Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок ценных бумаг как объект маркетинга 4 страница




Смысл договора полной лицензии заключается в том, что лицензиар ус­тупает полностью все права на использование изобретения (секретов произ­водства) в течение всего срока действия договора. При этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии. Договор полной лицензии заключается обычно в случаях, когда лицензиар не располагает возможно-

30*


468 Глава 41

стями ни для самостоятельного осуществления изобретения, ни для прове­дения коммерческой работы по реализации изобретения на рынке другим потенциальным покупателям.

4. Рынок услуг, их особенность как товара

Наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и вза­имодействует с ними обширнейший рынок услуг. Обращающиеся на нем услуги разнообразны и разнородны, в силу чего рынок услуг распадается на более узкие составные рынки. В услуги на рынке обычно включают: транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, финансы, науку, образование, здравоох­ранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также информаци­онно-вычислительные, инженерно-консультационные, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью, аренду оборудования (лизинг), услуги по изучению рынка, организации маркетинговой деятельно­сти, контролю за качеством, послепродажный сервис и др. В промышленно развитых странах доля услуг в ВВП превысила 70%, а в развивающихся — составляет в целом не менее 55%.

Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по ока­занию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленный формы (хотя имеются ис­ключения, как, например, программы для ЭВМ).

Специфика услуг как товаров состоит в следующем.

Во-первых, они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, ре­ализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возмож­ностями хранения.

Во-вторых, торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами и ока­зывает на нее влияние. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую значительного информационного обеспе­чения, технического сервиса, консультационных услуг. Успех товара на кон­курентном рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его создания, производства, продажи и потребления.

В-третьих, сфера внутринациональных услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального произ­водства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, образование, наука, здравоохранение традиционно находятся в полной либо значительной собственности государства или строго контролируются им.

В-четвертых, далеко не все виды услуг, в отличие от обычных товаров, пригодны для вовлечения во внешнюю торговлю. Это, в первую очередь, относится к некоторым видам услуг, поступающим в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

На примере инжиниринга рассмотрим коротко одно из наиболее важных и перспективных направлений развития наукоемких видов услуг.

Инжиниринг — это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капи­таловложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различ­ного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использо­вания материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов,


Маркетинг на рынках интеллектуального труда 469

а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов. Задача инжиниринга — получение заказчиками и инвесторами наилучшего результата от вложенных средств за счет следующих факторов:

системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов;

многовариантности технических и экономических проработок, их финан­совой оценки с выбором оптимального для заказчика варианта;

разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных строительных и производственных технологий, оборудования, конструкций и материалов из различных альтернативных источников, наилучшим образом отвечающих конкретным условиям и особым требованиям заказчиков;

использования современных методов организации и управления всеми ста­диями осуществления проектов.

В силу своей универсальности инжиниринг применяется при реализации проектов различного характера: научно-исследовательского, проектно-строи-тельного, производственного, сбытового и др. Наиболее широкое распрост­ранение, однако, получило специализированное предоставление услуг типа («инжиниринг» в проектах капитального строительства, где их основная фун­кция — оптимизация инвестиций.

| Инжиниринг как особый вид производственной деятельности имеет спе-

■ цифические особенности, отличающие инжиниринговые услуги от других ти- '> пов труда, участвующих в создании конечного продукта производства.

Первая особенность инжиниринга — его выступление в качестве одной

из форм услуг производственного назначения. Инжиниринг непосредственно

воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном

эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (про-

; ектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг

j могут вообще не иметь материального носителя, например, обучение специ-

f алистов или управление процессом строительства объекта.

I Вторая особенность инжиниринговых услуг — их связанность в конечном

итоге с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации

рассчитанных на промежуточное и конечное потребление материальных благ

и услуг. Сами услуги непроизводительного характера не входят в состав

инжиниринга. Этим он отличается от услуг в сфере конечного потребления,

финансов и торговли.

Третья особенность, отличающая инжиниринг от деятельности по созда­нию и торговле «ноу-хау», лицензиями и другими формами знаний в области технологии, состоит в том, что данные услуги в принципе являются воспро­изводимыми, тогда как продажа лицензий и «ноу-хау» — это реализация новых, в данный момент невоспроизводимых знаний производственного и иного назначения, которыми обладает один или ограниченное число продав­цов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обес­печению использования указанных знаний, а сами знания как монопольный товар. В результате цена лицензируемых знаний, являющаяся монопольной, определяется не затратами труда на получение указанных знаний, а соот­ношением спроса и предложения на них и получаемого экономического эф­фекта от их использования.

На практике оказание инжиниринговых услуг обычно сочетается с про­дажей «ноу-хау». При этом передача «ноу-хау» может носить скрытый ха­рактер и не выделяться в самостоятельную сделку, что ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологий». В действительности


470 Глава 41

инжиниринговые услуги — способ передачи новых технологических и других знаний, но сами они представляют собой товар, отличный от технологий.

Совокупность многообразных инжиниринговых услуг может быть разде­лена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производст­венного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. К первой группе относятся:

предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топогра­фические съемки и т.п.);

проектные услуги, подразделяющиеся на базисный и детальный инжини­ринг;

послепроектные услуги — работы по заключению контракта на строи­тельство и по строительству объекта;

специальные услуги, обусловленные конкретными требованиями создания данного объекта.

Ко второй группе относятся работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализации продукции, включа­ющие услуги по:

управлению и организации производственного процесса;

осмотру и испытаниям оборудования;

эксплуатации объекта;

финансовым вопросам;

обеспечению реализации продукции;

внедрению электронных систем информационного обеспечения.

В основе организации торговли инжиниринговыми услугами лежит за­казной метод осуществления работ, базирующийся на контракте, заключен­ном между инжиниринговой компанией и заказчиком. Контракт включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инже­нерно-консультационной фирмы в строительстве объектов. К ним относятся: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики их выполнения; числен­ность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств; условия и ставки оплаты инженерно-консультационной фирмы; условия переуступки части договорных услуг другой фирме на принципах субподряда; условия оплаты техпомощи по обучению персонала. В договорах (контрактах) на оказание инженерно-консультационных услуг применяются следующие методы установления размеров оплаты:

метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов;

метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение;

метод установления размеров инжиниринговых услуг в процентах от сто­имости строительства.

Рост международной и внутренней торговли услугами, ее диверсификация и нарастание конкуренции в сфере услуг усиливают потребность в ее регу­лировании и согласовании. Производится это на основе двусторонних меж­государственных соглашений и многостороннего регулирования. Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по данным вопросам занимаются спе­циализированные межправительственные организации (Организация между­народной гражданской авиации — ИКАО, Международная морская органи­зация — ИМО, Всемирная туристическая организация и др.), а также меж-


Маркетинг на рынках интеллектуального труда



дународные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР).

Контрольные вопросы

1. Что такое интеллектуальная собственность; промышленная собствен­
ность?,;

2. Что такое патент? ц

3. Что такое лицензия? Какие виды лицензии существуют? *

4. В чем состоят особенности рынка интеллектуальных продуктов?

5. Каковы основные положения лицензионного соглашения? •

6. Что входит в понятие «услуги»?

7. Какова специфика услуг как товара?

8. Что такое инжиниринг и каково его содержание?



Глава 42


ГЛАВА 42. БИРЖЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МАРКЕТИНГ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ

1. Развитие биржевой торговли

Зарождение биржи связано с развитием торговых отношений. Первые собрания купцов в Японии относятся к I в.н.э., в Древнем Риме — к концу II в., во Флоренции — к XIII в.н.э. К началу XVII в. в европейских госу­дарствах сложились регулярно действующие рынки оптовой торговли, кото­рые по существу стали прямыми предшественниками современных бирж. Слово «биржа» приобрело нынешнее значение благодаря меняле и маклеру Ван дер Бурсе, жившему в XV в. в г.Брюге (Нидерланды). На площади возле его дома находились гостиница и склад товаров, здесь собирались купцы из разных стран для торговли векселями, товарами, обмена инфор­мацией. Герб на доме менялы состоял из трех кошельков (позднелатинское bursa — кошелек). В России биржа возникла в 1703 г. по указу Петра I. Нижегородская и Рыбинская товарные биржи были созданы в 1842 г. Рас­цвет биржевой торговли в России пришелся на 80-е — 90-е гг. XIX в. В 1896 г. открылась первая товарная биржа в Москве.

Сначала торговцы привозили свои товары непосредственно на биржевые склады. Затем биржевая оптовая торговля стала вестись по образцам. По­мимо ценовых сделок, на биржах проводились страхование товаров, а также торговые операции с векселями. Со временем биржи разделились на товар­ные и фондовые, хотя продолжают существовать и универсальные биржи, проводящие операции купли-продажи как товаров, так и ценных бумаг.

Если на заре своего существования биржа воспринималась более всего как определенное место купли-продажи, то для современной биржи купля-продажа товаров не является первостепенной задачей. Главными для биржи стали:

определение цен товаров на перспективу и обеспечение ценовой гласности;

согласование планового и фактического спроса и предложения;

страхование от колебаний цен.

В настоящее время биржа воспринимается как сложный функциональ­но-информационный организм, предназначенный для всесторонней организа­ции рынка и рыночной деятельности. Инструментом, позволяющим опреде­лить перспективную цену в маркетинге, является биржа. Исходное требова­ние к торгам на бирже — гласность. Цена, по которой на бирже заключа­ются контракты на поставку продукции, всегда определяется гласно. Благодаря гласному торгу выявленная цена сразу же поступает в компью­терную систему, и на следующий день экономические и финансовые газеты публикуют цены, по которым заключались контракты по каждому биржевому товару. Каждый продавец и покупатель, в каком бы месте он ни находился, прежде чем заключить контракт на куплю-продажу продукции, может оз­накомиться с ценами на крупнейших биржах мира.

Современная биржа — это место заключения планов-контрактов на по­ставку продукции исходя из прогнозируемого спроса и предложения. Изме­нение прогнозных оценок в зависимости от множества происходящих событий


Биржевая деятельность и маркетинг 473

(климатических условий, экономических, политических, социальных процес­сов) выражается в продаже «лишних» планов-контрактов или приобретении новых.

2. Виды биржевых контрактов и сделок в системе маркетинга

В биржевом контракте оговариваются сроки поставки товара, цена то­вара, его качество и количество. Наличие товара на бирже в момент за­ключения сделки не является необходимым условием.

В биржевой практике различаются два главных типа сделок: сделки на реальный товар и фьючерсные сделки. При осуществлении сделки на ре­альный товар продавец должен располагать товаром в наличии и предъ­явить его к поставке в срок, предусматриваемый в биржевом контракте. Поэтому сделки на реальный товар подразделяются на «кэш»-сделки (или «спот») и «форвард»-сделки. «Кэш»-сделка представляет собой сделку на наличный товар. В этом случае продавец должен сдать товар на биржевой склад и получить специальное складское свидетельство — варрант. К по­купателю варрант переходит после заключения сделки, по нему он получает товар с биржевого склада. При данном виде сделки срок поставки товара со склада покупателю определяется биржевыми правилами от одного до 15 дней. «Форвард»-сделки, или сделки на срок, предусматривают поставку реального товара в будущем. При заключении биржевого контракта в дан­ном случае оговариваются цена товара и срок его поставки. Продавец по­ставляет товар на склад, получает варрант, оплачивает страхование своего товара и его хранение на складе. Когда истекает срок поставки, продавец передает варрант покупателю в обмен на чек.

Фьючерсные (срочные) сделки осуществляются с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет. Фактически происходит акт куп­ли-продажи права на будущий товар. При заключении фьючерсной сделки в контракте фиксируются цена товара и сроки его поставки. Сроки поставки определяются специально принятыми на биржах стандартами.

Контракты по фьючерсным сделкам появились в 1860 г. Фермерам в центральных и западных частях США приходилось отвозить свой урожай зерна на рынок в Чикаго осенью, при этом они стремились получить от торговцев зерном оптимальную цену. Естественно, что цены резко падали в условиях избыточной поставки, и фермерам зачастую приходилось сбрасы­вать свою продукцию в озеро Мичиган после неудачных попыток получить хоть какую-нибудь цену. К следующей весне поставки сокращались, а цена пшеницы поднималась.

Для создания более стабильных и выгодных условий торговли для себя группа торговцев из Чикаго организовала в 1848 г. Чикагскую Палату Торг­овли (ЧПТ). Она по-прежнему является одной из крупнейших бирж фью­черсных сделок в мире. Первоначально ЧПТ занималась лишь заключением срочных контрактов, т.е. на поставку пшеницы по договорной цене в более поздний период года, когда поставки были низки. Однако к 1860 г. была произведена стандартизация объемов, качества и дат поставки, что позво­лило торговцам более свободно решать друг с другом вопросы будущих поставок пшеницы и положило начало современному рынку срочных сделок.

Постепенно контракты по фьючерсным сделкам стали включать более широкий перечень товаров, таких, как хлопок, соевые бобы, масло и металлы, золото и медь. Эти сделки были введены в Чикаго на конкурирующем рынке в ЧПТ, на Международном Валютном Рынке (МВР), который является в



Глава 42


настоящее время частью Чикагской Торговой Биржи (ЧТБ). В январе 1976 г. МВР заключил контракт на поставку трехмесячных векселей. С течением времени фьючерсные сделки получили широкое распространение практически на всех товарных биржах мира. Объем торговли, связанный с фьючерсными сделками, значительно превосходит объем торговли с наличным товаром.

Целью фьючерсной сделки является получение разницы между ценой контракта в момент его заключения и ценой в день истечения контракта. Если за этот период цена повысится, то продавец проиграет. Чтобы уплатить разницу между предполагаемой в контракте ценой и реальной ценой, про­давец заключает офсетную, или обратную сделку, т.е. сделку на покупку такой же партии товаров по новой, уже реальной цене на момент истечения фьючерсной сделки. Покупатель также заключает офсетную сделку на про­дажу такой же партии товара по новой цене и получает выигранную раз­ницу. При заключении офсетного контракта фьючерсный контракт ликвиди­руется. Особенность заключения фьючерсных сделок в отличие от контрактов на реальный товар состоит в том, что фьючерсные сделки обязательно ре­гистрируются в Расчетной палате. С момента такой регистрации продавец и покупатель перестают быть прямыми субъектами акта купли-продажи, осуществляя свою деятельность непосредственно лишь с Расчетной палатой.

Фьючерсные сделки применяются для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Страховочная операция получила специальное название — хеджиро­вание. Операция хеджирования состоит в том, что фирма, продавая реаль­ный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно со­вершает на срочной бирже обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. После сдачи или приемки товара осуществляется соответственно продажа или выкуп фьючерс­ных контрактов.

Операции хеджирования делятся на хеджирование продажей и хеджи­рование покупкой. При хеджировании продажей фьючерсные контракты про­дают. Хеджирование продажей применяют для обеспечения продажной цены реального товара, который есть или будет находиться в собственности фирм, добывающих или перерабатывающих сырье. При хеджировании покупкой фьючерсные контракты покупают и используют в качестве средства, гаран­тирующего закупочную цену для фирм, потребляющих сырье. Принцип стра­хования в данном случае заключается в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Поэтому покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реаль­ного товара — хеджирование покупкой. Таким образом, фьючерсные опера­ции страхуют сделки на покупку реального товара от возможных убытков в связи с изменением рыночных цен на товар.

В зависимости от целей, которые преследуются при проведении операции хеджирования, выделяются различные виды хеджирования:

обычное (чистое) хеджирование осуществляется с целью избежать це­новых рисков и совершается в полном балансовом соответствии со встреч­ными обязательствами на рынке реального товара и фьючерсном рынке;

арбитражное хеджирование, учитывающее затраты на хранение, прово­дится исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с


Биржевая деятельность и маркетинг



 


различными сроками поставок. При избытке товара это соотношение цен (котировка на дальние сроки поставки выше, чем на ближние) позволяет за счет хеджирования финансировать расходы по хранению товара;

селективное хеджирование проводится, если сделка на фьючерсном рын­ке выполняется не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на адекватное количество. Осуществление сделки на бирже в значи­тельной мере основывается на ожидаемом направлении и степени изменения цен реального товара;

предвосхищающее хеджирование заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным то­варом.

Операция хеджирования может быть проведена через опцион. Опцион считается особым видом биржевых операций, который предполагает заклю­чение договорного обязательства на куплю или продажу определенного вида ценностей или финансовых прав по заранее установленной в момент заклю­чения сделки цене в пределах согласованного периода. Эту цену называют базисной ценой или ценой осуществления опциона, а также ценой заключе­ния сделки.

Выделяются три главных вида опциона:

опцион с правом покупки дает право, но не обязывает покупать опреде­ленный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене;

опцион с правом продажи дает право, но не обязывает продавать опре­деленный фьючерсный контракт или нетоварную ценность по данной цене;

двойной опцион дает право покупателю купить либо продать контракт или другой вид ценностей (но не купить и продать одновременно) по базисной цене. Двойной опцион используется при чрезвычайно неустойчивой рыночной конъюнктуре.

Опционы применяются для страхования части выручки в условиях неоп­ределенности итогов производства (например, в случае будущих поставок зерна), а также для защиты от потерь в связи с иными рисками, находя­щимися вне поля зрения страховых компаний.

Распространенными биржевыми операциями являются спекулятивные сделки, которые выполняются с целью получения прибыли в условиях ко­лебания цен. Спекулятивная прибыль получается из разницы между ценой биржевого контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения. Выделяют различные виды спекулятивных операций. Так, спекулянты могут скупать биржевые контракты для их последующей перепродажи по более высокой цене. Этот вид спекуляции называется игрой на повышение цен. Спекулянтов в данном случае называют «быками»1, а покупку биржевого контракта — длинной позицией. Продажу ранее купленного контракта при спекуляции на повышении цен называют ликвидацией. Другой вид спеку­ляции — игра на понижение цен. Спекулянты продают биржевые контракты с целью последующего их откупа по более низким ценам. Таких спекулянтов принято называть «медведями»2, продажу контракта — приобретением ко­роткой позиции, а его последующий откуп — покрытием. Таким образом, играющие на повышение подобны быкам, которые стремятся «поднять на рога»; игра ющие на понижение, как медведи, «подминают под себя».

' «Бык» — торговец, ожидающий повышения цен на рынке и способствующий этому;

2 «Медведь» — торговец, ожидающий, что цены на рынке будут снижаться, и способствующий этому.


476 Глава 42

Следующий вид спекуляции — это спекуляция на соотношении цен одного и того же или взаимосвязанных товаров или цен на товары с различными сроками поставки. В этом виде спекуляции самой известной является опе­рация спред (стрэнгл). Спред — разница цен или доходов, часто между ставками, запрашиваемыми и предлагаемыми рыночным дельцом. Таким образом, операция типа спред заключается в одновременной покупке и про­даже фьючерсных контрактов с различными сроками поставки в целях по­лучения выгоды от разницы в котировках цен этих позиций (например, покупка мартовских и продажа майских контрактов).

В зависимости от времени владения биржевыми контрактами выделяют две группы спекулянтов. Первая из них — скальперы, или джобберы, изу­чает самые незначительные колебания цен и ликвидирует контракты через несколько минут или часов после приобретения, обеспечивая тем самым ликвидность рынка. Вторая группа — позишн-трейдер, или фло-трейдер, которая вкладывает деньги в спекулятивные операции на сравнительно дли­тельное время (дни, недели, месяцы). Эта группа спекулянтов способствует переливу капитала с одного рынка на другой и определяет уровень спеку­лятивной активности на товарных биржах.

Итак биржа — это институт, представленный комплексом правил, ре­гламентирующих поведение хозяйственных агентов, и в то же время предо­ставляющий хозяйственным агентам определенную свободу действий и ряд услуг. Биржевой механизм — механизм организационного самоформирования спроса и организационной самореализации предложения. Самостоятельно хо­зяйствующие субъекты встречаются на бирже, чтобы, с одной стороны, ре­ализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой — удовлетворить собственный спрос. На бирже покупатель и продавец не свя­заны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посред­ников. Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель предста­вит на бирже новый вид товаров улучшенного качества, он вправе устано­вить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей произ­водитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпускать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предприниматели предложат его по более низкой цене в целях привлечения покупателей. Со временем пред­ложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насы­щенным, а цены стабилизируются на определенном уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т.е. товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока данная товарная партия не окажется реализованной.

Вследствие несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снимают риски от последующего по­нижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль.

3. Маркетинг биржевых услуг

Современная организация биржевой торговли имеет специфику на каж­дом отдельном рынке. Наиболее распространенной ее формой для биржевых товаров является посреднический рынок, называемый также телефонным, телефаксным, телетайпным, свободным. Эволюция посреднического рынка в результате усиления конкуренции других форм сбыта, увеличения концент-


Биржевая деятельность и маркетинг 477

рации и централизации капитала в торговле, развития транспорта и средств связи, неустойчивости экономики и ряда других факторов привела к фор­мированию современного телефонно-телексного рынка. Его центрами явля­ются ассоциации торговцев, которые разрабатывают типовые контракты, обеспечивающие стандартизацию условий торговли1.

Типовые контракты позволили широко использовать современные средст­ва связи для заключения сделок. Благодаря им телекс и телефакс в насто­ящее время считаются таким же законным подтверждением факта заключе­ния сделки, как и письменный договор. Важную роль в формировании со­временного телефонно-телексного рынка сыграло развитие фьючерсной бир­жевой торговли. В результате возникла возможность заключать большую часть сделок по телексу или телефаксу на основе биржевых котировок и с использованием механизма фьючерсных бирж в целях хеджирования.

Посредники имеют линии прямой телексной и телефаксной связи как со своими отделениями и филиалами, так и с потребителями, поставщиками и перепродавцами из других стран, где есть посреднические рынки. Мгновен­ная связь, доступная всем фирмам, способствует установлению тесных от­ношений рынков отдельных стран, интегрируя их в единый мировой телефон-но-телексный рынок. Благодаря этому посредникам удается снизить издер­жки обращения и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими участниками торговли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.