Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных методов психодиагностики




К основным методам психодиагностики относятся тесты, стандартизированные самоотчеты (опросники), проективные методы.

Тесты

Тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

1) вербальные и невербальные (по речевому признаку),

2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры),

3) интеллектуальные и личностные (по направленности),

4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты аппаратурные –– тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов — высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки ––высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний.

Примеры: 1) приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры);

2) приборы для измерения типологических особенностей

высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Примеры: 1) тест интеллекта Векслера;

2) тест структуры интеллекта Амтхауэра;

3) батарея тестов общих способностей.

Тесты бланковые («тесты карандаша и бумаги») — тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых. Структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист. Бланковая процедура используется также в тестах достижений, тестах способностей, тестах интересов. Практически все личностные опросники, диагностические анкеты, большинство групповых тестов являются бланковыми методиками.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) методика незаконченных предложений;

3) исследование самооценки.

Тесты вербальные — тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т. е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят: от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Примеры: 1) тесты интеллекта;

2) тесты специальных способностей;

3) тесты достижений.

Тесты групповые — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы, испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения: 1)жесткая регламентация процедуры; 2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения; 3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого; 4) количество испытуемых — 20-25 человек. Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование. К числу недостатков относятся отсутствие контакта с испытуемым, невозможность качественного анализа информации, низкие надежность и валидность. В связи с этим групповые тесты относятся к разряду вспомогательных средств.

Примеры: 1)Общих способностей батарея тестов;

2) тесты интеллекта;

3) тесты достижений;

4) личностные тесты.

Тесты достижений — тип методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Отличия от тестов интеллекта: 1) отражают влияние специальных программ обучения, а не уровня общих способностей; 2) измеряют достижения (знания) на момент обследования, а не прогнозируют будущее развитие.

Это самая многочисленная группа тестов, так как достижения могут проявляться в различных видах деятельности, при изучении разных дисциплин и разных программ.

Примеры: 1) тест понимания научных принципов;

2) тест достижения в математике;

3) тест восприятия литературы.

Тесты интеллекта. Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры: 1) тест Векслера,

2) тест Амтхауэра,

3) тест Равена,

4) Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Тесты креативности — группа методик для измерения творческих способностей личности.

Примеры: 1) тест креативности Дж. Гилфорда;

2) тест креативности Е. Торранса;

3) методика «креативного поля» Д.Б. Богоявленской.

Тесты критериально-ориентированные — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия, в качестве которого рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для решения той или иной задачи. Это отличие от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму).

Тесты личности — группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры: 1)личностные опросники,

2)любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

Тесты практические — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Пример: прогрессивные матрицы Равена.

Тесты результативности (power-tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается, либо имеет вспомогательный характер.

Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) — тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) большинство тестов интеллекта, достижений.

Тесты специальных способностей — группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей.

В последние десятилетия в связи с развитием компьютерной техники и технологий возникла и такая категория тестов как тесты компьютеризированные, использование которых предусматривает как компьютерный, так и бланковый вариант; а также тесты компьютерные, изначально конструируемые для компьютерной среды.

Стандартизированные самоотчеты (опросники)

Опросники — это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты — группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Примеры: 1) Мичиганский скрининг-тест алкоголизма;

2) Биографические опросники ––группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели). Валидны для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. Позволяют получить информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников — возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов.

Данные, полученные с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентировочное значение. Поэтому опросники применяются совместно с объективными методами.

Характеристика опросников

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт.

Пример: 16-факторный опросник Р. Кеттелла 16PF.

Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.

Примеры: 1) личностные опросники Айзенка;

2) MMPI — Миннесотский многофакторный личностный опросник.

Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы.

Примеры: 1) «список личностных предпочтений» А. Эдвардса;

2) опросники А. Мехрабиана;

3) опросник мотивации одобрения Марлоу-Крауна

Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач — определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность.

Примеры: 1) бланк профессиональных интересов Э. Стронга;

2) опросник интересов Стронга-Кемпбелла.

Опросники ценностей близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью.

Примеры: 1) опросник ценности специальностей Д. Съюпера;

2) опросник ценностей Рокича;

3) опросник Олпорта-Вернона-Линдсея.

Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально-психологических и социологических исследованиях.

Пример: опросник «Измерение установок» Л. Терстоуна.

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают факторные и эмпирические опросники.

Факторные опросники конструируются на основе применения процедур факторного анализа данных. В этом направлении, согласно А.Г. Шмелеву, сложились два подхода к реконструкции базисных психических свойств индивидуальности: рациональный (дедуктивный, т.е. от общей теории движется к частному случаю), к данному подходу можно отнести Г. Айзенка; и эмпирический (индуктивный, т.е. от частных случаев –– к теории), одним из представителей его является Р. Кеттелл.

Эмпирические опросники создаются на основе критериально-ключевого принципа. К данной группе можно отнести MMPI, в основу создания которого положен анализ клинических случаев по классификации Е. Крепелина с целью эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных.

Проективные методики

Их существенный признак-использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Проективная гипотеза: каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток его личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации ¾ стимулы, побуждающие ее к активности.

Л. Франк выдвигает три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как целостная система взаимосвязанных процессов, а не перечень или набор способностей и черт.

2. Личность в проективно подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Система основных динамических процессов постоянно активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида».

Таким образом, специфика проективного подхода к диагностике проявляется в том, что стимул приобретает смысл прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. Поэтому общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

· неоднозначность используемых стимулов;

· отсутствие ограничений в выборе ответа;

· отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных/ошибочных».

Характеристика проективных методик

Конститутивные методики — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла.

Пример: тест Роршаха.

Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Пример: тест мира.

Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуации.

Пример: тест тематической апперцепции (ТАТ).

Катартические методики (катарсис-состояние наивысшего духовного переживания) — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама.

Экспрессивные методики (экспрессия-выражение) — рисование на свободную или заданную тему.

Пример: «Дом-дерево-человек».

Импрессивные методики (импрессия-впечатление) — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Пример: цветовой тест Люшера.

Аддитивные методики (add-добавлять) — завершение предложения, рассказа, истории.

Пример: методика незаконченных предложений.

Необходимо соотнесение «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам безотносительно личности обследуемого ведет к ложным диагностическим результатам и к дискредитации методик. Для того чтобы успешно пользоваться проективными методами, необходимо знать их теоретическое обоснование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.