Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарный характер коммуникативного знания. 1 страница. 11.1. Занятия плаванием с детьми грудного возраста




ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ........................................................................ 325

11.1. Занятия плаванием с детьми грудного возраста

(И.В. Чеботарева)................................................................. 325


Контрольные вопросы и задания.................................. 335

Рекомендуемая литература........................................ 335

11.2. Обучение плаванию в детском саду

(И.В. Чеботарева)................................................................. 336

Контрольные вопросы и задания................................. 339

Рекомендуемая литература........................................ 339

11.3. Обучение плаванию в общеобразовательной школе

(В.3. Афанасьев).................................................................... 339

Контрольные вопросы и задания............................... 344

Рекомендуемая литература........................................ 344

11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях

(В.З. Афанасьев)................................................................ 345

Контрольные вопросы и задания.................................. 365

Рекомендуемая литература........................................ 365

11.5. Плавание в высших учебных заведениях

(В.З. Афанасьев)................................................................. 365

Контрольные вопросы и задания................................. 370

Рекомендуемая литература........................................... 370

11.6. Плавание в Вооруженных Силах ■.-.

(С.Н. Морозов)........................................................................ 371

Контрольные вопросы и задания............................... 375

Рекомендуемая литература........................................ 376

11.7. Плавание в системе физической реабилитации

(Т.С. Морозова)................................................................... 376

Контрольные вопросы и задания............................... 385

Рекомендуемая литература........................................ 385

11.8. Всероссийское общество спасания на водах

(С.Н. Морозов)........................................................................ 385

Контрольные вопросы и задания.................................. 389

Рекомендуемая литература......................................... 389

11.9. Подготовка инструкторов по плаванию

(С.Н. Морозов).................................................................... 389

Контрольные вопросы и задания................................. 390

Рекомендуемая литература......................................... 390

11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании

(С.Н. Морозов).................................................................... 390

Рекомендуемая литература........................................ 392


Если вы интересуетесь или занимаетесь каким-либо видом спорта, если всерьез хотите укрепить здоровье и быть всегда в хорошей форме, если вас волнует проблема физического воспитания детей и подростков, приобре­тайте книги с маркой «ФиС»!

В популярной серии «Азбука спорта», выпускаемой для мальчишек и девчонок, делающих первые шаги в спорте, для родителей и преподавателей физвоспитания, вышли книги: «Хоккей», «Футбол», «Настольный теннис», «Лыжные гонки», «Плавание», «Гандбол». В ближайшее время планируется вы­пуск книг «Баскетбол», «Самбо», «Горные лыжи», «Волейбол», «Фигурное катание».

Для приверженцев здорового образа жизни предлагаем книги серии «Физкультура и здоровье»: Н.Спиридонов «Лекар­ство от стресса», Ю. Николаев «Простые истины», Б. Толкачев «Суперзащита от астмы» и др.

Издательство выпускает учебники и учебные пособия для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Приглашаем к сотрудничеству авторов и составителей книг по физкультурно-оздоровительной и спортивной тематике. К рассмотрению принимаются готовые рукописи или заявки с под­робным планом-проспектом издания.

Адрес: 127994, Москва, Долгоруковская, 27.

Контактный телефон: (095) 978-26-90

Факс: (095) 200-12-17

По вопросам распространения обращаться по тел.: (095) 250-19-95

 

Стремительно разрастаясь и игнорируя междисциплинарные барье­ры, коммуникативное знание охватывает все более широкое «ис­следовательское поле». Некоторые специалисты полагают, что гра­ницы этого поля начинают сливаться с границами самого общест­ва. В частности, Н. Винер, основоположник кибернетики, уверен в том, что «сообщество простирается лишь до того предела, до кото­рого простирается действенная передача информации», а «обмен информации — цемент, скрепляющий общество». Известный фран­цузский этнолог-структуралист, родоначальник структурной антро­пологии К. Леви-Строс даже высказал предположение, что соци­альные науки «идут к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации» (Ьеу1-$1го$5 С1. Ампгоро1о§1е 51гисгига1е. Р., 1958. Р. 95).

Как уже говорилось, исследования проблем коммуникации не ог­раничиваются только областью социальных наук. Они активно изу­чаются представителями нескольких десятков дисциплин — гумани­тарных, естественных, технических. В этой связи одна из главных задач, которые предопределили структуру и логику настоящего учебника, заключается в том, чтобы показать, что теория коммуни­кации, во-первых, является относительно самостоятельной дис­циплиной, имеющей свой предмет, свой категориальный аппарат, свои законы, наконец, свою историю, во-вторых, она выступает как комплексная область современного научного знания, органи­чески сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук, а также различные уровни освоения коммуникативной реаль­ности: общетеоретический, технологический, частнонаучный и эм­пирический. Лишь опираясь на комплексный подход к изучению коммуникативных явлений, теория коммуникации может рассчи­тывать на получение желаемых результатов — адекватно'отражать все многообразие и сложность коммуникативной реальности, ус­пешно развиваться, совершенствоваться и постоянно обогащаться новым знанием.

Обращение к проблеме коммуникации многочисленных науч­ных дисциплин — философии, социологии, психологии, полито­логии, культурологии, лингвистики, экономики и многих других дисциплин социогуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов — объясняется тем, что коммуникация пред­ставляет собой в высшей степени сложное и многогранное явле-


ние, пронизывающее не только общество в любой, даже самой эле­ментарной клеточке общественного организма, но которое мы без труда обнаруживаем и за пределами социума как такового, т.е. в природе. Каждая из перечисленных наук изучает коммуникацию под своим углом зрения.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следова­тельно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на раз­ных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Сама философия изначально — это жанр общения, диалог — диа­лог человека с человеком (у софистов, Сократа, Платона). А любой диалог — это еще и борьба мнений, представлений, логик, понима­ний. Не случайно в рамках философии зарождаются логика, рито­рика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отно­шение к проблемам коммуникации. В философии были поставлены и такие ключевые для теории коммуникации проблемы, как пробле­ма понимания и проблема интерпретации.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологичес­кой науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имею­щим непосредственное отношение к коммуникативистике пробле­мам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вер­бальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным пси­хологическими особенностями личности. В рамках социаль­ной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психоло­гия межгрупповых отношений и т.д.

Социология, изучая структуру общества и динамику общественно­го развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов — отдельных личнос­тей, малых и больших социальных групп — классовых, националь­ных, этнических, демографических и др. В последнее время соци­альная коммуникация активно изучается общей социологической теорией. В теоретических построениях Н. Лумана, Ю. Хабермаса она становится основной категорией, предметом социологически-


 

 

лапа 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.1. Предмет теории коммуникации


 


 

го исследования. Не удивительно, что решительнее других о своих «ведомственных правах» на понятие «коммуникация» и на разра­ботку общей теории коммуникации заявили именно социологи. Не оспаривая притязаний социологии на роль интегрирующей дис­циплины, заметим только, что в ее рамках речь может идти лишь о социальных аспектах коммуникации (или о социальной коммуника­ции) при всей их сложности, масштабности и разнообразии детер­минаций — политических, экономических, культурных, идеологи­ческих, технических и прочих. Важно, однако, подчеркнуть, что коммуникация — не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социо­логии.

1 Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуника­ции — возникновением и развитием языка и речи (устной и пись­менной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, филосо­фии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. Примерами знаковых сис­тем являются естественные (разговорные) языки, искусственные языки, системы сигнализации в обществе и природе, входные и вы­ходные сигналы кибернетических устройств, программы и алго­ритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними челове­ка. При этом анализу подвергаются такие феномены, как смыслооб-разование, интерпретация и понимание. Акцентирование семиоти­ческой стороны коммуникации, безусловно важной, вместе с тем может привести к абстрагированию от ее социального контекста.

С 1960-х гг. после публикации работы К. Дойча «Нервы управ­ления. Модели политической коммуникации и контроля» (1963) коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в об­ласть политологии. Возникло целое научное направление (коммуни­кативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами полити­ки. Новое направление в политологии возникло и развивалось под влиянием успехов в кибернетике, а саму политическую систему Дойч уподоблял кибернетической системе. Он считал, что его под­ход дает объективный, точно измеряемый критерий сравнения функционирования различных политических систем. Быстрый, без потерь и искажений информационный обмен внутри системы, между системой и ее средой — признак эффективной политической системы, адекватной потребностям современного общества. На­против, если информационные потоки носят однонаправленный характер, коммуникационные каналы обладают плохой пропуск­ной способностью, информация искажается — система нуждается в


реформировании. Наличие объективного критерия, по мнению Дойча, переводит вопрос о сравнении различных политических систем из ценностной плоскости, где он представляется принципи­ально неразрешимым, в плоскость научной рефлексии.

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через ме­ханизмы опредмечивания и распредмечивания — от человека к че­ловеку, от поколения к поколению и между представителями раз­личных культур.

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развивать­ся направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология. В природе существуют многочислен­ные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застыв­шие. Такие системы связи являются объектом исследования этоло-гов. За исследования коммуникации животных К. Лоренц, Н. Тин-берген и К. Фриш в 1973 г. были удостоены Нобелевской премии. Сегодня в научном сообществе широко используются термины «биокоммуникация», «зоокоммуникация».

Многообразие сигналов, используемых животными, согласно исследованиям современных этологов, сводится приблизительно к следующим категориям:

•ф сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным половым конкурентам;

•ф сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между ро­дителями и потомством;

•ф крики тревоги, зачастую воспринимаемые животными разных видов;

•ф сообщения о наличии пищи;

•ф сигналы, помогающие поддерживать контакт между обществен­ными животными, например, перекличка шакалов или крики стайных птиц; Лоренц описывает своеобразное «голосование» у стаи гусей: сначала одна птица издает «стайный крик», и если большинство птиц его подхватывает, стая взлетает, но если отве­тило слишком мало птиц, то начавшая кричать птица замолкает и стая остается на месте;

ф- сигналы-«переключатели», предназначенные подготовить жи­вотное к действию последующих стимулов. Явление, связанное с такими сигналами, в этологии названо метакоммуникацией. Так, поза с прижатыми к земле передними лапами предшествует драке-игре у львов и псовых, она не встречается ни в каких дру­гих ситуациях и говорит о том, что все последующие агрессив-


16 Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

ные действия — это всего лишь игра. У обезьян в таких случаях появляются особые, «игровые» мимика и походка;

•ф- сигналы-«намерения», которые предшествуют совершению ка­кого-либо действия: например перед взлетом птицы делают осо­бые движения крыльями;

•ф- сигналы, выражающие агрессию;

•ф- сигналы миролюбия;

•ф- сигналы фрустрации (см.: Зорина З.А., Полетаева И.И., Резнико­ва Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999. С. 125-126).

Таким образом, поле коммуникации распространяется не только на социальный, но и на природный мир.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей че­ловека связана с техническим прогрессом. Развитие технических средств — от изобретения книгопечатания до современной компью­терной революции — полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информа­ции в большом объеме практически на неограниченное расстоя­ние. Собственно и сама теория коммуникации в XX в. во многом «выросла» из математической'теории связи (коммуникации), фун­дамент которой был заложен в области техники электрической связи. Математическая теория связи (коммуникации), у истоков ко­торой стояли К. Шеннон и У. Уивер, была разработана с целью из­мерения количества информации в сигналах дальней связи. Данная теория рассматривает сигналы в том виде, в каком они передаются по проводам или излучаются в эфир, и совершенно отвлекается от всех вопросов «смысла» передаваемых сигналов. Человек входит в эти системы связи (телефонные, телеграфные и пр.) как их часть и только лишь в качестве «источника» или «получателя» информа­ции. Таким образом, формальная математическая теория связи (коммуникации) непосредственно применима лишь к техническо­му оборудованию — от микрофона, телефона до персонального ком­пьютера — и абстрагируется от конкретных потребителей, которые этим оборудованием пользуются. С появлением этой теории воз­никло понятие скорости передачи информации. Когда стала оче­видна ее экономическая ценность, умы инженеров и техников нача­ла занимать проблема сжатия сигналов, что в конце концов приве­ло к понятию количества информации и к теориям скорости и ка­чества ее передачи.

Здесь названа только часть наук, затрагивающих тот или иной аспект проблемы коммуникации. Всесторонний анализ различных измерений коммуникации обусловливает необходимость ее меж-


 

 

1.1. Предмет теории коммуникации

дисциплинарного изучения, привлечения инструментария и потен­циала многих наук — общественных, гуманитарных, естественных и технических. Являясь базовыми и необходимыми для целостного изучения коммуникации, они вместе с тем не становятся науками о коммуникации (у каждой из них есть свой предмет). Таковой высту­пает теория коммуникации, представляющая не беспорядочный набор сведений, добытых в других областях научного знания, а их органическое единство, получившее свое выражение на различных уровнях теоретического обобщения. Соотношение предметных полей теории коммуникации и перечисленных коммуникативных дисциплин представлено в виде схемы на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Место теории коммуникации в системе современной науки

Эта схема наглядно показывает место теории коммуникации в системе современной науки. Представленная таким образом тео­рия коммуникации вписывается в современную систему научного знания как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуни­кационных процессах в природе и обществе.

Концептуальный подход к теории коммуникации как к ком­плексной и относительно самостоятельной области знания нахо­дит свое отражение в ее структуре, определении ее объекта, пред-


Б1БЛ1ЯТЭКА БЕЛДЗЯРЖ- УН1ВЕРС1ТЭТА

2 - 7621

 


 

 

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.1. Предмет теории коммуникации


 


мета, категориального аппарата, методологических основ, общих и специфических закономерностей.

Предмет теории коммуникации. Вопрос об объекте и предмете теории коммуникации, как уже отмечалось, дискуссионен. В его ре­шении более или менее отчетливо обозначаются два подхода.

Первый подход («суммативный») к определению предмета теории коммуникации как совокупности коммуникативных объек­тов и процессов и соответствующем комплексе знаний, отражает ситуацию, когда нет одной теории коммуникации, но есть много теорий коммуникации. У такого подхода есть свои достоинства: предметное поле теории с появлением новых знаний всегда можно расширить; возникает представление о целостном, всестороннем освоении изучаемого объекта с привлечением данных разных наук. Но при этом может быть поставлено под вопрос само существова­ние теории коммуникации как самостоятельной дисциплины, от­личной от детального исследования разных сторон коммуникации в рамках других наук, а предмет исследования попросту заменяется объектом.

Второй подход предполагает, что наряду с другими наука­ми, в число интересов которых попадают коммуникационные про­цессы, должна существовать общая теория коммуникации, изучаю­щая коммуникацию не в ряду прочих объектов, как, например, фи­лософия, психология, социология и пр., а как единственный и ос­новной объект. Такая теория рассматривает коммуникацию как многомерную систему, выявляя в ней имманентные, присущие любой ее форме, механизмы, устойчивые связи и отношения. В этом смысле теория коммуникации со своими обобщающими по­ложениями, объясняющими устойчивые и необходимые внутрен­ние механизмы коммуникации, охватывает все виды коммуника­ции, все объекты и процессы (социальные, биологические, техно­логические), и как общая теория коммуникации она аккумулирует и интегрирует результаты, полученные с помощью теоретического арсенала других наук.

Между тем эти подходы к определению предмета теории комму­никации не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга. Таким образом, в самом широком смысле теория коммуникации включает в себя все коммуникативное знание, представляя собой комплекс дисциплин, изучающих коммуникацию наряду со своим основным предметом, тогда как в более строгом значении теория коммуникации (или общая теория коммуникации) связана лишь с универсальными механизмами и закономерностями информацион­ного обмена.


Структура коммуникативного знания представлена в виде схемы на рис. 1.2.

Общая теория коммуникации

Общая теория биокоммуникации

Общая теория социальной коммуникации

Теории видовых и межвидовых коммуникаций

Частные теории социальной

коммуникации: социологические,

психологические, политологические,

культурологические, лингвистические,технологические

Рис. 1.2. Структура коммуникативного знания

Каждая из выделенных на схеме теорий соответствует опреде­ленному уровню обобщения коммуникативного знания: частнона-учному, промежуточному (назовем его мезоуровнем), общетеорети­ческому.

Имея общий объект — информационный обмен между системами самого разного типа (биологическими, социальными, технически­ми), каждая из перечисленных теорий вычленяет в этом объекте свой предмет, соответствующий ее целям и задачам.

На статус метатеории, соответствующей предельному (фило­софскому) уровню обобщения может претендовать общая теория коммуникации - теоретический синтез не только социально-коммуника­ционных, но и естественно-научных и научно-технических знаний. Ее. предметом является всеобщее в природных, социальных и технических сис­темах коммуникационных связей. Это наиболее абстрактная теория отличается от конкретных степенью общности законов и катего­рий. Такая теория должна оперировать самыми общими понятия­ми: «коммуникация», «информация», «информационный обмен», «коммуникативное пространство» и др., рассматривать универсаль­ный механизм информационного обмена и разрабатывать уни­версальную модель коммуникационного процесса, определять его необходимые элементы, выявлять всеобщие закономерности ком­муникационных процессов в различных областях действитель­ности.

Следующий, более конкретный, уровень составляет общая теория социальной коммуникации, обеспечивающая межнаучный синтез и обобще-


 

 

 

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.2. Законы и категории теории коммуникации


ние знаний о социальной коммуникации. Ее предметом являются законы социальной коммуникации, универсальные средства и механизмы ин­формационного обмена в обществе, обеспечивающие существование и развитие человеческих отношений, включающие в себя «все мыс­лительные символы, средства их передачи в пространстве и сохра­нения во времени» (Ч. Кули). В основании общей теории социаль­ной коммуникации лежит частно-научное знание, а ее продуктом выступают категории, принципы и закономерности, распростра­няющиеся на все более частные социально-коммуникационные науки.

Рядоположенной (не по своему содержательному уровню, а по уровню теоретического обобщения) общей теории социальной коммуникации может считаться теория биокоммуникации, предметом которой является изучение механизмов информационного обмена в природ­ной среде — у животных, птиц, рыб, насекомых и др. — с помощью передачи сигналов (оптических, акустических, химических, меха­нических, электрических), воспринимаемых органами зрения, слу­ха, обоняния, вкуса, осязания, боковой линией (у рыб), термо- и электрорецепторами. Роль того или иного канала связи у различ­ных видов неодинакова, определяется уровнем организации, обра­зом жизни живых организмов и зависит от условий среды. Как пра­вило, биокоммуникация осуществляется путем одновременного ис­пользования нескольких каналов связи, дополняющих друг друга.

Теория биокоммуникации также выступает обобщающей тео­рией по отношению к более частным теориям видовых и межвидо­вых коммуникаций. В качестве примеров таких частных теорий можно привести теории, изучающие коммуникацию приматов, на­секомых (например, знаменитый «танец пчел», расшифрованный немецким физиологом и этологом К. Фришем) и др.

Следующий уровень изучения социальных коммуникаций обра­зуют частнонаучные теории, возникающие, как правило, на стыке различных наук и носящие междисциплинарный характер. К ним могут быть отнесены экономические, социологические, полито­логические, культурологические, психологические, лингвистичес­кие, технические и другие теории коммуникации. Их предмет со­ставляют коммуникативные аспекты различных сторон человеческой деятельности. В силу этого возникает огромное количество специ­альных коммуникативных дисциплин. Например, только в социо­логический цикл входят такие специальные дисциплины, как теория массовой коммуникации, теория межличностной коммуни­кации, теория групповой коммуникации, теория социального обме­на, теория пропаганды и др.; в психологический цикл — психоло­гия межличностного общения, психология групповой коммуника-


ции, психология массовой коммуникации, психолингвистика, тео­рия переговоров, «драматизм» (управление впечатлениями) и др.

Итак, система социально-коммуникационных наук имеет чрез­вычайно разветвленный характер.

Все уровни коммуникативного знания связаны между собой. Частнонаучное знание обеспечивает теории среднего уровня необ­ходимым материалом для обобщений. Предельно абстрактной (и менее всего содержательно наполненной) является общая теория коммуникации, представляющая второй уровень обобщения. Более общие теории в свою очередь выполняют функцию научной мето­дологии для менее общих теорий, позволяя уточнять их предмет и методы, разрабатывая принципы их отграничения и консолидируя их в межнаучную систему коммуникативного знания. Таким обра­зом, каждый последующий уровень включает в себя предыдущий в виде его теоретического обобщения, а предыдущие уровни раскры­вают, конкретизируют и наполняют реальным содержанием поло­жения обобщающих теорий.

О научности любой теории судят по наличию не только ее спе­цифического предмета, но также законов, категорий, общих и спе­циальных исследовательских методов, которыми она располагает. Ниже мы рассмотрим, насколько теория коммуникации соответст­вует этим критериям научности.

1.2. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Законы теории коммуникации. Наука как форма человеческой де­ятельности, связанная с выработкой и теоретической систематиза­цией объективных знаний о действительности, ориентирована на открытие и формулирование законов природы и общества. Отра­жая мир в его многообразии и развитии, она образует единую, вза­имосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Толь­ко опираясь на законы — необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют воз­можность объяснять многообразные факты и явления реального мира, предсказывать новые события.

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и фор­мулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых тео­рией коммуникации, во многом определяется ее предметом и ха­рактеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем законы социальной коммуникации (например, закон


 

 

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.2. Законы и категории теории коммуникации


 


возрастания коммуникативных потребностей людей, закон ускоре­ния и увеличения объема информационного обмена и др.) реализу­ются через мышление и деятельность людей. И потому их выявле­ние и формулирование немыслимы без учета связи объективного и субъективного. Объективность законов социальной коммуникации обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно суще­ствующих коммуникационных потребностей, интересов и дейст­вий людей;

б) эти законы выражают всеобщий характер информаци­онного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вмес­те с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. К общенаучным мы можем отнести закон системной орга­низации и упорядочения структур посредством коммуникации, со­гласно которому разрыв коммуникационных связей неизбежно приводит к дезорганизации любой системы — природной и соци­альной. Его более частные проявления можно обнаружить в законе устойчивого воспроизводства коммуникативных связей в природе (он отражает застывший характер коммуникаций в природной среде) и в законе расширенного воспроизводства коммуникатив­ных связей в обществе (отражающем развитие социальных комму­никаций);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.