Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ информационного рынка 3 страница





Маркетинг в области информационных технологий 527

Вопрос о том, как сделать процессы получения и обработки данных мак­
симально удобными для потребителей, встал задолго до появления совре­
менных информационных технологий. Так, производители информации на
бумажных носителях (авторы и издатели книг, журналов и иных публикаций)
стараются облегчить поиск удобной подачей материала, составлением пред­
метных и именных указателей и т.п. Специализированные информационные
организации (библиотеки и др.) в этих целях создают массивь. метаданных
т.е. «данных о данных» - каталогов и т.д. Но с появлением новых инфор­
мационных технологии возможности поиска и обработки данных расширились
поистине безгранично. к

Новые информационные технологии, в отличие от традиционных предпо­лагают предоставление не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т п) Эти сред­ства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание ком­пьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт но и оперативно получить информацию в объеме и формате, которые адекватны (релевантны) именно его потребностям. В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. В терминах приве­денного выше примера это означает, что пользователь информационного про­дукта (электронного аналога энциклопедии) должен иметь возможность найти название озера, оперируя лишь терминами «озеро» и «штат Иллинойс» и не зная, что в действительности это название находится в статье «США». Подобные возможности традиционно связываются с понятием информацион­ной услуги.

Информационная услуга в широком смысле состоит в предоставлении пользова­телю информационных продуктов. В узком смысле под информационными услу­гами понимаются услуги, получаемые с помощью новых информационных техно­логий.

Появление современных информационных услуг расширило спрос на ин­формационные продукты, так как способствовало индивидуализации пред­ложения данных, его приближению к индивидуальным потребностям отдель­ных пользователей и тем самым — к сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно обладать целиком информационным продуктом, что при прочих равных ус­ловиях удешевляет реально полученную информацию.

Очевидно, что информационная услуга не может существовать без ин­формационного продукта. Но и информационный продукт немыслим без со­ответствующих ему информационных услуг. По существу приложение какой-либо другой услуги к существующему продукту ведет к изменению формы представления данных для пользователя и, следовательно, к факти­ческому появлению нового продукта с иной степенью информативности не­смотря на то, что содержит в точности те же данные, что и предыдущий.

Таким образом, основным товаром, создаваемым и распространяемым
при помощи новых информационных технологий, являются ИПУ («информа­
ционные продукты и услуги»).
Само по себе наличие данных, пусть даже
уникальных, еще не гарантирует коммерческого успеха, если пользователь
не может получить их в максимально приемлемой форме. Поэтому деятель­
ность в индустрии коммерческого распространения информации должна быть
направлена на разработку информационных услуг в не меньшей степени,
чем генерирование данных.......


528 Глава 47

2. Технологам и индустрия коммерческого распространения информации

В наиболее общем виде современные технологии коммерческого распро­странения информации подразумевают, что пользователи со своих терми­нальных устройств (например, персональных компьютеров) «общаются» с информационными продуктами, основными из которых являются базы дан­ных (БД) — массивы сведений в машиночитаемой форме, относящиеся к определенной предметной области, а также различные метаданные директо­рии — рубрикаторы и иные данные, облегчающие пользователям поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнооб­разных программных средств поиска, обработки и выдачи информации. Ин­формационные и программные продукты выступают главными элементами автоматизированных банков данных, являющихся основной организационной формой, в которой развиваются современные технологии коммерческого рас­пространения информации. Автоматизированный банк данных (АБД) — система специальным образом организованных БД, программных, техниче­ских, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования этих БД.

Поскольку работа пользователя с АБД (сеанс) осуществляется по схеме «запрос-ответ» и протекает, как правило, в реальном времени (т.е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса), о соответствующих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных. Интерактивные технологии — технологии получения информации путем диалога с АБД в режиме реального времени. Интерактивные технологии различаются по тому, где находится АБД по отношению к пользователю. С точки зрения этого типологического критерия основными их видами являются АБД на техниче­ских носителях и удаленные АБД.

АБД на технических носителях. В этом случае АБД непосредственно представляет собой набор компьютерных файлов, содержащих одну или не­сколько БД вместе с необходимым программным обеспечением и передава­емых пользователю на технических носителях — магнитных лентах, дискетах, оптических дисках. Таким образом, распространение информации на техни­ческих носителях является той новой информационной технологией, которая по своему принципу и способу восприятия наиболее близка традиционно существовавшим: пользователь точно знает, что он получает, но не знает, нужно ли ему это в таком объеме.

В настоящее время на мировом рынке насчитывается около 2000 АБД на технических носителях. Наиболее перспективным их видом являются так называемые компактные оптические диски (КОД), коммерческое использо­вание которых началось в 80-х гг. КОД обладают, пожалуй, наилучшим среди всех других носителей сочетанием таких параметров, как большая емкость, высокая надежность и устойчивость к частичным повреждениям, хорошее быстродействие и относительно низкая цена в расчете на единицу данных. Все это делает КОД незаменимым средством для распространения больших массивов данных, особенно в тех случаях, когда продуктом являются данные, не требующие оперативного обновления (актуализации), а также зрительные и звуковые образы. Широкие возможности, открываемые техно­логией распространения информации на КОД, обусловили высокие темпы роста соответствующей индустрии. По имеющимся данным, валовой доход только американских компаний, занятых в данном бизнесе, составляет не менее 700 млн. долл. Однако индустрия АБД на технических носителях еще


Маркетинг в области информационных технологий



далека по своим масштабам от индустрии удаленных АБД, которая и по сей день продолжает оставаться ведущим сектором рынка электронной ин­формации.

Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллектив­ный доступ пользователей к информационным продуктам, сосредоточенным на едином компьютере, часто называемом хост-ЭВМ, по сетям передачи данных.

Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, в качестве которых может выступать какое-либо специальное оборудование, но чаще всего им являются персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы, позволяющие пользователю производить послесеансовую обра­ботку найденной информации.

Основными особенностями данной технологии являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не непос­редственно информационных продуктов, в результате чего он получает (часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших мас­сивов данных;

широкая скорость актуализации данных;

относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять ее графическую, наукометрическую и экономическую обработку.

Первые АБД (начало 60-х гг.) создавались для поиска библиографической информации преимущественно научно-технического характера. Большая часть их носила некоммерческий характер и предназначалась для внутрен­него использования и в тех организациях, где они разрабатывались. Важный шаг в становлении АБД открытого доступа, а следовательно, и коммерческих АБД, был сделан в 1966 г., когда в качестве терминалов стали использо­ваться дисплеи на электронных трубках. Примерно тогда же компанией IBM была разработана внутриведомственная информационно-поисковая система (ИПС), которая стала прообразом известной коммерческой ИПС STAIRS, и поныне использующейся в нескольких крупных АБД.

Интерактивные услуги в широком смысле — информационные услуги, получаемые при помощи интерактивных технологий. В узком смысле инте­рактивные услуги обозначают услуги, предоставляемые удаленными АБД. Первый этап в развитии рынка интерактивных услуг, главным содержанием которого было развитие и совершенствование вычислительных систем, про­должался до начала 70-х гг. На втором этапе (до середины 80-х гг.) про­исходило наращивание объемов памяти, стимулировавшее развитие БД и АБД. Основной чертой третьего, нынешнего этапа является распространение телекоммуникационных услуг — услуг по передаче данных по сетям ЭВМ. Рынок интерактивных услуг как вид информационного бизнеса окончательно сложился к середине 80-х гг. В настоящее время число коммерческих БД превышает 4000, а число коммерческих АБД — 500. Подавляющее боль­шинство БД посвящено финансам и экономике (по распространенным оцен­кам, их удельный в'ес составляет около 75%, а остальные 25% приходятся на научно-технические БД).

Для современного информационного рынка характерна четко выраженная специализация различных организаций на выполнение отдельных работ по сбору данных, созданию программных средств АБД и предоставлению услуг

34 Маркетинг


530 Глава 47

пользователям. Основными структурными подразделениями индустрии БД являются:

1) собственно производители ИПУ;

производители БД — организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в машиночитаемую форму;

интерактивные службы — организации, осуществляющие интерактивный доступ к БД, т.е. разрабатывающие и эксплуатирующие АБД, и выступа­ющие основным элементом рынка интерактивных услуг (нередко они сами являются также и производителями БД, или так называемыми интегриро­ванными производителями);

2) телекоммуникационные службы;

3) пользователи, которые делятся на конечных и промежуточных поль­
зователей, или посредников, оказывающих своим клиентам услуги по инфор­
мационному поиску. В состав последних входят библиотеки, информационные
центры общего пользования, а также брокеры-специалисты-профессионалы,
занимающиеся платным обслуживанием клиентов.

В целом индустрия интерактивных услуг является достаточно прибыль­ным видом бизнеса. Так, только в США ее доходы превышают 3 млрд. дол., а число занятых — более 25 тыс. чел.

В целом можно предсказать благоприятные тенденции в развитии оте­чественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются ак­тивные усилия по развитию телекоммуникаций (в том числе, при помощи спутниковой связи); увеличивается число отечественных организаций, имею­щих выход на сети передачи данных ЭВМ. Формирование рынка будет спо­собствовать росту спроса на оперативные данные, прежде всего, делового характера, а его интеграция в мировую экономику — стимулирует вовлече­ние российской информационной индустрии в международное информацион­ное сообщество путем как доступа отечественных пользователей к зарубежным ресурсам, так и выхода отечественных ИПУ на зарубежные рынки. Реализация этих тенденций требует, однако, чтобы характеристики отечественных АБД соответствовали требованиям, предъявляемым рынком, для чего необходим комплекс специальных мероприятий, объединяемых тер­мином «маркетинговая подготовка».

3. Организация информационного маркетинга

По мере коммерциализации информационной деятельности на нее начи­нают распространяться общие принципы маркетинга как рыночной концеп­ции управления современным производством, при котором в основе принятия хозяйственных решений лежит рыночная информация, а обоснованность ре­шений проверяется рынком в ходе реализации товаров. В результате этого возникает информационный маркетинг, или маркетинг ИПУ.

Нередко термин «информационный маркетинг» употребляется в двояком смысле. С одной стороны, он означает использование принципов маркетинга в деятельности по коммерческому распространению информации («маркетинг в информатике»). С другой стороны, под ним иногда понимается информа­ционное обеспечивание маркетинговых работ, проводящихся пользователями (в частности, самими организациями, занимающимися коммерческим рас­пространением информации), при создании и продвижении на рынок их соб­ственных продуктов, не обязательно информационных («информатика в маркетинге»). Между двумя различными аспектами информационного мар­кетинга есть определенная общность: при выборе ИПУ пользователь должен


Маркетинг в области информационных технологий



применять по существу те же приемы маркетинга, что и производители ИПУ. Однако зачастую он не обладает достаточными навыками и знаниями в этой области. Поэтому разработку принципов и инструментов информаци­онного маркетинга нельзя рассматривать как только внутреннее дело орга­низаций, занимающихся коммерческим распространением информации. Доведение этих принципов и инструментов до сведения пользователей явля­ется общей задачей производителей ИПУ, так как способствует повышению квалификации и информационной культуры, а следовательно, и росту спроса. Основными принципами информационного маркетинга как рыночной концеп­ции управления являются:

тщательное, всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и желаний по­требителей;

приспособление предложения ИПУ к требованиям информационного рынка;

воздействие на рынок и спрос в интересах фирмы — производителя про­дукции ИПУ.

Комплексное изучение рынка и разработка на этой основе рыночной стра­тегии и тактики на определенный период получают конкретное воплощение в программе маркетинга — базовом документе, регулирующем деятельность каждого из подразделений фирмы, а также координирующем их усилия в достижении единой цели. Главными элементами (этапами) информационного маркетинга выступают прежде всего:

анализ информационного рынка;

формирование цен на ИПУ;

установление взаимоотношений между производителями ИПУ и их поль­зователями;

рекламно-пропагандистская деятельность.

Указанная структура программы информационного маркетинга оказыва­ется прямым следствием распространения общих принципов маркетинга на сферу ИПУ. На конкретную реализацию программы влияют особенности этой сферы, главные из которых перечислены ниже.

Во-первых, программа маркетинга зависит от специфики товара, приобретаемого пользователями ИПУ. Например, пользователь коммерческого АБД получает инте­рактивную услугу, состоящую в предоставлении информации, интересующей именно его. Каждая такая услуга может рассматриваться как отдельный товар, а АБД — как производящая эти товары «фабрика» с широким ассортиментом продукции, для которой характерно неограниченное и не всегда поддающееся предварительному учету количество производимых товаров (поскольку информация из АБД может запраши­ваться практически бесконечно большим числом способов). В результате основной задачей, решаемой посредством информационного маркетинга, является не только привлечение услуг, но и соответствие их потребностям. Однако эти потребности не всегда четко осознаются самим пользователем и обычно не локализованы в фикси­рованных моментах времени. Поэтому требуется значительная работа по приближению предлагаемых услуг к информационным моделям пользователей и по поддержанию устойчивого спроса в течение всего периода продажи.

Во-вторых, информационная деятельность до недавнего времени осуществлялась преимущественно некоммерческими организациями (например, библиотеками или дру­гими организациями, финансируемыми за счет бюджета или различных субсидий) на бесплатной основе. Поэтому программа информационного маркетинга обязана учиты­вать то, что значительная часть потенциальных пользователей не привыкла воспринимать предоставляемые им услуги как товар, а следовательно, и платить за них. С другой стороны, сама разработка и реализация такой программы являются сравнительно новыми для данных организаций, которые, как правило, не обладают опытом проведения работ по маркетингу и, более того, не всегда даже психологически готовы к ним.

34*



Глава 47


В-третьих, индустрия коммерческого распространения информации находится под непосредственным воздействием постоянно меняющихся информационных технологий. В отличие от многих отраслей, которые, достигнув стадии зрелости, стабилизируются в своем развитии, т.е. с достаточной прибыльностью осуществляют производство то­варов при помощи относительно неизменных технологий, эта индустрия полностью лишена каких-либо стагнирующих тенденций: каждые 2—3 года появляется неизве­стная ранее технология, стимулирующая поиск новых направлений информационного бизнеса. Это препятствует оформлению информационного маркетинга в более или менее законченную и общепринятую программу мероприятий, которая была бы оди­наково приемлема для всех ИПУ. Поэтому приемы (инструменты), применяющиеся на каждом из этапов программы информационного маркетинга, будут рассмотрены на примере основного сектора современного рынка ИПУ — рынка интерактивных услуг, оказываемых при помощи удаленных АБД. Тем не менее представляется, что приводимые ниже выводы из обобщения теоретических положений информационного маркетинга и практики ведущих информационных служб могут быть использованы не только как рекомендации для разработки и продвижения на рынок отечественных АБД, но и как отправной материал для проведения маркетинговой подготовки в отношении иных видов ИПУ.

Данный этап программы информационного маркетинга призван опреде­лить рыночную «нишу» для предлагаемых ИПУ через выявление потребно­стей, которым должны соответствовать их функциональные параметры. Результатом его проведения является выработка рекомендации относительно того:

какая информация должна включаться в АБД;

каким требованиям должны удовлетворять АБД, чтобы пользователи со­гласились работать с ними.

Для ответа на поставленные вопросы применяются два основных приема: анализ существующих (прежде всего, зарубежных) АБД-аналогов или анализ продукта; анализ спроса, главным элементом которого выступает так назы­ваемая сегментация рынка.

Анализ продукта. Уже сам факт коммерчески успешного функциониро­вания АБД-аналогов на информационном рынке свидетельствует о том, что их функциональные параметры (прежде всего, характеристики БД и про­граммного обеспечения) отвечают определенным рыночным стандартам. При этом под аналогами понимаются АБД, аналогичные разрабатываемым либо по информационному содержанию, либо по назначению (типу предоставля­емых услуг). Так, например, для отечественных статистических АБД анало­гами первого типа могут быть зарубежные АБД, в которых имеется статистическая информация об СНГ; а аналогами второго типа — любые банки статистических данных независимо от странового признака.

Изучение аналогов первого типа дает представление о частоте включения определенных данных в АБД и БД, уже существующие на рынке. Это пред­ставление, очевидно, является весьма важным для разработки информаци­онного содержания отечественных АБД и БД, соответствующего рыночному спросу, хотя из него не следует делать прямолинейных выводов.

В самом деле, включение какой-либо информации в аналоги не обязательно оз­
начает, что ее нельзя внести в разрабатываемые АБД. Наоборот, вполне возможно,
^ что именно такая информация и пользуется наивысшим спросом. Что же касается

I конкуренции с аналогами, то преимущество отечественных ИПУ может обеспечиваться

в- большей детализацией данных, их более частой актуализацией и т.д. Тем не менее,

j не всегда целесообразно включение в АБД информации, не встречающейся в аналогах.

tir Критерием здесь выступает причина, по которой эта информация отсутствует: дефицит

данных у создателей аналогов или дефицит рыночного спроса на данные.


Маркетинг в области информационных технологий 533

Анализ АБД-аналогов второго типа дает возможность уточнить общие рыночные стандарты в отношении функциональных параметров АБД содер­жательных и формальных характеристик БД, а также характеристик про­граммного обеспечения.

Содержательные характеристики БД отражают охват данными соот­ветствующих предметных областей. Среди них наибольший интерес пред­ставляют следующие:

отраслевой охват, указывающий на предметные области, к которым от­носятся данные;

территориальный охват, отражающий географическую принадлежность данных;

временной охват (глубина ретроспективы), обозначающий промежуток времени между самыми старыми и самыми новыми данными в БД;

объем БД, выражающийся количеством содержащихся в ней единиц ин­формации (документов, динамических рядов и т.д.);

актуализация (обновление) или скорость поступления новых данных в БД, которая в свою очередь характеризуется частотой (ежедневно, еженедельно и т.д.), интенсивностью (объем новой информации) и временным лагом между появлением информации и ее занесением в БД;

источник данных — название и статус производителя БД.

В отличие от аналогов первого типа, обычно весьма немногочисленных, аналоги второго типа, как правило, представлены на информационном рынке в достаточном объеме, позволяющем использовать точные методы при исследовании их функцио­нальных параметров. Для количественно измеримых содержательных характеристик возможно нахождение их средних или наиболее часто встречающихся значений. Оп­ределение особенно важных параметров производится путем установления их связи с показателями, отражающими результаты коммерческой эксплуатации АБД-анало­гов. Мерой коммерческого успеха АБД в идеальном случае являются доход или прибыль, полученные в результате предоставления интерактивных услуг. Поскольку систематические сведения об этом, как правило, недоступны, то целесообразно ис­пользование косвенных показателей, таких как, например, цены на интерактивные услуги или количество АБД, в состав которых входит та или иная БД.

Формальные характеристики описывают способ представления данных, которые в зависимости от типа БД могут быть оформлены, главным образом, в виде текста, таблиц и статистических показателей. Выбор формы пред­ставления данных может, на первый взгляд, показаться чисто технологиче­ской процедурой, однако на самом деле является важной маркетинговой операцией, ибо, как было показано выше, несоответствие информационных моделей производителей ИПУ и пользователей приводит к тому, что послед­ние окажутся не в состоянии найти все необходимые данные несмотря на то, что они в действительности содержатся в БД. Это приведет к снижению спроса и недополучению прибыли.

Так, например, одни и те же данные о фирмах могут быть оформлены в виде табличных документов и в виде динамических рядов. Если пользователю нужна на­иболее полная информация о какой-либо фирме для составления отчета или справки, то он скорее предпочтет работу с табличной БД, где он сразу получит все имеющиеся сведения, нежели с числовой БД, откуда ему самому приходится извлекать их по отдельности. Если средства АБД недостаточно эффективны, то необходимость такого поиска существенно ограничивает использования ресурсов БД.

В целях стимулирования спроса необходимо также учитывать следующие требования рынка к форме представления информации в коммерческих АБД:

единообразие меток однотипных полей в различных БД (в частности, принято, что поле названия документа в различных АБД обозначается как TI, поле имен его авторов — AU, поле реферата — АВ и т.д.);


534 Глава 47

кодирование информации для облегчения построения запросов на базе единых и желательно общепринятых классификаторов (особенно это относит­ся к отраслевым классификаторам);

своевременное предоставление пользователю справочной информации о БД (метаинформации) — классификаторов, директорий и т.д.

Непосредственная разработка программного обеспечения является зада­чей специалистов по программированию. Тем не менее коммерческий харак­тер АБД требует, чтобы при ее осуществлении (также как при выборе программных средств для закупки или аренды) учитывались маркетинговые соображения, относящиеся, в первую очередь, к пользовательскому интер­фейсу — части программного обеспечения, относящейся к собственно обще­нию пользователя с АБД.

Главным требованием к пользовательскому интерфейсу коммерческих АБД является его «дружественность», под которой подразумевается обеспе­чение удобного и естественного для пользователя способа общения с АБД. Степень дружественности зависит от ориентации на определенный рыночный сегмент. Основными методами, повышающими дружественность пользова­тельского интерфейса, выступают:

естественное наименование команд, желательно сходное с аналогичными наименованиями в других АБД (так, команды поиска целесообразно назы­вать командами «find», «search» и т.д., команды выдачи — «show», «print» и т.д.);

наличие развитой системы помощи и подсказок, в том числе в интерак­тивном режиме;

удобный порядок выдачи информации (например, порядок выдачи тек­стовых документов в соответствии с частотой вхождения в них поисковых терминов);

гибкие форматы выдачи информации (например, для текстовой инфор­мации могут быть предусмотрены краткие и сокращенные форматы, для числовой и текстово-числовой — различные виды таблиц и графиков).

Помимо этого дружественность интерфейса зависит от быстродействия АБД, наличия подробной документации и ряда других факторов. Для по­вышения удобства пользователям также могут поставляться специальные АРМ, которые устанавливаются на их ПЭВМ. Такие АРМ совместимы с программным обеспечением АБД и позволяют проводить подготовку к поиску и послесеансовую обработку найденных данных.

Коммерческий характер АБД предполагает также обеспечение организа­ционно-экономической поддержки пользователей, под которой понимается, прежде всего, их идентификация, своевременное выставление счетов и кон­троль за оплатой. Указанные функции могут реализовываться как штатными программными средствами ИПС, так и специальными подсистемами — сбо­ра и анализа статистики использования АБД, расчетов с пользователями и ~ т.д. Величину затрат пользователя целесообразно доводить до его сведения непосредственно в ходе сеанса.

Необходимость сегментации рынка объясняется следующими причинами:

каждый рыночный сегмент характеризуется своим типом спроса, который необходимо анализировать еще до предложения интерактивных услуг;

рыночные сегменты, в отношении которых сложно сформулировать какие-либо отчетливые характеристики, менее доступны для охвата предлагаемыми интерактивными услугами;


Маркетинг в области информационных технологий



ориентация на определенные рыночные сегменты более перспективна, чем ориентация на рынок вообще.

Наиболее важными классификационными критериями, применяемыми для выделения групп пользователей, являются их профессиональная (отраслевая) принадлежность, наличие опыта работы в интерактивном режиме и характер информационной деятельности. Сегментация по профессиональной принад­лежности связана, в первую очередь, с тематикой данных. Так, например, статистической информацией пользуются прежде всего исследователи-анали­тики, финансовые работники, консультанты и т.п., библиографической — научные организации, библиотеки и информационные центры, юридической — юристы, патентной — патентоведы и изобретатели и т.п.

Опыт работы в интерактивном режиме тесно связан с профессиональной принадлежностью пользователей, но в еще большей степени он зависит от характера их информационной деятельности. В условиях отечественного рын­ка сегментация по данному критерию имеет особенно важное значение. Ра­зумеется, излишние ожидания здесь вряд ли оправданы, однако ориентация на пользователей, уже обладающих опытом передачи и получения данных по сетям ЭВМ и располагающих соответствующим оборудованием (модемами и т.п.), является вполне целесообразной.

По характеру информационной деятельности пользователи делятся на промежуточных и конечных. Как правило, посредники-профессионалы обла­дают гораздо большими навыками и опытом работы с удаленными ресур­сами, чем конечные пользователи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.