Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрепление и совершенствование техники плавания




Задачи и этапы обучения

В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

—укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гиги­
енических навыков;

—изучение основ техники плавания и овладение жизненно не­
обходимым навыком плавания;

—всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-дви­
гательного аппарата и совершенствование таких физических ка­
честв, как координация движений, сила, гибкость, выносливость,
быстрота и ловкость;

—ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями
безопасности и овладение навыками прикладного плавания.

Процесс обучения плаванию условно делится на три этапа. 1. Ознакомление со свойствами водной среды и формирование предварительного представления о технике плавания.


Ознакомление с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов вестибулярного, дыхательного, термо­регуляционного аппарата, что содействует освоению навыка пла­вания. На этом этапе занимающиеся должны получить представ­ление о способе плавания, познакомиться (на суше и в воде) с ха­рактером и амплитудой движений, отдельными элементами тех­ники изучаемого способа.

2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания
в целом.

В результате освоения с водой и разучивания элементов техни­ки плавания — движений ногами, руками, дыхания — формируют­ся навыки, которые являются основой для выработки оптималь­ной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. Последователь­ное изучение элементов техники плавания является основой каче­ственного освоения способа плавания в целом.

На этом этапе овладение техникой способа плавания прочно за­крепляется и доводится до автоматизма. В результате занимающи­еся овладевают умением ритмично выполнять гребковые движе­ния, согласованные с дыханием; проплывать намеченные расстоя­ния без искажения техники плавания. Общие методические требо­вания для закрепления и совершенствования техники плавания на различных этапах обучения изложены в главе 5 (подраздел 5.1.5).

4.3. Программа обучения

и определяющие ее факторы

Содержание программы обучения определяют следующие фак­торы:

1. Цели и задачи курса обучения.

2. Продолжительность курса обучения.

3. Контингент занимающихся, возраст, физическая и плава­
тельная подготовленность.

4. Условия для проведения занятий.

Цели и задачи курса обучения, его продолжительность опреде­ляют содержание программы.

Обучение плаванию проводится с целью решения одной из ос­новных задач:

1. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.


2. Обучение юных спортсменов технике спортивного плавания
и других водных видов спорта и совершенствование в них.

3. Обучение профессионально-прикладному плаванию (в том
числе подготовка к службе в Вооруженных Силах).

4. Оздоровительно-реабилитационное плавание.

5. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка.
Массовое обучение плаванию, как жизненно необходимому навыку,

имеет государственное значение, поскольку, как уже говорилось ранее, количество несчастных случаев на воде в стране уступает только потерям в автомобильных катастрофах. Причинами этого являются слабая материальная база во многих регионах (низкие темпы строительства простейших учебных бассейнов и водных станций для детских садов, летних оздоровительных лагерей, учеб­ных заведений, жилых микрорайонов и мест массового отдыха), а также недостаточное количество специалистов по плаванию.

Обучение плаванию спортивного резерва проводится с ориента­цией на достижение высшего спортивного мастерства в плавании или других водных видах спорта. Такая работа осуществляется по программам для СДЮСШ и СДЮСШОР, предусматривающим комплексное ознакомление с элементами всех спортивных спосо­бов плавания (36 уроков) и затем комплексное освоение техники спортивного плавания (в течение одного спортивного сезона).

Обучение профессионально-прикладному плаванию проводится по специально разработанным программам, решающим прикладные задачи. Примером может служить Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах (раздел «Плавание»).

Обучение плаванию с оздоровительно-реабилитационной и конди­ционной направленностью в каждом конкретном случае требует раз­работки индивидуализированных программ, ориентированных на коррекцию недостатков физического развития или достижения не­обходимого уровня физической подготовленности. Наибольшую известность получили аквааэробика и программы обучения спосо­бу брасс на груди детей с искривлениями позвоночника и наруше­ниями осанки (см. главу 7 и раздел 11.7 главы 1 1).

Продолжительность курса обучения. Для проведения массового обучения плаванию разработаны короткие и простые программы, по которым можно работать с большими контингентами детей. Так, программа для массового обучения плаванию в летнем оздо­ровительном лагере состоит из 15 уроков (Н.Ж. Булгакова); в об­щеобразовательной школе, в зависимости от местных условий, за­нятия проводятся по 26-урочной (Н.Ж. Булгакова) или 15-уроч-ной (Л.В. Бурова) программам обучения (см. главу 11).


Возраст занимающихся. Установлено, что возраст 7—12 лет яв­ляется оптимальным для быстрого и качественного освоения тех­ники плавания (Э. Шрамм). Кроме того, из числа детей, обучен­ных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое коли­чество пловцов высокого класса (по сравнению с детьми других возрастов).

Особенности телосложения, уровень физической и плавательной подготовленности. Дети, имеющие показатели физического разви­тия, близкие к стандартам отбора в СДЮСШ, быстро и качествен­но осваивают технику плавания. Это необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределении занимающихся по уровню их подготовленности.

Условия для проведения занятий: естественный и искусственный водоем, погодные и климатические условия, глубина и температу­ра воды, оборудование и инвентарь и др. Важное значение в орга­низации процесса обучения имеют квалификация и мотивация преподавателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.