КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. Особенности маркетинга в различных сферах деятельности 3 страницаРешение о времени закупки нового оборудования зависит от ряда обстоятельств и прежде всего от наличия финансовых ресурсов на данные цели. Вместе с тем необходимо учитывать финансовое состояние предприятия, размер получаемой прибыли. Только после этого руководитель предприятия должен принять решение о замене или модернизации оборудования; к тому же не мешает знать, как работает оборудование на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию. Предприятия, ведущие полный учет Управление инвестициями на предприятиях работы оборудования, состояния основных фондов, их износа, как правило, принимают правильные решения при разработке планов капитальных вложений. Замене оборудования должен предшествовать детальный анализ состояния основных средств (первое условие), даже если они работают нормально з пределах установленных сроков амортизации. Стоимость замены оборудо-зания необходимо сопоставлять прежде всего со стоимостью ремонта действующего оборудования. Известно, что изношенное оборудование требует частого ремонта и немалых средств для поддержания его в рабочем состоянии. Замена части оборудования может оказаться более рациональной, чем расходование средств на его содержание и ремонт. Вторым условием приобретения нового оборудования является недостаток имеющегося оборудования при необходимости расширения производства. Третье условие — наличие на предприятии устаревшего оборудования. Конкурирующие предприятия и фирмы при замене оборудования достигают, ломимо повышения качества готовой продукции, роста объемов производства и снижения уровня издержек. Предприятие рискует стать банкротом, если оно не обновит свой парк оборудования и не достигнет уровня производства конкурирующего производителя. Наконец, необходимость замены оборудования может быть вызвана прекращением производства устаревшей продукции. Во избежание излишних значительных капитальных затрат предприятие и его инженерные и финансовые структуры должны детально разрабатывать обоснованные прогнозы замены оборудования. С этой целью предприятие обязано: проводить периодические анализы состояния оборудования и выявлять основные средства, подлежащие замене; следить за новым оборудованием, появившимся на рынке, используя соответствующие службы маркетинга. Добиваться совершенствования оборудования и своевременно внедрять новшества в свое производство; вести полный учет затрат. Принятие решений о капитальных затратах зависит от точности учета на предприятии. Необходимо при этом принимать во внимание все расходы по ремонту и содержанию оборудования. Для контроля расходов на капитальные вложения на крупных предприятиях обычно составляется план капитальных вложений на предстоящий год и более отдаленную перспективу. Оценка планов капитальных вложений идет по следующим элементам затрат: первоначальной стоимости оборудования (включая доставку и установку); стоимости, по которой можно его реализовать по окончании срока службы; уплате процентов за кредит; стоимости содержания и ремонта оборудования; стоимости электроэнергии, рабочей площади; налогам, страхованию и основной и дополнительной рабочей силе. Помимо стоимостных показателей, планы капитальных вложений должны учитывать и такие факторы, как сравнение вариантов с точки зрения качества выпускаемой продукции и наличия достаточных средств для реализации лучшего варианта капитальных вложений. Прежде чем выделить средства на реализацию того или иного варианта капитальных вложений, финансовый отдел предприятия детально изучает все вопросы, включая возможность взятия в аренду необходимого оборудования (лизинг). Стоимость аренды, как 390 Глава 35 правило, зависит от степени использования оборудования, которая уменьшается по мере увеличения срока аренды. Отдача от капитальных вложений в новое оборудование зависит от годовой экономии затрат, полученной в результате использования нового оборудования. Период окупаемости определяется путем сравнения суммы капиталовложений с годовой экономией затрат. Для этого необходимо общий объем капитальных вложений разделить на сумму годовой экономии. Например, если годовая экономия составляет 5 тыс. руб., а единовременные вложения в оборудование — 10 тыс. руб., то период окупаемости равен двум годам. 4. Инвестиции в объекты капитального строительства Проблемы маркетинга объектов капитального строительства, в отличие от традиционных товаров, решаются непосредственно в местах их «производства» и «потребления». Поэтому эффективность сбытовой деятельности предпрития-инвестора зависит не только от преимуществ технологических и эксплуатационных характеристик объекта, но и от экономии затрат на его сооружение, достигнутой в процессе строительства. По оценке зарубежных фирм, сокращение сроков строительства объекта всего на один месяц может привести к экономии, равной 4-6% сметной стоимости. Следовательно, организация процесса сооружения становится одним из важных специфических элементов маркетинга объектов капитального строительства. Маркетинг в области капитального строительства начал развиваться позже, чем маркетинг потребительских товаров. Особенность маркетинга средств производства заключается в том, что он направлен преимущественно на поиск новых технологических решений в производственном процессе, а также на разработку новых видов средств производства, позволяющих инвестору снизить издержки и повысить производительность труда. Анализ деятельности предприятия является одним из важных этапов маркетинговых исследований, на котором выявляется способность предприятия подготовить и осуществить те мероприятия, которые признаны целесообразными в результате проведения маркетингового исследования. Исследования предприятия в области капитального строительства включают анализ показателей производственно-сбытовой деятельности предприятия, который призван определить эффективность стратегии по каждому из направлений производства и сбыта. В частности, анализ позволяет принять инвестиционные решения по следующим направлениям: ликвидировать производство; постепенно его сокращать; сохранять на прежнем уровне или расширять данное направление. Основной критерий анализа показателей деятельности — приведение их в соответствие с нормой прибыли и темпами роста объемов продаж. Анализ издержек является одним из важнейших этапов исследования деятельности предприятия. В ходе анализа выявляются возможности экономии затрат на производство и сбыт, которые могут оказаться залогом успеха всей стратегии маркетинга. Управление инвестициями на предприятиях Основная стратегическая цель производственно-сбытовой деятельности компании -— прибыльность работы, а в качестве критерия эффективности рассматривается норма прибыли, исчисляемая по формуле: (6) где Пн — норма прибыли на инвестиции; Р — валовая прибыль до вычета налогов; К — инвестиции в основной и оборотный капитал минус задолженность по инвестициям. При анализе показателей хозяйственной деятельности важную роль играет сравнение фактических значений нормы прибыли с некоторой «целевой нормой прибыли», которая рассматривается в качестве эталона для оценки деятельности предприятия. В отечественной практике таким эталоном является норматив эффективности капитальных вложений. Технологические и производственные показатели деятельности предприятия анализируются независимо от того, занимается ли оно производством оборудования, строительными работами и др. Поэтому в любом случае анализ структуры производственных показателей должен включать разделы по технологии строительства, уровню затрат, рентабельности, финансовому положению, производственно-экономическим показателям деятельности и формам сбыта объектов капитального строительства. При анализе технологии и производства на строящемся предприятии рассматривается характеристика технологического и производственного уровня работы предприятия. Анализируются варианты принципиально новых технологических процессов и их показатели, усовершенствованные технологические процессы, отдельные технические усовершенствования и традиционные технологические решения. Рассматриваются «ноу-хау» в составе предлагаемых технологий, показатели производительности оборудования, расходы основных и вспомогательных материалов, электроэнергии, степень автоматизации и др. Отдельным разделом представлены вопросы технической оснащенности вспомогательных процессов, включая автоматизацию системы доставки материалов и грузов, степень механизации и автоматизации системы складирования, уровень автоматизации процессов управления и системы накопления и хранения производственных запасов. Мощность предприятия также рассматривается по вариантам. При этом изучаются технологические и производственные характеристики разных предприятий по мощности. Важными показателями являются качество и номенклатура выпускаемых изделий. Здесь анализируется возможность перестройки предприятия на выпуск новых моделей, исследуется система контроля качества в сравнении со средними показателями по качеству данной продукции аналогичных предприятий отрасли. В состав анализируемых показателей эффективности производства включаются показатели производительности труда в сравнении со средними по данному типу предприятий, показатели фондоотдачи и удельных энергозатрат. Маркетинговые исследования предусматривают получение предварительных результатов НИОКР в плане возможного усовершенствования технологии, выяснения перспективы улучшения показателей работы оборудования, использования новых материалов, замены оборудования и выхода на новых поставщиков оборудования и машин. При анализе уровня и структуры затрат проверяются экономические показатели эксплуатации объектов, заявленные подрядчиком. Текущие затраты сравниваются со средними затратами предприятий аналогичного типа, учитываются удельные капитальные вложения, рассчитывается возможная рентабельность предприятия с целью выяснения преимуществ и недостатков в экономических показателях. На базе полученных результатов можно сделать выводы относительно конкурентоспособности предлагаемых объектов. Дополнительно рассматриваются возможности улучшения экономических показателей работы предприятия в связи с вероятными изменениями в технологии и организации производства в перспективе. Вопросы финансового положения затрагивают состояние финансовых и кредитных ресурсов предприятия. Анализируются собственные финансовые средства компании, возможности получения заемных средств для финансирования крупных проектов. Основной вопрос анализа финансового положения компании для целей маркетинга состоит в том, чтобы выяснить, соответствует ли уровень финансовых возможностей предприятия потребностям рынка в финансировании капитальных вложений в строительство и реконструкцию предприятий. Анализ основных показателей производственно-экономических характеристик строительства является весьма условным. В действительности круг учитываемых факторов значительно шире, однако в нем выделены основные, позволяющие компании выяснить положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Контрольные вопросы 1. Каково значение инвестиций на предприятиях? 2. Охарактеризуйте стратегию принятия инвестиционного решения. 3. Как осуществляется планирование инвестиций на предприятии? 4. Что такое обновление оборудования? Каковы критерии принятия ре 5. Расскажите о маркетинге объектов капитального строительства. 6. Каковы методы оценки эффективности инвестиционных решений? 393 ГЛАВА 36. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ 1. Риск в предпринимательстве и любой другой хозяйственной деятельности В рамках функции управления маркетингом особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности. Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный администратор (предприниматель) стремится в своей работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры. Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, трудно полностью исключить риски. К тому же опыт предпринимательства показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в стратегические зоны хозяйствования, характеризующиеся наличием наименьших рисков, а значит, и минимальной прибыльностью сделок. Задача управления рисками сводится в итоге к принятию решений о том, какие риски следует покрыть страхованием в государственных или коммерческих компаниях и страховых фондах и какие можно минимизировать путем принятия грамотных управленческих решений. С точки зрения деловой философии, риск —понятие достаточно противо 394 Глава 36 Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность проведения внешнеторговых операций. Очевидно, что факторы риска в предпринимательской деятельности особенно увеличиваются в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами, падением курса национальной денежной единицы. Обеспечение условий для выживания предприятия в подобных сложных ситуациях под силу только тем предпринимателям и хозяйственникам, которые ищут способы наиболее эффективного ведения дел даже при повышенном риске. Предпринимательский дух, желание идти на осознанный риск ради достижения поставленных целей — вот черты, проявляющиеся сегодня в деловых кругах России. Однако, чтобы идти на оправданный риск, российские предприниматели и хозяйственные руководители должны почувствовать вкус глубокой аналитической работы, предшествующей принятию серьезных хозяйственных решений. Риск — это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и повышает культуру управленческой деятельности. 2. Риски, страхуемые в страховых компаниях Наиболее распространенный метод страхования риска — заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой). Страховщик за установленную в договоре сумму (страховая премия) обязуется заплатить страхователю на условиях, оговоренных в страховом полисе, согласованную денежную сумму, если страхователь (предприятие) понесет убытки или будет иметь ущерб в своей хозяйственной деятельности в результате наступления определенных неблагоприятных обстоятельств. При этом страхуются последствия как неправильных действий страхователя, так и действия третьих лиц, которые могут нанести ущерб делу или имуществу страхователя. Рассмотрим наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью. Страхование имущества предприятия. Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения, урагана и т.п.). Номинальная сумма страховки составляет, как правило, 70-80% остаточной стоимости имущества. Под имуществом в страховых случаях понимаются производственные, служебные, жилые и иные вспомогательные помещения, запасы готовой продукции, сырья и материалов, технологическое оборудование, транспортные средства, сооружения и оборудование заводской инфраструктуры, территория предприятия со всеми сооружениями. Страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки. В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспортных средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгруженных покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует товары на период их транспортировки. Обычно сумма страховки соответствует номинальной стоимости товаров, а при некоторых повышенных рисках может и превосходить ее на 10-30%, например, при транспортировке товаров через зоны, где идут боевые действия, при особо тяжелой ледовой обстановке по маршруту следования и т.п. Управление рисками Страхование транспортных средств. Предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, передвижные подъемно-транспортные средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара, кражи, столкновения с другими транспортными средствами и неподвижными предметами. При этом страховой полис покрывает не только убытки самого предприятия в связи с полной или частичной утратой транспортного средства, но и ущерб, нанесенный третьим лицам. Компенсационное страхование. Этот вид страхования предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти. Как правило, частные производственные или коммерческие предприятия отчисляют из своих доходов установленную сумму средств в страховой фонд. Тем не менее выгоднее оформлять компенсационное страхование работников предприятия в страховых компаниях. Вообще компенсационное страхование заставляет администрацию предприятия принимать энергичные меры для создания своим работникам безопасных и здоровых условий труда. Если условия труда не отвечают -стандартным нормам и требованиям, администрация предприятия вынуждена платить страховым компаниям повышенные страховые премии, что может привести к ухудшению финансового положения и снижению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке. Медицинское страхование. Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского страхового полиса в различного рода лечебные заведения, обеспечивающие медицинское обслуживание работников предприятия. Страхование в области здравоохранения обычно покрывает все' или большую часть расходов по пребыванию работников предприятия в больницах, на оплату счетов лечащих врачей и хирургических операций. Страхование вынужденной приостановки работы предприятия. В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных обстоятельств непреодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период вынужденной остановки предприятия. К числу страховых случаев в западной практике относится также страхование жизни ведущих руководителей и специалистов компании, от деятельности которых в существенной мере зависит благополучие компании. Страховое вознаграждение в случае смерти этих сотрудников выплачивается не наследникам умершего, а самой компании. Во многих западных компаниях существует должность управляющего по рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового директора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхованию имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо путем привлечения страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет улучшения управленческой деятельности. 396 Глава 36 3. Снижение рисков без привлечения страховых компаний Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководители предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рисков. Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности. Рассмотрим наиболее типичные риски, сопровождающие нормальную коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий от возникновения таких нестрахуемых рисковых ситуаций (табл. 36.1). Таблица 36.1
Управление рисками Продолжение табл. 36.1
Можно привести множество других вариантов уменьшения предпринимательского риска без обращения к страховым компаниям и фондам. Основная задача руководства предприятия по управлению рисками в любом случае должна сводиться к совершенствованию аналитических процессов на предприятии, построению и использованию при подготовке и проведении крупных операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной и смоделированной многовариантной базе. Оценка и снижение рисков в значительной мере зависят от характера деятельности предприятия, особенностей товаров, состояния выбранных целевых рынков, сегментов потребителей, принятой схемы товародвижения, товарной и транспортной логистики, методов позиционирования товаров в рыночном пространстве. Многие специалисты в области маркетинга и управления рекомендуют каждому предпринимателю и директору предприятия составлять таблицы специфических и характерных для данного предприятия или данного вида сделки рисков и соответствующей реакции на возникновение рисковой ситуации. Предупреждение возникновения рисковых ситуаций путем управляющих воздействий на контролируемые факторы внешней и внутренней среды предприятия с целью их модификации в интересах предприятия — наиболее действенный метод работы в хозяйственных зонах с наименьшим риском. Контрольные вопросы,
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |