Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптовая и розничная торговля 217 5 страница




К основным принципам, которые положены в основу современного сер­виса, относятся:

максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;

неразрывная1 связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;

гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.

Однако главный принцип современного сервиса состоит в следующем: <Кто производит, тот и обслуживает». Иными словами, кто производит изделие, тот организует и ведет его сервис.

В условиях конкуренции производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности выпущенного и проданного изделия в течение всего времени его экономически целесообразной эксплуатации с позиций по­требителя в силу следующих обстоятельств. Во-первых, отлаженный сервис помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров. Во-вторых, высокая конкурентоспособность товара


188 Глава 16

в значительной, а нередко в решающей мере зависит от высококачествен­ного сервиса. В-третьих, сервис сам по себе обычно достаточно прибыльное дело. В-четвертых, отлично налаженный сервис — непременное условие высокого авторитета (имиджа) предприятия-производителя.

Под сервисом (обслуживанием) понимается система обеспечения, по­зволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, эко­номически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловлен­ного срока, диктуемого интересами потребителя.

В основные задачи системы сервиса входят:

консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать осознанный выбор;

подготовка персонала покупателя (или его самого) к наиболее эффек­тивной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;

передача необходимой технической документации, позволяющей специ­алистам покупателя должным образом выполнять свои функции;

предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможно­сти отказа в его работе во время демонстрации потенциальному покупа­телю;

доставка изделия на место эксплуатации (потребления) таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;

приведение изделия (техники) в рабочее состояние на месте эксплуата­ции (установка, монтаж) и демонстрация его покупателю в действии;

обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;

оперативная поставка запасных частей и содержание для этого необ­ходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей;

сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями (условия, продолжительность, квалификация персонала и т.д.) и какие они при этом высказывают замечания, жалобы, предложения;

участие в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий по результатам анализа указанной выше информации;

сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса предлагают они клиентам;

помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, покупателей и товара;

формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «Вы покупа­ете наш товар и используете его — мы делаем все остальное».

Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный, а по­следний на гарантийный и послегарантийный.

К предпродажному сервису относят консультирование, соответствующую подготовку изделий, а в случае передачи техники в бесплатную пробную эксплуатацию — обучение персонала покупателя (или его самого), демон­страцию техники в действии, обеспечение необходимой документацие$^ По­сле прибытия товара к местам продажи работники службы сервиса устраняют возникшие во время транспортировки неполадки, монтируют и регулируют оборудование, т.е. приводят его в рабочее состояние. Предпро­дажный сервис всегда бесплатен.

Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за


Сервис в системе товарной политики, сбытовой деятельности



плату (во втором) производятся предусмотренные сервисным перечнем работы. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работ, за­пасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену или в иные (послегарантийные) услуги.

В гарантийный период производитель старается взять на себя все ра­боты, от которых зависит длительная безотказная эксплуатация изделия (машины, оборудование, бытовые приборы), например, консультации по строительным вопросам, организация шеф-монтажа и пусконаладочных ра­бот. Производитель обучает персонал покупателя, контролирует правиль­ность эксплуатации, работники службы сервиса без специального вызова осматривают проданную технику и проводят все необходимые профилак­тические работы,-заменяют сломавшиеся части.

Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его сбъем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами.

Некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания (ТО). Как правило, это разного рода осмотры, ремонты, проверки в необходимых сочетаниях, определяемых временем, прошедшим с начала эксплуатации изделия и/или последнего технического обслужи­вания данного вида. Входящие в ТО работы определяются и видом изделия.

В принципе возможны следующие шесть основных вариантов организа­ции системы сервиса, причем все они имеют свои достоинства и недостатки:

сервис ведется исключительно персоналом производителя;

сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя;

для сервиса создается консорциум производителей отдельных видов обо­рудования, а также деталей и узлов;

сервис поручается независимой специализированной фирме;

для выполнения сервисных работ привлекают посредников (агентские фирмы, дилеры), несущих полную ответственность за качество и удовлет­ворение претензий по сервису;

работы, относящиеся к техническому обслуживанию, поручаются персо­налу предприятия-покупателя, а сервис выполняется по схеме одного из вариантов, приводимых ниже.

Вариант 1 рекомендуется, когда реализуемые изделия (техника) сло­жны, покупателей немного, а объем сервиса велик и требует высококва­лифицированных специалистов. Прямой контакт между персоналом продавца и покупателя, свойственный этому варианту сервиса, особенно важен, когда изготовитель только вводит товар на рынок: любые неис­правности устраняются быстро и без широкой огласки, а конструкторы получают ценнейшие данные о результатах работы изделий в реальных условиях эксплуатации.

Вариант 2 обладает всеми преимуществами варианта 1 и, кроме того, максимально приближает оперативных работников сервиса к мес­там использования техники. Рекомендуется на этапе достаточно широ­кого распространения товара, когда число покупателей значительно увеличилось.

Вариант 3 предпочтителен при сервисе достаточно сложной техники — морских судов, тяжелых транспортных и пассажирских самолетов, электро­станций. При этом генеральному поставщику не надо тратить средства на подготовку своего персонала по множеству специальностей. Специализация позволяет улучшать качество сервисных работ, однако между покупателем



Глава 16


I


и поставщиками образуется промежуточное звено — генеральный постав­щик, что затрудняет деловые поставки между ними.

Вариант 4 особенно выгоден при сервисе товаров индивидуального по­требления и массового спроса. В данном случае с изготовителя (постав­щика) полностью снимаются все заботы о проведении сервиса, но требуются значительные отчисления в пользу посредника. При этом за­трудняется общение изготовителя с потребителем, который не получает первичной информации о качестве товара.

Вариант 5 обычен при сервисе автомобилей, тракторов, сельскохозяй­ственной и дорожно-строителькой техники. Посредник (дилер), сфера дея­тельности которого охватывает лишь часть национального рынка, хорошо знает своих покупателей, условия эксплуатации техники в местных усло­виях, квалификацию специалистов-эксплуатационников. Он может постав­лять первоклассную первичную информацию о качестве изделий и недостатках, о претензиях потребителей и т.д.

Вариант 6 применяют, когда технику эксплуатирует предприятие, само являющееся производителем сложного промышленного оборудования. Оно располагает, как правило, высококвалифицированными кадрами рабочих " и инженерно-технического персонала, способными после обучения у постав­щика или на месте эксплуатации техники вести все необходимые работы по техническому обслуживанию.

Качество сервиса есть ключ к коммерческому успеху. Мировая практика выработала определенные правила организации эффективного сервиса, суть которых состоит в следующем.

Сервис должен быть обещан покупателю. Иначе говоря, текст с опи­санием содержания сервиса, оказываемого предприятием, должен быть до­веден до покупателей данного сегмента рынка. Предварительно следует изучить, какой именно уровень сервиса покупатели этого сегмента считают отличным.

Гарантии сервиса и его качества должны быть более обширными, чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные эмоции и стремление продолжать" контакт с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетные контакты с покупателем должны развивать и закреплять положительную оценку покупателем службы сервиса предприятия.

Персоналу службы сервиса следует ясно представлять, какое именно качество работы от него ожидают. Для этого должны быть разработаны с^адндарты обслуживания для каждого сотрудника службы.

Под стандартами обслуживания понимаются правила работы сотруд­ников сервисного комплекса (сервис-центра). Эти правила обязательны для исполнения, чтобы гарантировать высокое качество всех производимых опе­раций и удовлетворять требования потребителей.

Каждый стандарт начинается с утверждения: «Потребитель желает...» — и далее описывается, что именно он желает. После этого следует описание задания, которое надо выполнить, чтобы потребитель был удовлетворен. Затем указывается метод выполнения задания.

Благодаря созданному этим методом стандарту деятельность любого специалиста может быть измерена количественно. Тем самым обеспечива­ется объективное определение качества сервиса, особенно таких слабо под­дающихся оценке его элементов, как доброжелательность, вежливость.

Руководство службой сервиса добивается, чтобы все сотрудники в пол­ной мере овладели стандартами обслуживания, для чего применяет систему


Сервис в системе товарной политики, сбытовой деятельности



обучения и тренировку. Овладевший стандартами обслуживания специа­лист меньше устает во время работы, потому что в стандарт входит опи­сание наиболее рациональных приемов деятельности. В итоге работа идет продуктивнее и приносит значительно большее удовлетворение. Кроме того, усваивая стандарт, сотрудник расширяет свой кругозор — осознает роль своей работы в общей стратегии предприятия.

Во время освоения стандартов обслуживания обучаемые знакомятся с состоянием дел предприятий, его продукцией, престижными покупателями, экспортными успехами и неудачами, причинами тех и других. Основная часть информации посвящается правилам и способом сервиса, умению со­здавать благоприятный психологический климат общения между сотрудни­ком-продавцом услуги и покупателем-посетителем сервисного пункта. Подробно разбираются типичные ошибки и даются рекомендации, как их избежать. Для активизации слушателей занятия проводятся по возможно­сти методом «деловой игры».

К числу показателей, входящих в стандарт обслуживания в качестве критерия качества работы сотрудника сервисной службы, относятся:

достижение намеченного объема продажи;

обеспечение заданного отношения «объем запасов запчастей/оборот»;

динамика роста продаж в натуральном и денежном выражениях.

Качество работы оценивается сравнением требований стандарта обслу­живания с фактическим положением дел. Такой анализ проводится регу­лярно и результаты его обсуждаются с тем сотрудником, работа которого проверялась. Задача обсуждения — выработать и принять организацион­ные и иные меры, чтобы ошибка (а тем самым и неудовлетворенность клиента) не повторилась.

В работе службы сервиса главная задача — нуль «проколов». Чем длиннее цепочка прохождения заказа, тем больше вероятность совершения ошибки. Даже если допускается одна ошибка на сто контактов с клиентами в каждом элементе системы сервиса, то при десяти элементах неудовле­творенными окажутся 11% заказчиков, а при ста элементах — 60%. По­этому возникает необходимость в уменьшении до предела (но без ущерба для качества обслуживания) числа элементов, из которых состоит служба сервиса, и в стимулировании стремления сотрудников достичь нуля дефек­тов в своей работе. Случившиеся ошибки требуют исправления таким об­разом, чтобы они не повторялись.

Удовлетворенность клиента — зеркало работы службы сервиса, ибо клиент — единственный, кто может дать ей оценку объективно. Отсюда необходимость в систематическом опросе клиентов. Анкетирование по почте — наиболее простой и надежный способ опроса, поскольку от 50 до 7/6% ответов приходят сравнительно быстро. При этом учитывается, что удов­летворенный клиент рассказывает об этом обычно трем из десяти, а не­удовлетворенный — семи из десяти своих знакомых.

Необходим творческий подход работников службы сервиса к 'своему делу. Чем разнообразнее виды услуг, которые предприятие обеспечивает клиенту, тем выше вероятность, что он сохранит верность предприятию даже в случае роста цен. Требуется использовать все возможные каналы связи, чтобы облегчить клиенту оперативный контакт со службой сервиса.

Постепенно и с большими трудностями в России создается сервисная сеть, которая еще далека от совершенства и не в полной мере обеспе­чивает потребителей. В качестве примера поворота промышленных пред­приятий к нуждам российских клиентов в новых условиях является


192 Глава 16

политика, проводимая Волжским автомобильным заводом (ВАЗ)/ В Толь­ятти создан центральный, полностью автоматизированный склад запасных частей для автомобилей, наиболее крупный в Европе. В течение последних лет создаются крупные зональные центры запасных частей, общее число которых будет доведено до 40. Постепенно формируется фирменная това­ропроводящая сеть в системе автосервиса ВАЗа, Учитывая фактический дефицит запасных частей предпринимаются меры (пока явно недостаточ­ные) по восстановлению узлов и агрегатов.

Строятся или начали работу несколько заводов «АвтоВАЗ — агрегат» по ремонту автомобильных агрегатов и деталей. Отметим, что в США восстанавливается до 75% автомобильных агрегатов, а в ФРГ — половина. Немецкая «Даймлер—Бенц» построила в Германии за^од, ремонтирующий ежесуточно тысячу двигателей, а «Фольксваген» имеет во Франции подоб­ное предприятие по капитальному ремонту 1100 двигателей в день.

Сеть фирменного сервиса АвтоВАЗа насчитывает более 700 предприя­тий, и тем не менее их услугами могут воспользоваться пока не более 60% владельцев «Жигулей».

2. Организация обеспечения клиентов запасными частями

Работа по своевременному и полному обеспечению потребителей-клиен­тов запасными частями и принадлежностями занимает центральное место в сервисной деятельности. К сожалению, эта* среда десятилетиями остава­лась наиболее слабым местом в работе отечественных предприятий-изго­товителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время положение еще более обострилось.

Отсутствие нужных запасных частей вызывает простои техники и при­водит к убыткам неизмеримо более значительным, чем стоимость не по­ставленных вовремя запасных частей. Результат всего этого — недоволь­ство потребителей, потеря их доверия к предприятию-изготовителю, утрата им авторитета, а следовательно, и конкурентоспособности на рынке.

Запасные части как товар имеют свою специфику в техническом и коммерческом отношениях в сравнении с законченным производством и готовыми к конечному потреблению изделиями, машинами. Запасные части, как любые элементы машин, не могут потребляться самостоятельно, а толь- kq как составная часть конечного изделия, обладающего определенным набором потребительских свойств. Причем потребность в запасных частях возникает лишь в том случае, когда компоненты машин, приборов выра­батывают свой ресурс либо ломаются преждевременно или нуждаются в замене по иным причинам. Таким образом, запасные части поставляются в сроки и в количествах, необходимых машинам, работающим у покупа­теля. Причем никакими рекламными мероприятиями невозможно активи­зировать спрос на запасные части, ибо он возникает только в св,язи с неисправностью м,ашин.

Вместе с тем важно на основе прогнозов своевременно предусматри­вать, где, когда и в каком количестве потребуются запасные части, и исходя из этого обеспечивать их регулярную поставку. Следует также учитывать неравномерность спроса в течение года даже на одну и ту же деталь, не говоря уже о разных компонентах. Колебания спроса на запасные части образуются под воздействием экономических, технических,


Сервис в системе товарной политики, сбытовой деятельности



сезонных, климатических факторов, проявление и силу воздействия которых необходимо предусматривать.

Следует отметить еще одну особенность запасных частей: их номенкла­тура чк одной модели машины, не говоря уже о многих, — это не одно­родная, обезличенная масса частного товара, однозначно привязанная к конечному изделию, которая рано или поздно будет иметь спрос на рынке после продажи соответствующего изделия в тех или иных количествах. Запасная часть любого наименования представляет собой отдельный, осо­бый товар и требует индивидуального подхода при продаже. Это объяс­няется как различными сроками износа элементов в процессе эксплуатации машин, так и их функциональными и конструктивными особенностями.

Множество марок и модификаций машин, поставляемых на рынок, имеет следствием необходимость реализации широчайшего ассортимента запасных частей. Определенное сдерживающее воздействие в этом отно­шении оказывает унификация деталей и узлов, проводимая на межфир­менном, но особенно на фирменном уровне. Вместе с тем в машиностро­ении России, других стран унифицировано на межотраслевом уровне производство таких простых компонентов, как болты, гайки, шайбы, пресс-масленки, шланги и т.п., а также более сложных — подшипников, свечей, электролампочек, фильтрующих элементов и др., что создало мас­совый спрос на них, благодаря устранению множества однотипных, од-нофункциональных модификаций.

Эффективная торговля (обеспечение клиентов) запасными частями под­разумевает необходимость разработки планов маркетинга запасных частей, скоординированных с планами маркетинга машин и сервиса. Маркетинг запасных частей предусматривает /решение следующих основных задач: ис­следование рынка, его возможностей, проблем и перспектив; определение товарной политики (планирование номенклатуры; разработка методов по­ставок, разработка упаковки, выбор способов транспортировки); определе­ние сбытовой политики (выбор каналов сбыта, разработка политики цен и условий продажи, создание прейскурантов); формирование спроса и сти­мулирование сбыта (реклама, «паблик рилейшнз», стимулирование продаж, подготовка кадров для сбытовой сети); перспективное планирование (по­становка долгосрочных целей, прогнозирование сбыта, разработка бюдже­та); контроль выполнения плана маркетинга (проверка правильности прогнозов, контроль соответствия хода выполнения плана поставленным задачам* контроль исполнения бюджета, корректировка плана).

Работа по снабжению клиента запасными частями должна строится так, чтобы простой техники от момента получения заявки службой сервиса до прибытия требуемой детали занимал минимум времени — обычно от 24—48 часов (срочный заказ) до нескольких суток («необходимость» — деталь нужна в ближайшие 7—10 дней)! Вместе с тем детали представляют омертвленный капитал, число их на складе должно быть минимально не­обходимым по количеству и номенклатуре. Работа отдела запасных частей основывается на прогнозировании и планировании. Планы и прогнозы опи­раются на анализ продаж запасных частей или на анализ спроса за оп­ределенный период времени, учитывающий не только проданные, но и запасные части, отсутствовавшие на складах в момент заказа.

Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей,
его данные группируются по степени спроса и соотносятся с данными по
стоимости деталей и их доле в стоимости складских запасов. Пример такого
анализа приведен в табл. 16.1..


I



Глава 16


Примерный анализ спроса на запасные части за год

 

№ п/п Количество заказанных деталей, шт. Наименование деталей, % Объем продажи, % Стоимость запасов, %
         
         
         
         
         
    3 _____,    
  60 — 100      
  101 — 200      
  201 — 500      
  Свыше 501      
Итого      

Источник: Ивашкин В.А., Волгин В.В., Миронов Е.М. Организация и техника торговли запасными частями. — М.: Экономика, 1980. — С. 60.

Из таблицы следует, что за год не было никакого движения по 52% всех наименований деталей, стоимость которых составила 29% стоимости запасов. Спрос на номенклатуру, указанную в 1—6 строках (79% наиме­нований и 53% стоимости запасов), не превышал 50 шт. в год, в результате чего номенклатура обеспечила только 26% объема сбыта. В то же время номенклатура, указанная в строках 7—10 (17% наименований и 47% за­пасов), обеспечила 77% объема продажи. Две нижние строки, относящиеся к деталям, которые проданы в количестве более 200 шт., показывают, что 3% наименований обеспечили 44% товарооборота, хотя на их долю при­ходилось лишь 28% стоимости запасов.

ТЗкого рода аналитическая информация, взятая за ряд лет и раскры­вающая тенденции спроса в структурном плане, является ценнейшим ма­териалом для прогнозирования спроса и плановой работы.

План выпуска запасных частей разрабатывают с учетом норм расхода, выявленных по данным предыдущих лет, а также коррективов, учитываю­щих количество, структуру и возраст парка машин, находящихся в экс­плуатации и планируемых к выпуску на ближайший год. Если потребность в какой-либо детали сильно возрастает по сравнению с запланированным количеством, то это говорит либо об ошибке в расчете, либо о какой-то конструктивной недоработке; данные об этом немедленно сообщают про­изводственникам для принятия мер.

При планировании учитываются, кроме того, следующие сведения:

срок службы эксплуатации машин отдельно по каждому году ввода в эксплуатацию;

средний срок службы машин данного типа в стране;


Сервис в системе товарной политики, сбытовой деятельности 195

качество применяемых топлива и масел;

квалификация персонала, обслуживающего и эксплуатирующего технику;

технические возможности ремонтных предприятий и качество ремонта;

перечень наиболее часто выходящих из строя деталей и агрегатов;

условия работы.

Основной метод планирования :— краткосрочный (трехмесячный). Кроме того, только количество, указанное для первого месяца, является твердым заказом, а для последующих — прикидочным, уточняемым за две—'три недели до наступления данного месяца. Обычно объем заказа изменяется на 1—5% в сторону увеличения рассчитанного количества, чтобы избежать риска отсутствия нужной детали на складе.

Ориентировочное планирование ведется на 12—15 месяцев с разбивкой по кварталам. Расчетной базой служит среднемесячный расход запасных частей, отнесенный к парку машин будущего года.

Перспективное планирование (прогнозирование) ведут на два—три года вперед. Потребность в запчастях определяется по-разному у разных пред­приятий — в процентах на одну машину, в стоимостном выражении или в натуральных единицах (по группам деталей).

Следует подчеркнуть, что каждое предприятие в рамках своей марке­тинговой политики самостоятельно ведет статистику расхода запчастей и устанавливает нормы расхода (нормы, естественно, не для покупателей, эксплуатирующих технику, а для расчетов отдела запчастей).

Как свидетельствует зарубежный опыт, затраты, связанные с работой складов запчавтей, составляют обычно около 18% совокупной стоимости хранящихся на них запчастей (разумеется, они могут отклонится в ту или иную сторону). В эту сумму входят: содержание склада — 3%, страхование и налоги — 1, погрузочно-разгрузочные работы и учет — 4, потери от порчи, естественной убыли, уценки и полного устаревания — 5, процент на вложенный в запасы капитал — 6%.

Работа склада должна быть организована так, чтобы обеспечить не менее чем трехкратный оборот находящихся на нем деталей в течение года (по отношению к среднему числу хранящихся деталей). Добиваются этого, разделяя всю номенклатуру на три группы, примерно в следующих про­порциях:

А — 10% наименований, составляющих 70% потребления;

Б — 30% наименований, составляющих 22% потребления;

В — 60% наименований, составляющих 8% потребления;

Для облегчения планирования и контроля запасов детали подразделя­ются также и по их стоимости (приведем в ценах 1993 г.):

X — 9% наименований, стоимостью за одно наименование свыше 200 тыс. руб. (60% суммы запасов);

Y — 19% наименований, стоимостью за одно наименование от 50 до 200 тыс. руб. (26% суммы запасов);

Z — 72% наименований, стоимостью за одно наименование менее 50 тыс. руб. (14% суммы запасов);

Несомненно, и стоимость деталей (узлов), и их удельные веса по сто­имостным категориям во многом зависят от конечных изделий, для которых они предназначены. Как правило, многие компоненты для технически слож­ных машин имеют более высокую стоимость, чем для простых.

Чтобы облегчить размещение деталей на стеллажах и перемещение их на складах запчастей, применяется принцип деления всех имеющихся

S3*



Глава 16


деталей на группы. Критериями разбивки являются габариты, объем и масса. Это позволяет снизить до минимума расходы на хранение и.транс­портировку.

Поскольку всегда необходимо иметь некоторый страховой запас в соот­ветствии с планом, обычно принимают следующую методику: большой запас деталей группы А, средний — группы Б и нулевой — группы В, строгий контроль группы X, наблюдение за группой Y и периодический контроль группы Z. Таким путеМ минимизируются усилия по управлению запасами и гарантируется высокая степень удовлетворения заказа потребителя.

При торговле запасными частями стремятся увеличить оборот запасов, чтобы при тех же площадях складов и расходах на содержание'запасов получить наибольший объем продаж и, следовательно, прибыли.

В табл. 16.2 на условном примере показано, что увеличение скорости оборота может привести к увеличению чистой прибыли без роста капита­ловложений. Аналогичный результат (увеличение прибыли) возможен и при обоснованном снижении уровня запасов. Иначе говоря, как следует из таблицы, при однократном обороте запасов продавец запчастей потерпит убыток в размере 1 млн. руб., а при тройном обороте в течение года получит чистую прибыль в сумме 5 млн. руб.

Таблица 16.2 Увеличение прибыли при ускорении оборота запасов запчастей, тыс. руб.

Все вышеизложенное показывает необходимость организации и осуще­ствления продуманного управления запасами запчастей, включая сокра­щение «мертвых» и бездействующих запасов, удешевление контроля, группировку на складе деталей и узлов в соответствии с результатами анализа спроса, с целью их оптимизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.