Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2




ТЕСТ 1

 

1. Понятие «культура речи» включает следующие из пере­численных составляющих:

1) соблюдение этических требований к общению

2) владение всеми формами национального языка

3) умение выбрать языковые средства в соответствии с си­туацией общения

4) владение нормами литературного языка

5) знание лингвистики (языкознания)

 

2. Понятие «нормы языка» включает:

1) книжную и разговорную разновидности языка

2) сформированные культурой формы речевого общения

3) исторически сложившиеся правила использования русского литературного языка

4) образцовое употребление всех форм языка

 

3. Нормы не бывают:

1) содержательные

2) стилистические

3) морфологические

4) конвенциональные

5) произносительные

6) лексические (словоупотребление)

 

4. Соблюдение норм не обеспечивается такими качествами речи, как:

1) чистоту речи

2) точность

3) выразительность

4) индивидуальность

5) содержательность

6) логичность

 

5. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает:

1) соблюдение норм русского литературного языка

2) идеальную речь

3) коммуникативную целесообразность речи

4) вариативность норм

5) умение общаться с помощью жаргона и просторечия

 

6. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Отметьте слова, в которых Вы написали букву О.

1) осл___жнение

2) хв___тать

3) к___рательный

4) нак___пить деньги

5) насл___ждаться

 

7. Отметьте случаи слитного написания НЕ:

1) (не) нарушая режима

2) (не) законченная вовремя

3) (не) пересечены линией

4) (не) замерзшая река

 

8. Отметьте строчку, в которой в корне всех слов пишется буква А:

1) безотл_гательный, заг_рать, пор_жать, к_рнавал

2) прик_саться, преод_леть, раздр_жаться, распозн_вать

3) предпол_гать, сост_влять, к_ммунике, од_ренный

4) декл_мация, отр_стить, нав_ждение, обн_житься

 

9. Отметьте предложения, в которых употреблена правильная форма причастия:

1) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии "Мосфильм".

2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

3) Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

4) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

5) Воспылавший было жаждой отмщения, гость вел себя более чем тихо.

10. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения:

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

 

11. Отметьте предложения с корректным употреблением фразеологизмов:

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади - дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

12. Отметьте пункты, где не допущена ошибка в построении сложных предложений:

1) Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

2) Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.

3) Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

4) Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.

5) Большим успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

13. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить запятые, выделяющие вводные слова и предложения:

1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.

2) Было__знаете__очень жарко.

3) Всё получилось и__притом_замечательно.

4) Ему никто__наверное__не был нужен.

5) Счастье__казалось__таким огромным.

14. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

1) дожила', заняла'

2) издала', клала'

3) начала', обмерла'

4) отбыла', солга'ла

5) убрала', кра'лась

15. Найдите соответствия жанров канцелярско-административного подстиля выделяемым в нем группам документов:

1. По личному составу А. Заявление, трудовая книжка, характерис­тика
2. Справочно-информационные Б. Акты, справки, докладные записки, письма
3. Организационно-распределительные В. Приказы, инструкции, решения, протоко­лы

«КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

 

Русский язык — это национальный язык великого русского народа. В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. О взаимоотношении литературного языка и местных говоров прекрасно сказал А. М. Горький; „Язык создаётся народом. Деление языка на литератур­ный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, „сырой" язык и обработанный мастерами".

Следовательно, литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный. Мастерами, отшлифовавшими его, были пи­сатели, критики, ученые, общественные деятели.

В литературном языке произношение, выбор слов и употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам. Например, в литературном языке нельзя употреблять такие формы, как „вы хочете", „моё фамилие", „они побегли", а надо говорить вы хотите. моя фамилия, они побежали; нельзя пользоваться вместо слова хорошо об­ластным словом „баско", вместо сосед — „шабер", не следует произносить „его", „скучно", а надо произносить „ево", „скушно".

Русский литературный язык — это язык самой передовой революцион­ной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей худо­жественной литературы, мировое значение которой признано всем про­грессивным человечеством.

Русский язык принадлежит к восточной группе славянских язы­ков. В эту же группу входят украинский и белорусский языки Кроме восточной группы, среди славянских языков есть еще южная группа (болгарский, сербо-хорватский, словенский, македонский языки) и западная группа языков (польский, словацкий, чешский и некоторые другие языки). Все славянские языки являются близкородственными языками, имеют много общих слов, значительно сходны по грамматике и фонетике.

Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики и обще­ственные деятели. Так, М. В. Ломоносов находил в нём „великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальян­ского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость грече­ского и латинского языка".

Русский язык, по мнению А. С. Пушкина, „гибкий и мощный в своих оборотах и средствах", „переимчивый и общежительный в своих отноше­ниях к чужим языкам", звучный и выразительный.

И. С. Тургенев называл русский язык „великим, могучим, правдивым и свободным". Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: „Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, пере­данное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять-таки Пушкин!"

Огромная культурная ценность русского языка, его мощь и величие обязывают внимательно и серьезно изучать его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.