду.

Таким образом, работа маркетинговой службы, проводимая по трем направлениям, формирует как бы единую систему маркетингового обеспе­чения инновационной деятельности предприятия. Она является основой, на которой предприятие проводит «реализующую» часть работы, связанную с нововведениями.

Служба маркетинга активно участвует в такой работе при создании нового товара на трех основных этапах: оценки и отбора перспективных идей новых товаров; разработки концепции нового товара; разработки и создания нового образца.

В любом случае коммерческая оценка идей остается за службой мар­кетинга. И поскольку рассматриваются пока лишь идеи, а до их выхода на рынок в материализованном виде остается достаточно длительный путь, оценка концентрируется на потребности. При этом используется опреде­ленный набор вопросов, ответы на которые позволяют производить «филь- трацию» ид ей. В числе таких вопросов, например, следующие. Имеет ли

1 См.: Маркетинг Пер. с англ. /Общая редакция и предисловие д.э.н. Д.И.Костюхина. — М.: Про­гресс, 1977. — С. 127—131.


164 Глава 14

потребность перспективу, нет ли альтернатив ее удовлетворения? Насколь­ко готов («созрел») рынок для восприятия товара, создаваемого на основе данной идеи? Нет ли в самой идее будущего товара социально-негативных факторов, которые могут препятствовать его сбыту?

Оценка по системному набору вопросов проводится экспертной группой, включающей маркетологов, экономистов, конструкторов, руководителей соответствующих подразделений фирмы. Методики экспертной оценки опи­саны в специальной литературе1.

Сделанные оценки относительно перспективности идей носят характер ре­комендаций, представляемых на решение руководства предприятия. По каж­дой из идей, вошедших в набор перспективных, проводятся дополнительные исследования. За этим следует разработка концепций новых товаров.

Этап разработки концепции нового товара чрезвычайно важен для его рыночной судьбы. Зарубежные маркетологи считают, что правильная раз­работка концепции нового товара зачастую на порядок повышает его шан­сы на коммерческий успех.

На этапе разработки и создания опытного образца служба маркетинга проводит:

периодическую оценку разработки с помощью матрицы Нильсена либо сходного аналитического аппарата;

постоянное уточнение и корректировки предполагаемых объемов сбыта и ценовых показателей товара;

работу над повышением конкурентоспособности товара по мере пере­растания разработки в опытный образец посредством решения конкретных «уточняющих» задач (например, проработки факторов возможной индиви­дуализации товара, его более узкой специализации или, напротив, универ­сализации).

Практика показывает, что из десятков первоначально привлекаемых идей до уровня разработок доходят немногие, в свою очередь в сравнении с последними число удачных опытных образцов существенно меньше, а на рынок выводят лишь немногие единицы. В этом — несомненная заслуга маркетинговой службы, которая в результате продуманной аналитико-оце-ночной работы может предлагать более удачные варианты новых продуктов на ранних стадиях их создания, а также настаивать на снятии оказавшихся бесперспективными идей, разработок, опытных образцов.

Если на рынок допущен новый товар, но он потерпел коммерческий провал, следствием этого могут быть огромные нерациональные затраты. Чем раньше выясняется бесперспективность планируемого товара, тем на­много меньшими будут такого рода затраты. Российским предприятиям еще предстоит это учитывать, опираясь на выводы службы маркетинга.

Однако роль службы маркетинга не ограничивается ее активным уча­стием в создании нового товара, отвечающего требованиям как текущего, так и перспективного рынка. Ее важной задачей является уточнение, с учетом рыночной новизны, емкости рынка («сегментов»), вероятной дина­мики и уровня цен на товар и его конкурирующие аналоги, коммерческих затрат, дохода и прибыльности товара. Другая не менее важная задача службы маркетинга — проработка и уточнение стратегических и тактиче- ских аспект ов рекламы, сбыта и сервиса на новых рынках.

1 См., например: Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1980.


Новые товары в рыночной стратегии



Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие «новый товар»?

2. Каковы критерии нового товара?

3. Для чего необходима разработка концепции нового товара?

4. Что входит в понятие «освоение рынка» новым товаром?

5. Какова роль фактора времени в маркетинге новых товаров?

6. Расскажите о роли и значении службы маркетинга в создании нового
товара.

7. По каким направлениям ведется обеспечивающая работа службы мар­
кетинга, связанная с инновационной деятельностью предприятия?



Глава 15


 


ГЛАВА 15. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И МАРКЕТИНГ

1. Кошвдюнтоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в совре­менном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она ре­шается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономиче­ского развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины по­вышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, — это качество создаваемой и выпускаемой продукции. \ Конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпу­скать и сбывать товары и услуги.

Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное прояв­ление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы! Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, не­мыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результатив­ности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя произ­водителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объек­тивно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффек­тивным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности то­варов, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Происходящий в России с большими трудностями переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.

Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, оз­начающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уро­вень затрат потребителя за время его эксплуатации.


t


Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров



Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потре­бительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяю­щих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И по­скольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.