Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства обучения и тренировки. К основным средствам обучения плаванию относятся следую­щие группы физических упражнений:




СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

К основным средствам обучения плаванию относятся следую­щие группы физических упражнений:

1) общеразвивающие, специальные и имитационные упражне­
ния на суше;

2) подготовительные упражнения для освоения с водой;

3) учебные прыжки в воду;

4) игры и развлечения на воде;

5) упражнения для изучения техники спортивных способов
плавания и совершенствования в ней.

Данные группы упражнений отличаются по условиям выполне­ния, направленности воздействия и поэтому применяются для ре­шения разных задач на различных этапах обучения. Соотношение упражнений каждой группы на отдельно взятом уроке и на разных этапах обучения зависят от возраста, квалификации, стажа, уров­ня подготовленности занимающихся и условий проведения заня­тий.

: 5.1.1. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше

■■1«М

Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:

—повышения уровня общего физического развития занимаю­
щихся;

—совершенствования основных физических качеств, опреде­
ляющих успешность обучения и тренировки в плавании (коорди­
нация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в
суставах);

—организации внимания занимающихся и предварительной
подготовки к изучению основного учебного материала в воде.

Для повышения уровня общего физического развития занима­ющихся, способствующего быстрому и качественному освоению


навыка плавания, используются самые разнообразные физиче­ские упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, баскетбол); легкоатлетиче­ские упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания); ходьба на лы­жах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде.

Выполнение общеразвивающих упражнений на уроках плава­ния направлено главным образом на укрепление опорно-двига­тельного аппарата, формирование мышечного корсета и воспита­ние правильной осанки - особенно у детей и подростков.

Спортивные Достижения в плавании, так же, как сроки обуче­ния, определяются уровнем развития основных физических ка­честв: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, координации движений. Основным движителем пловца в спосо­бах кроль на груди, на спине и дельфин являются крупные и мощ­ные мышцы туловища, плечевого пояса и рук. Увеличение силы этих мышечных групп и освоение умения чередовать напряжение и расслабление при мышечной работе — основная задача каждого начинающего пловца (как и одновременное, целенаправленное совершенствование подвижности в плечевых, голеностопных и коленных суставах). Это достигается с помощью гимнастических упражнений общеразвивающего характера.

На первых этапах обучения, когда новичок не может еще про­плывать определенные отрезки и дистанции в воде и таким обра­зом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).

Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры; выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10—12 с) — прыжков, мета­ний, стартовых ускорений в беге; специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых этапах обучения — упражнений с движениями ногами, держась руками за бортик).

Избирательная направленность упражнений общеразвивающе­го характера на совершенствование тех или иных физических ка­честв в значительной мере условна. Поэтому, например, выполняя упражнения для развития силы, подвижности в суставах, быстро­ты и выносливости, занимающиеся параллельно совершенствуют и координацию движений. Чередование темпа выполнения дви­жений (медленный - быстрый), изменение амплитуды (малая —


большая) и величины прилагаемых усилий (минимальная — мак­симальная), т.е. контрастные по характеру действия, направлены на совершенствование двигательной функции.

Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые дви­жения плечами и руками (типа «Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне. Также они предварительно знакомятся с необходи­мостью преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами. Величина сопротивления не должна превышать 40—50% от максимальной (для каждого занимающегося) величины, которая может быть определена при однократном выполнении этого упраж­нения. Наряду с динамическими используются статические упраж­нения с изометрическим характером напряжения работающих мышц: например, для ознакомления с мышечным чувством, возни­кающим при имитации скольжения (принять положение «скольже­ния» у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).

Совершенствование физических качеств пловца путем примене­ния общеразвивающих и специальных физических упражнений осуществляется быстрее и эффективнее, чем с помощью средств плавания. Именно поэтому в подготовительную часть каждого за­нятия по плаванию обязательно включается комплекс общеразви­вающих и специальных физических упражнений на суше, содержа­ние которого определяется задачами данного урока. Выполнение такого комплекса подготавливает новичка к успешному освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды. В пери­од обучения плаванию упражнения комплекса необходимо выпол­нять ежедневно, во время утренней зарядки. При составлении ком­плекса необходимо учитывать условия для проведения занятий, а также физическую подготовленность занимающихся. Как правило, в комплекс включаются 10-15 упражнений, которые могут частично или полностью заменяться другими — в зависимости от задач оче­редного этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся.

Принцип подбора упражнений комплекса следующий. Вначале выполняются разогревающие и дыхательные упражнения: ходьба в различном темпе с различными положениями и движениями рук; бег с прыжками и движениями руками; прыжки со скакалкой; спортивная или подвижная игра. Затем — упражнения широкого воздействия, в которых заняты большие группы мышц: приседа-


ния, наклоны, выпады с наклонами. Далее следуют упражнения, направленные на развитие различных мышечных групп: плечево­го пояса, рук, брюшного пресса, спины, ног.

Как правило, упражнения силового характера предшествуют упражнениям на растягивание, так как без предварительного разо­гревания мышц могут произойти растяжения и болевые ощуще­ния в мышцах и суставах. После силовой работы выполняются уп­ражнения на расслабление.

Комплекс заканчивается имитацией техники плавания или уп­ражнений, выполняемых в воде, которые являются связующим звеном между частями занятия, проводимыми на суше и в воде.

Содержание комплекса зависит от избранного способа плава­ния. Разработаны специальные комплексы, которые выполняются до и во время изучения данного способа; каждое упражнение ком­плекса повторяется от 6 до 20 раз.

Упражнения для развития силовой выносливости повторяются сериями, до ощутимой усталости тех мышечных групп, которые выполняют основную работу при плавании. Упражнения для раз­вития гибкости выполняются до появления легких болевых ощу­щений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.