Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест 15




 

1. Отношения разговорной речи и литературного языка не реализуются по следующей схеме:

1) разговорная речь противопоставлена литературному языку

2) разговорная речь - часть литературного языка

3) разговорная речь привносит в литературный язык хаотическое начало, деформируя нормы

4) благодаря разговорной речи в литературный язык не проникают жаргоны и просторе­чие

5) благодаря разговорной речи в литературный язык проникают элементы жаргонов и просторечия

6) разговорная речь активизирует в литературном языке формы речевого творчества

 

2. Подстилями научного стиля не являются:

1) научно-учебный

2) научно-воспитательный

3) собственно научный

4) научно-популярный

5) научно-производственный

 

3. Интернациональными чертами официально-делового стиля не могут быть:

1) схематизированные структуры документов

2) языковые средства, предполагающие однозначное по­нимание

3) языковые средства, предполагающие возможность тол­кования

4) соблюдение речевого этикета

5) в основе лежат правовые нормы

 

4. Языковой штамп — это:

1) языковое клише

2) стандартная языковая модель

3) обычно глагол-действие

4) печать на документе

5) способ выражения целей, причин высказывания

 

5. Какие языковые средства нельзя использовать в официально-деловом стиле:

1) языковые штампы

2) личные местоимения 1-го лица (я, мы)

3) синонимы

4) паронимы

5) глаголы с императивной функцией

6) формулы речевого этикета

 

6. Вставьте, ели нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:

1) щебеч___щие птицы

2) неприемл___мые условия

3) неезжен___ая дорога

4) очарован___ый красотой природы

 

7. Определите слитное или раздельное написание:

1) узнать на___счет работы

2) она была так___же добра, как и прежде

3) приятно от___того, что тепло

4) что___бы вы посоветовали

 

8. Определите слитное, раздельное или дефисное написание:

1) все___же добиться своего

2) кое___как добраться

3) отнюдь не___формальная обстановка

4) не___смотря на запрет

 

9. Отметьте предложения, где не допущена ошибка в управлении:

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии "толстых" журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

10. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:

1) с тремястами рублей

2) купить две пары брюк

3) написать несколько строк

4) груз весом в тысяча пятьсот тонн

 

11. Отметьте варианты, где отсутствует нарушение нормы лексической сочетаемости слов:

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

12. Отметьте предложения без плеоназма:

1) Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Художник Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

 

13. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым:

1) Следовать за мыслями великого человека ___ есть наука самая замечательная.

2) Точные науки ___ это необходимая каждому гимнастика ума.

3) Быть веселой ___ привычное дело.

4) Ласковое слово ___ что весенний день.

14. Отметьте варианты, соответствующие орфоэпической норме:

1) путепровóд

2) углýбить

3) бáловать

4) сосредотóчение

 

15. Отметьте вариант, соответствующей литературной норме:

 

по завершению работы   по завершении работы
вопреки предписанию   вопреки предписания
согласно приказа   согласно приказу
решить вопрос по приезде   решить вопрос по приезду
логическая задача   логичная задача
безлесная территория   безлесая территория

 


Задания для самостоятельной работы

ЗАДАНИЕ 1. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Язык и речь.

2. Культура речи.

3. Речевая деятельность и ее виды.

4. Слушание как вид речевой деятельности.

1. Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Как автор оценивает роль языка в жизни человека? Что думаете вы по этому поводу?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <…> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

2. Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое культура?»

«Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак).

«Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М.Ю. Лотман)

«Культура – это то, как мы общаемся» (Ю.М. Лотман)

«Культура – не склад информации. Это … гибкий и сложно организованный механизм познания. Одно из свойств этого механизма – способность своевременно находить наиболее выгодные и компактные способы бытования знания, в том числе и научного» (Ю.М. Лотман)

«Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко).

«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» присоединить «бракосочетание». Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры» (В. Солоухин).

«Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Д. Паркинсон)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.