Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы употребления глаголов




Особенности образования личных форм

Некоторые глаголы (их называют недостаточными) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:

1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;

2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить) и бужу (от будить), держу (от дерзить) и держу (от держать).

При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.

Запомните!

Лазить — лажу, пылесосить — пылесошу, пылесосю (разг.)

133. * Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.

Особенности спряжения некоторых глаголов

1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.

выздороветь опостылеть опротиветь
выздоровею выздоровеешь выздоровеет выздоровеем выздоровеете выздоровеют опостылею опостылеешь опостылеет опостылеем опостылеете опостылеют опротивею опротивеешь опротивеет опротивеем опротивеете опротивеют

2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л. Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.

сыпать трепать щипать
сыплю сыплешь сыплет сыплем сыплете сыплют треплю треплешь треплет треплем треплете треплют щиплю щиплешь щиплет щиплем щиплете щиплют

3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.

колыхать махать мерить мучить
колышу колышешь колышет колышем колышете колышут машу машешь машет машем машете машут мерю меришь мерит мерим мерите мерят мучу мучишь мучит мучим мучите мучат

Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой); в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан).

134. Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.

Образец: пыхать — пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой).

Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.

Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов

Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса - и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание - те: скажи(-те), прочитай (-те).

Запомните!

Приставочные глаголы с корнем -ех- образуют формы повелительного наклонения от другого корня: ехать — поезжай(те) выехать — выезжай(те) доехать — доезжай(те) заехать — заезжай(те)
Форма повелительного наклонения от глагола лечь — ляг(те)

135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Образец: портить — порти, порть (разг.). Видеть — глагол не имеет формы повелительного наклонения.

Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.

Образование видовых пар

1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом - ыва(-ива) с корневым гласным - о - в одной группе глаголов происходит чередование и мена - о - на - а - (выраб о тать — выраб а тывать, наст о ять — наст а ивать), в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный - о - (отср о чить — отср о чивать, опоз о рить — опоз о ривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусл о вить — обусл о вливать, обусл а вливать; сосредот о чить — сосредот о чивать, сосредот а чивать). Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с - о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с - а- (сосредотачивать, уполномачивать) — разговорными.

Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:

сов. вид несов. вид
обеспокоить обусловить опорочить подытожить сосредоточить узаконить уполномочить упрочить заподозрить одолжить оспорить условиться обеспокоивать обусловливать, обуславливать (разг.) опорочивать подытоживать сосредоточивать, сосредотачивать (разг.) узаконивать уполномочивать, уполномачивать (разг.) упрочивать заподазривать, заподозривать (устар.) одалживать оспаривать уславливаться, условливаться (устар.)

2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать. В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.

3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить. В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.

4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну -: вял — вянул, лип — липнул, слеп — слепнул, отверг — отвергнул, гиб — гибнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, опроверг — опровергнул, пух — пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб.

136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.

Запомните!

Глагол класть употребляется только без приставки, а глагол положить только с приставками (вложить, вложить, заложить, приложить и др.).

ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.