Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие научных методов в естествознании




Революция в математике

В конце ХVII в. произошла революция в математике. Английский ученый И. Ньютон (1643–1727) и независимо от него немецкий математик и философ Г. Лейбниц (1646–1716) разработали принципы интегрального и дифференциального исчисления. Эти исследования стали основой математического анализа и математической базой всего современного естествознания. Еще раньше, в середине ХVII в. трудами Р. Декарта (1596–1650) и П. Ферма (1601–1665) были заложены основы аналитической геометрии, что позволило переводить геометрические задачи на язык алгебры с помощью метода координат.

Дифференциальное исчисление дало возможность математически описывать не только устойчивые состояния тел, но и текущие процессы, не только покой, но и движение. В этот период господствующим стал аналитический метод познания процессов, в основе которого – расчленение целого для отыскания неизменных основ этих процессов.

Руководящим мировоззрением для естествознания XVII–XVIII вв. явился механистический материализм, согласно которому все качественное многообразие мира должно быть сведено к механическому движению однородных частиц материи, а все сложные и многообразные закономерности развития природы должны быть объяснены простейшими законами механики.

Основы механистического материализма были заложены в трудах Г. Галилея (1564–1642), развившего экспериментальный метод познания природы, Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), разработавшего метод индукции, и Р. Декарта (1596–1650), развившего наиболее последовательную форму механистического мировоззрения.

Научный метод Фрэнсиса Бэкона основывается на утверждении, что наука должна опираться на данные опыта, выводы из которых строятся методом индукции, обеспечивающим возможность перехода от единичных фактов к общим положениям (рис.2.3.).

Рис.2.3. Схема научного метода Фрэнсиса Бэкона.

Метод Фрэнсиса Бэкона содержит правила вывода индуктивных умозаключений, заключающиеся в установлении причинной связи между определенными обстоятельствами и появлением какого-либо явления. Фрэнсис Бэкон считал, что наука должна приносить практическую пользу. Задача науки – построение в человеческом разуме образца природы, соответствующего реальной действительности. Эту задачу должно выполнять естествознание, которое, по Бэкону, и есть подлинная наука. Важнейшей же областью естествознания является физика. Научный метод Фрэнсиса Бэкона соответствовал задачам естествознания XVI–XVII вв., которое характеризовалось дифференцированным подходом к изучению природы, исследованием вещей и явлений вне их связи и взаимодействия. Научный метод Фрэнсиса Бэкона стал руководящим методом развивающегося естествознания. Изложению научного метода Фрэнсиса Бэкона посвящен его трактат "Новый органон" (1620 г.).

Насколько большое значение сами естествоиспытатели придавали индуктивному методу, можно судить уже потому, что сами естественные науки в стали называть в это время индуктивными науками. Только позже, когда естествознание превратилось из науки о вещах, в науку о процессах, ограниченность всеиндуктивизма начала остро чувствоваться.

Другой философской системой XVII в., имевшей особе значение для естествознания, была система французского философа и ученого Р. Декарта.

Учение Декарта представляет собой единую естественнонаучную и философскую систему, основанную на постулатах о существовании непрерывной материи, заполняющей все пространство, и ее механическом движении. Декартом применительно к естествознанию развит метод дедукции: все явления природы дедуктивно выводятся из исходных постулатов (рис.2.4.).

Рис.2.4. Схема научного метода Р. Декарта.

Декарт поставил перед наукой задачу: исходя из установленных им основных принципов, из его представления о материи, о законах ее движения, пользуясь лишь “вечными истинами“ математики, построить, объяснение всем известным и неизвестным явлениям природы. Он сам взялся за ее выполнение, построил грандиозную картину Вселенной, охватив в ней все, начиная от движения небесных светил и кончая физиологией животных и даже человека. Учение Декарта являлось единой наукой, подобной науке древности. Декарт включал в свое учение и собственно философию, и астрономию, и физику, и химию, и даже физиологию. Но в отличие от философов древности Декарт строил свою единую систему природы в основном только на механике – науке, которая к его времени достигла наибольших успехов. В учении Декарта широко используется математика, призванная описать механические движения на основе понятий переменных величин и координат. Декарт в своем учении не просто давал абстрактное определение материи, а определял ее конкретно, как некоторую физическую модель. Материя Декарта – это нечто вроде идеальной несжимаемой жидкости, заполняющей все пространство. Опираясь на свои формулировки законов движения, которые он считал единственными законами, Декарт пытался вывести все остальные частные законы.

Представление о природе как о сложном механизме, которое развил Декарт, вылилось потом в физическое направление, получившее название картезианства.

Учение Декарта изложено в трудах "Рассуждение о методе" (1637) и "Начала философии" (1643). Приведем методологические советы великого ученого:

· допускать, в качестве исходных, ясные и отчетливые мысли, истинность которых несомненна;

· расчленять сложные проблемы на частные, двигаться от простого к сложному;

· методично переходить от простого к сложному, от недоказанного к доказанному;

· не допускать пропусков в логических звеньях исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.