Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы семинарского занятия. Тема: Рыночные структуры: образование цены и определение объема производства




Тема: Рыночные структуры: образование цены и определение объема производства.

 

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Спрос на продукцию отдельной фирмы. Определение объема производства в краткосрочный и долговременный периоды: сравнение валовых и предельных дохода и издержек. Максимизация прибыли или минимизация убытков. Эффективность чистой конкуренции: производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

2. Чистая монополия. Рыночная власть монополии и ее ограничения. Кривая спроса и кривая предельного дохода – их соотношение между собой. Участки эластичного и неэластичного спроса на кривой спроса монополии. Выбор объема производства. Экономические последствия образования монополии: недопроизводство продукции, двойственное воздействие на НТП, ценовая дискриминация, Х-неэффективность. Антимонопольное регулирование.

3. Олигополия. Рыночная власть и ее ограничения. Взаимозависимость фирм и устойчивость цен на рынке. Ценовая война и неценовая конкуренция. Модели ценообразования на олигополистическом рынке: модель ломанной кривой спроса, модель лидерства, модель тайного сговора, модель «издержки плюс».

4. Монополистическая конкуренция. Направления дифференциации товаров. Характеристика рыночной власти фирм. Тенденция приближения экономической прибыли к нулю в долговременном периоде. Реклама и ее роль

 

Словарь

 

Рыночная структура – тип рынка, который характеризуется следующими показателями: количество продавцов, характер продукции, контроль над ценой, легкость (трудность) входа или выхода из отрасли.

Чистая (совершенная) конкуренция – рыночная структура, где очень много продавцов, производящих однородную продукцию, не имеющих рыночной власти. Отсутствуют барьеры вхождения в отрасль (и выхода из нее).

Рыночная власть – способность агента рынка воздействовать на цену.

Барьеры на пути вступления в отрасль – любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм; любые препятствия, мешающие новой фирме на равных участвовать в конкуренции с уже существующими фирмами на конкретном рынке.

Валовой доход – общий доход, полученный от продажи продукции.

Предельный доход – доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции.

Эффективное распределение ресурсов – распределение ресурсов на производство различных продуктов, которое ведет к максимальному удовлетворению запросов потребителей.

Эффективность производства – производство товаров с наименьшими издержками: производство данного объема товара при минимальных общих средних издержках.

Монополия – рыночная структура, где имеется один продавец, производящий продукцию, не имеющую близких заменителей, обладающий рыночной властью. Существуют непреодолимые барьеры вхождения в отрасль.

Естественная монополия – ситуация, когда средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль будет представлена только одной фирмой.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же продукта разным покупателям по разным ценам, отличия которых не связаны с различиями в издержках производства и обращения.

Х-неэффективность – рост издержек монополии в сравнении с потенциально возможным уровнем.

Олигополия – рыночная структура, где несколько продавцов производят однородную или дифференцированную продукцию. Характеризуется взаимозависимостью фирм в области ценообразования, имеются труднопреодолимые барьеры вхождения в отрасль.

Ценовая война - последовательное снижение цен конкурентами для разорения противоборствующей стороны и укрепления своей рыночной власти.

Неценовая конкуренция – все, применяемые фирмой способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых она пытается увеличить объем продаж этой продукции.

Лидерство в ценах – теория олигополии, согласно которой повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний.

Ломаная кривая спроса – теория олигополии, характеризующая поведение фирм на рынке в том случае, если они не заключают соглашений при установлении цен. Олигополист будет иметь ломанную кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цены, но не поддерживать ее повышение.

Модель «издержки плюс» – модель поведения фирмы на рынке олигополии, когда цена устанавливается эмпирическим образом: суммированием средних расчетных издержек производства и определенного процента накидки.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества небольших фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, имеющих незначительную рыночную власть. Барьеры вхождения в отрасль легко преодолимы.

Верны ли следующие утверждения?

1.Монополистически конкурентный рынок характеризуется наличием немногих фирм.

2.В рамках олигополистической структуры рынка производители устанавливают более высокие цены и производят меньший объём товаров, чем в рыночной структуре чистой конкуренции.

3. В рыночной структуре совершенной конкуренции наблюдается большее разнообразие предлагаемых товаров, чем в условиях монополистической конкуренции.

4. Олигополия и конкурентная фирма для максимизации прибыли должны поддерживать равенство между предельными издержками и ценой.

5.Фирмы в условиях олигополии предпочитают использовать методы ценовой конкуренции.

6. Фирмы в рамках рыночных структур чистой конкуренции и олигополии имеют рыночную власть.

7.Фирмы в рамках рыночной структуры монополистической конкуренции игнорируют реакцию конкурентов на свои действия.

8.Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции характеризуется абсолютной ценовой эластичностью.

9.Фирма в условиях совершенной конкуренции не может получать экономической прибыли ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периоде.

10. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна в координатах Р,Q.

11.Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичному участку кривой спроса.

12.Монополия и фирма в условиях совершенной конкуренции максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом «предельные издержки равны цене».

13.При ценовой дискриминации монополист устанавливает более высокую цену на сегменте с более эластичным спросом, чем на сегменте с менее эластичным спросом.

14.Рыночная власть фирмы на олигополистическом рынке всегда определяется дифференциацией продукта.

15. Объем используемого капитала может служить барьером входа в отрасль.

16.В долгосрочном периоде конкурентные фирмы не получают экономическую прибыль.

17. Монополист устанавливает цену, равную предельным издержкам.

18.Свободный вход и выход фирм с рынка является необходимым условием совершенной конкуренции.

19.Совершенная конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует большое число фирм, выпускающих схожие, но не идентичные товары.

20.На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.

21.В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию отрасли представляет собой горизонтальную линию.

22.В реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих требованиям совершенной конкуренции.

23.Для монополистической конкуренции характерна стандартизация продукции.

24. Для конкурентной фирмы цена продукции равна предельному доходу.

25. Монополистическая конкуренция – это конкуренция фирм – монополистов разных отраслей за доллар потребителя.

26. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.