Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правового регулирования




Право, по всеобщему признанию, является социальным регулятором. Однако на вопрос, что и как регулирует право, что собой представляет правовое регулирование, однозначного ответа нет. В научной и учебной юридической литературе правовое регулирование определяется по-раз­ному. Одни авторы под правовым регулированием понимают установление правовых норм и их осуществление, подчинение им соответствующих общественных отношений, внесение в них порядка путем направления поведения их участников; другие – все формы воздействия права на сознание и поведение людей во имя достижения целей государственной власти; третьи разграничивают правовое регулирование и правовое воздействие как более широкое понятие, чем регулирование, включающее в себя и идеологическое влияние; четвертые исключают из правового регулирования так называемое саморегулирование (правомерное поведение). В частности, С. С. Алексеев полагает, что «правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и других) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствия с общественными потребностями»[38]. Согласно Л. С. Явичу правовое регулирование представляет собой «специфическое воздействие на общественные отношения, которое осуществляется благодаря закреплению за участниками этих отношений (отдельными гражданами, учреждениями, организациями) определенных прав и обязанностей»[39].

При выяснении сути правового регулирования необходимо исходить, прежде всего, из самого понятия «регулирование». Регулирование вообще означает упорядочение, внесение известного порядка, системы, взаимодействия[40]. Это процесс, представляющий собой волевое, сознательное упорядочение. Однако упорядочение не означает осуществления таких действий, которые выражаются формулой: что хочу – то и ворочу. Регулировщик уличного движения не может отправить в небеса или под землю средства передвижения и людей, а направляет их в пределах, обусловленных объективными факторами. Регулирование – это адекватное субъективное отражение объективных требований. Регулировать – значит устанавливать порядок в соответствии с объективно обусловленными потребностями.

Правильное представление о том, что право регулирует немыслимо без уяснения природы общества, его основных видов отношений и реального соотношения объективного и субъективного факторов в общественных отношениях.

По общему признанию право является регулятором общественных отношений, и прежде всего – поведения людей. Люди же ведут себя, вступая в определенный вид реальных отношений, как их носители. Регламентируя поведение людей в русле определенного вида общественных отношений, право тем самым и упорядочивает эти отношения, но не индетерминированно, не субъективистски, а в соответствии с требованиями тех объективных законов, по которым развиваются регулируемые общественные отношения (экономические, социально-технические, социально-естественные, политические и иные). Кроме того, при правовой регламентации необходимо учитывать и объективные законы поведения людей, а также закономерности и принципы самого права. И чем глубже познаются в процессе правого регулирования объективные законы, тем больше предпосылок для усиления его эффективности.

Всякое урегулирование, в том числе и правовое, имеет свои пределы, осуществляется в определенных рамках. Правовое упорядочение ограничено объективными законами регулируемых им сфер общественных отношений, поведения людей как носителей этих отношений и самого права, которые связывают его в процессе регламентации соответствующих отношений.

Само правовое регулирование сопряжено с определенными ограничениями в поведении людей. Особенно проявляется это при уголовно-правовом урегулировании, в меньшей степени – в административно-правовом. Имеет место ограничение в поведении участников общественных отношений и при регуляции другими отраслями права. Возможно с этими обстоятельствами связана позиция тех правоведов, которые склонны видеть в правовом регулировании главным образом рамки поведения, твердые границы, т. е. ограничение свободы воли. Однако главное в этом процессе не сдерживание, не запреты.

Сущность правового регулирования заключается в установлении справедливого порядка. Это непосредственно предопределяется природой права, его сущностью. И не случайно некоторые правоведы отождествляют право с правопорядком. Порядок, как антипод хаосу, – самая большая социальная и вселенская ценность. И если в природе такой порядок обеспечивается механизмом действия ее законов, то в обществе из множества социальных регуляторов человечество отдало предпочтение праву как верховенствующему регулятору, как величайшей ценности, которую необходимо беречь и совершенствовать.

Главная задача правового регулирования – стимулировать социально полезную активность личности с конечной целью обеспечения социального прогресса.

Какие же общественные отношения регулируются правом? Из всех человеческих отношений правом, как верховенствующим регулятором, упорядочиваются лишь наиболее важные из них, к тому же, познанные и подконтрольные обществу и нуждающиеся в государственной защите. Например, отношения любви важны, но они не подконтрольны и не могут регулироваться правом; им также не регламентируются, какую одежду необходимо носить людям зимой, чтобы предотвратить простудные заболевания потому, что сама природа понуждает вести себя определенным образом, хотя отношения людей к климату и является важными как для каждого человека, так и для общества в целом.

Правовое регулирование – это объективно обусловленное и объективно необходимое, верховенствующее, охраняемое государством социально-справедливое, системное упорядочение поведения людей как носителей общественных отношений путем точного определения круга участников правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий с целью обеспечения социального прогресса.

Правовое регулирование нельзя отождествлять с законодательным регулированием, которое в силу многих обстоятельств может быть волюнтаристским, не соответствующим объективным потребностям, а значит и уклоняющимся от правовой регламентации. Это – аномальное регулирование. Оно неизбежно уходит, ломается, отменяется жизнью и заменяется таким упорядочением, которое адекватно отражает объективные требования.

В правовом регулировании различают его предмет, объект и сферу. Предмет правового регулирования – это наиболее важные виды общественных отношений, нуждающиеся в защите их государством. Объект правового регулирования – понятие более широкое, включающее в себя не только регулируемые виды общественных отношений, но и их носителей, т. е. людей как существ, наделенных разумом и сознательной волей, а также те условия, в которых они находятся, будучи участниками соответствующих отношений. Необходимость системного, взаимосвязанного упорядочения соответствующих отношений практически приводит к одновременному правовому регулированию не какого-то одного, а нескольких видов общественных отношений в комплексе (экономическая сфера, экологическая, социальная и др.).

Предмет правового регулирования, образно выражаясь, порождает отрасли права (гражданское, уголовное и др.), сфера – отрасли законодательства (экономическое, экологическое, жилищное и др.), объект –настраивает законодателя на учет в лице субъекта права как существа биосоциального, как носителя однородных и комплексных отношений в определенной сфере, находящегося в конкретных условиях, всех объективных и субъективных факторов, предопределяющих надлежащее правовое упорядочение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.