Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы автоматизации обработки данных




Классификаторы технико-экономической и социальной информации

Для систематизации экономической информации применяются различные классификаторы, которые разрабатываются на основе систем классификации и кодирования. Классификатор— это систематизированный свод однородных наименований (классификационных признаков) и их кодовых обозначений.

Основное назначение классификаторов:

- однозначное обозначение объектов;

- группировка информации по ряду признаков;

- минимизация объемов хранимых данных в информационном фонде системы;

- ускорение процедур поиска и обмена данными в компьютерной среде.

Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

- международные — стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

- межгосударственные — классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.

- национальные (общегосударственные) или межотраслевые — классификаторы, используемые в пределах государства и не должны противоречить международным классификаторам;

- отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

- локальные или системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной информационной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АИС и отсутствующую в общегосударственном (национальном) или отраслевом классификаторе.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и используются для обмена информацией между предприятиями разных стран мирового сообщества.

В состав СМЭС входят классификации Организации объединенных Наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

- международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

- международная стандартная торговая классификация (МСТК);

- классификация основных продуктов (КОП);

- классификация международной организации труда (МОТ) и др.

В России классификаторы образуют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ(ЕСКК), созданную по постановлению правительства в 1970-х годах и продолжающую развитие на основании Приказа Госстандарта России от 24.11.1999 № 504 "О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В состав ЕСКК входят: общероссийский классификатор (ОК); отраслевые; региональные, единые для данной территории; локальные.

Общероссийский классификатор — классификатор, принятый Госкомстатом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Существует около 40 классификаторов общефедерального значения, которые условно делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

2. Классификаторы информации о структуре экономики (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО).

3. Классификаторы информации о продукции и услугах (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции — ОКП, ОК строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ) и др.

В случае отсутствия необходимого классификатора приступают к разработке локального классификатора по правилам определенной системы классификации.

Разработка локальных классификаторов состоит из четырех этапов:

1. Определение перечня и количества объектов, подлежащих кодированию. На этом этапеопределяются объекты, подлежащие кодированию. Ими могут быть работающие, материалы, подразделения, оборудование, предприятия, организации и т. д. Затем по каждой номенклатуре устанавливается полный список всех позиций, подлежащих кодированию.

2. Систематизация объектов по определенным классификационным признакам.

3. Определение правил обозначения объектов кодирования (выбор системы кодирования).

4. Разработка кодовых обозначений и положений по их ведению и внесению в них изменений. Осуществляется непосредственное присвоение объектам кодовых обозначений, т.е. выполняется процесс кодирования — присвоение условных обозначений различным позициям номенклатуры. Заканчивается этот этап составлением классификатора, который оформляется в виде справочника.

 

Глава 2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере

2.1. Информатизация общества и тенденции
ее развития

История развития человечества неразрывно связана с познанием мира, т.е. с получением информации. Чем больше информации получает человек об окружающих его объектах, протекающих вокруг процессах и явлениях, тем в большей степени он раскрывает их сущность, получает возможность целенаправленного воздействия на них. Уровень развития общества определяется объемом накопленной информации, способами ее хранения, обработки и передачи.

Функции сбора, хранения и передачи информации присущи абсолютно всем живым существам, в том числе на физиологическом и генетическом уровне. Но только человек в процессе своего развития смог поднять реализацию этих функций на качественно новую высоту.

Важными этапами процесса совершенствования обработки информации стали: возникновение письменности, появление книгопечатания, изобретение телеграфа, телефона, радио. Все это привело к резкому увеличению скорости обмена информацией. Создание и эволюция электронно-вычислительных машин (ЭВМ) обеспечили переход к новым информационным технологиям. Человечество вступило в принципиально новую для него информационную эпоху.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Появление ЭВМ можно сравнить по своей значимости с любым из самых выдающихся технических достижений в истории человечества. Вычислительные машины открыли новые возможности увеличения производительности труда, дальнейшего развития производства, совершенствования управления. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация общества – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей индивидов, их групп и объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.

Цель информатизации — в изменении уровня жизни общества за счет повышении-эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.

Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основы­ваться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. В рамках этой особенности выделяют отдельные тенденции в ее развитии.

Первая тенденция — в слиянии компьютеров и средств ком­муникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В на­стоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации — это современная информационно-теле­коммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам. Открытой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами.

Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.

2.2. Основные принципы и направления
автоматизации

Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация процессов управления, в том числе и автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

Можно выделить следующие предпосылки автоматизации, в частности, банковской деятельности:

· постоянный рост банковских операций требует привлечения новых средств и способов обработки информации;

· жесткие сроки обработки информации, высокие требования к качеству, точности, надежности и безопасности обработки информации;

· увеличение конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а следовательно, требует постоянного роста качества сервиса;

· требование соответствия международным стандартам в связи с процессом включения Российской банковской системы в мировую (преимущества стандартизированной системы - единая технология обработки информации, защита информации и т.д.)

Формы автоматизации в банках:

· системы обработки управленческой информации;

· автоматизированные банковские системы, которые включают не только обработку информации, но и системы формирования управленческих решений и охватывают все стороны деятельности банка.

Автоматизированное решение задач управления финансами улучшает управленческий инструментарий деятельности банка, позволяет оценить его состояние, вскрывает резервы и направления улучшения финансового положения, оздоровления финансов.

Основными принципами автоматизации являются:

окупаемость; надежность; гибкость; безопасность; дружественность; соответствие международным стандартам.

1. Окупаемость - для любой организации, в том числе и банка важно затрачивать минимум средств, но как известно, скупой платит дважды. Поэтому минимизация средств должна сочетаться с надежностью и производительностью системы. Для определения окупаемости рассчитывается срок окупаемости системы.

Сейчас происходит внедрение технологии пластиковых карт. Срок окупаемости этой технологии рассчитывается на основании количества карт и количества операций, производимых по картам. Окупаемости этой технологии - 2-5 лет.

2. Надежность - функционирование банка обеспечивается за счет решения задач в короткий срок. Это достигается при помощи:

· надежных технических средств;

· работой программных средств;

· использования современных технологий для разработки ПО.

Поэтому приобретаемые средства должны иметь сертификат, а программные продукты - лицензию.

3. Гибкость - подразумевает легкую адаптацию системы ко всем изменениям и к новым функциям. Например, с введением нового плана счетов система должна была обеспечить безболезненный переход, что достигается через: - модульность системы; - систему гибких отчетов.

4. Безопасность – т.е. наличие необходимых мер обеспечения сохранности коммерческой информации. К таким мерам относят:

· развитие структур доступа к различным подсистемам;

· регламентация работы с системой;

· использование специального оборудования и шифров.

5. Дружественность, т.е. система должна быть простой, удобной для освоения, изучения, использования. Это достигается использованием меню, подсказок, а также наличием системы исправления ошибок.

6. Соответствие международным стандартам достигается использованием стандартных структур информации (для передачи информации по СВИФТ).

Существует 4 группы направлений автоматизации:

1. Автоматизация внутрибанковской деятельности:

· автоматизация учетно-операционной работы;

· автоматизация ведения договоров;

· автоматизация экономической работы банка (расчет нормативов, прогнозно-аналитические работы)

· автоматизация новых банковских операций (лизинг);

· автоматизация работ с ЦБ.

2. А втоматизация внебанковской деятельности (обслуживание клиентуры): обслуживание в офисе; использование пластиковых карт.

3. Автоматизация: межфилиальных расчетов; межбанковских расчетов между банками РФ; между банками РФ и банками стран СНГ; международные расчеты (использование СВИФТ);

4. Автоматизация внутрибанковских учетных задач: автоматизация учета труда, зарплаты; учета основных фондов, материалов и пр.

Этапы:

1. Централизованная обработка данных в вычислительных центрах.

2. Децентрализованная обработка.

1 этап - Централизованная обработка данных предполагает наличие информационно-вычислительного центра (ИВЦ). Информация поступает из банка в ИВЦ. На ИВЦ она обрабатывается, и результаты обработки передаются обратно в банк в виде результативных документов. Т.о., накопление, хранение и обработка информации происходит на ИВЦ, обслуживающих некую совокупность отдельных предприятий.

Централизованная обработка имеет определенные преимущества:

● возможность сконцентрировать мощную вычислительную технику в одном месте - на ИВЦ; концентрация вычислительной техники позволяет обработать большие объемы информации и сократить число используемых ЭВМ за счет их более полной и рациональной загрузки;

● использование единой программной среды для всех клиентов ИВЦ позволяет сократить затраты на приобретение лицензионных программных продуктов;

● сокращаются затраты на подготовку квалифицированных пользователей.

К недостаткам централизованной обработки относят:

● сложность организации безопасности системы, защиты системы от несанкционированного доступа (информация уходит из КБ, что нежелательно, следовательно, нужны дополнительные способы защиты);

● трудность налаживания быстрой, бесперебойной связи (информация передается по каналам связи и если они будут плохо работать то возникнут сбои);

● большая загруженность ИВЦ информацией, т.к. велик ее объем;

● невозможность предоставления банком всего спектра услуг.

Ввиду вышеизложенных недостатков в конце 80-х, начале 90-х годов, произошел переход к децентрализованной обработке. Кроме того, переходу ко второму этапу способствовало появление ПК, увеличение требований в отношении конфиденциальности информации, появление отечественных программных продуктов.

2 этап - Децентрализованная форма, предполагает реализацию информационных процедур на уровне конкретного предприятия.

В развитии децентрализованной формы обработки данных можно выделить несколько стадий:

1-я стадия - появление автоматизированных банковских систем. Хранение данных осуществлялось в виде файлов, обмен данными между ПК выполнялся с помощью дискет, для получения выходных документов (агрегированных данных) требовалась перезапись данных с разных компьютеров на один. Появились первые разработчики программ. Первая программа была написана киевским разработчиком - «киевский операционный день»; затем «тульский операционный день».

К недостаткам этой стадии следует отнести:

● отсутствие целостности данных (данные создавались на разных ПК);

● отсутствие взаимоувязки задач в системе;

● отсутствие возможности обработки большого количества информации;

● низкие возможности применения средств защиты;

● невозможность создания баз данных.

2 стадия - объединение ПК в локальные сети, что позволяет организовать совместное использование аппаратуры, совместную обработку данных на нескольких ПК. Используются интеллектуальные рабочие станции «файл-сервер».

Сетевые ПК делятся на ПК-серверы и ПК-клиенты.

ПК-сервер обеспечивает совместный доступ к своим ресурсам, обслуживает определенный сетевой сервис. При получении запросов от клиентов сервер обрабатывает их и отправляет ответы обратно. Файл-сервер (файловый сервер) обеспечивает многопользовательский доступ к файлам, хранящимся на его устройствах: дисках и стриммерах.

ПК-клиент не предоставляет пользователям сети свои локальные ресурсы. ПК-клиент посылает запрос в сеть для получения доступа к сетевым ресурсам и обрабатывает полученный ответ.

Рабочая станция «файл-сервер» предполагает обработку данных с использованием файлового сервера, на котором размещена БД и совместно используемые файлы. На ПК-клиенте установлена СУБД и конкретные приложения. Сервер обеспечивает доступ к БД. ПК-клиент посылает запрос и к нему возвращается ВСЯ копия БД без разбора. Поэтому к недостаткам архитектуры «файл-сервер» относят повышенную нагрузку на сеть и снижение производительности сети. Однако, наиболее популярные СУБД – MS Access, Paradox, dBase – поддерживают архитектуру «файл-сервер».

3 стадия - переход к новой технологии «клиент-сервер», на базе которой существуют локальные сети;

Архитектура «клиент-сервер» предполагает выделение отдельного сервера, на котором размещается БД совместно с СУБД, т.е. с программами поиска, чтения и записи данных. ПК-клиенты посылают серверу запросы и ждут ответа, т.е. запрашиваются не все данные, а только необходимые пользователю. Эта архитектура позволяет сократить нагрузку на сеть и распределить процесс загрузка БД. Функции работы с пользователем (обработка ввода и отображение данных) обрабатываются на ПК пользовател я. Функции работы с данными (дисковый ввод-вывод, выполнение запросов) выполняется сервером. Эту архитектуру поддерживает СУБД Oracle и др.

4 стадия - основана на принципах распределения функций обработки между различными ПК, включенными в сеть. Распределенная обработка применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ПЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.

Преимущества распределенного способа:

● возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных;

● высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой;

● сокращение времени и затрат на передачу данных;

● повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д.

5 стадия - основана на принципах распределенной базы данных. Распределенная БД состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранящихся на различных ПК сети. Работа с РБД осуществляется с помощью СУРБД. Такой способ обработки называют также интегрированным. Он обеспечивает максимальное удобство для пользователя. РБД предоставляет пользователям очень большой объем информации для решения разнообразных задач и при этом обеспечивает коллективное использование информации и централизованное управление. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.

Таким образом, децентрализованная форма обработки информации имеет следующие преимущества:

● существенно повышается оперативность управления;

● рационализируется система сбора первичной информации и оформления первичных документов;

● имеется возможность учета специфических особенностей конкретных предприятий и реализации текущих нестандартных задач;

● повышается престижность управленческого труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.