Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о науке




1.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разра­батывал науку, последовательно называвшуюся «объективная пси­хология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы.

Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечествен­ной экспериментальной лаборатории при кафедре нер­вных болезней Казанского университета (и вскоре от­крытие психологических лабораторий в других кли­никах нервных и «душев­ных» болезней), через деся­тилетие — аналогичной ла­боратории в Санкт-Петер­бурге и в 1908 г. — Психо­неврологического институ­та в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире цен­тром комплексного исследования человека.

Открытие Г. И. Челпановым первого в России психо­логического института — Психологического инсти­тута при Московском университете (как уже го­ворилось, он начал работу в 1912 г: официальное от­крытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупней­шим в мире психологиче­ским институтом.

Развитие начиная с дореволюционных времен педо­логии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое суще­ствование специальным Постановлением ЦК ВКП (б)

Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся рус­ский психолог и философ, создатель и первый директор Психологиче­ского института. В 1923 г. был осво­божден от должности директора в связи с тем, что не разделял филосо­фии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности.

как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

Становление отечественной психологии труда и пси­хотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического ин­ститута {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеоло­гическим соображениям.

Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в.

Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государ­ственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

Создание Общества пси­хологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психоло­гии — в Московском (первый декан — А. Н. Ле­онтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университе­тах.

Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна-

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор филосо­фии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечест­венный философ и психолог, со­здатель личностно-деятельностного подхода, основатель науч­ной школы.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психоло­гических наук, профессор, ака­демик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечест­венный психолог, создатель од­ной из наиболее авторитетных в отечественной психологии тео­рий — «теории деятельности».

родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изо­ляции установился серьезный научный диа­лог между отечествен­ной и зарубежной пси­хологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

2. Заказ №4406.

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологи­ческих наук, профессор, член-кор­респондент АН СССР, автор фун­даментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1

 

13. Интенсивное развитие и организационное оформле­ние отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психоте­рапии.

В силу упомянутых причин психология в России дол­гое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но'и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская пси­хология, во многом превос­ходя зарубежную в науч­но-теоретическом плане, вынуждена временно нахо­диться отчасти в роли учени­ка в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999).

Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального инсти­тута. Специалист в области пси­хологии развития.

Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в по­следующих разделах.

Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее системати­зации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.

Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологи­ческом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:

1. Общий раздел.

• Учебники и систематизирующие работы.

• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.

• История психологии и биографии.

• Сборники, ученые записки, словари, библиография.

 

 

2. Анатомия и физиология нервной системы.

• Общие вопросы.

• Элементы нервной системы.

• Головной мозг и его функции.

• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.

• Рефлекс и автоматические функции.

• Патологическая анатомия.

3. Ощущения.

• Общие вопросы. Синестезия.

• Органы чувств — общие вопросы.

• Психометрика.

• Психофизика.

• Зрение и окуломоторные функции.

• Слух.

• Другие ощущения.

• Общая патология ощущений.

4. Характеристики сознания.

• Общие вопросы.

• Внимание, апперцепция, отбор.

• Ассоциации.

• Привычка, приспособление, адаптация.

• Работа и утомление.

• Временные отношения в сознании, умственная хрономет­рия.

5. Познавательные процессы.

• Общие вопросы.

• Восприятие и представление, считывание.

• Восприятие времени, пространства и движения.

• Память и воображение.

• Суждение и вера, умозаключение.

• Рефлексия и самопознание.

• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.

• Общая патология познавательных процессов.

6. Аффективная сфера — чувства и эмоции.

• Общие вопросы, приятное и неприятное.

• Эмоции и их выражение.

• Общая патология чувств.

7. Сознательное стремление и движение.

• Общие вопросы.

• Органы движения.

• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).

• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).

• Воля и усилие.

• Свобода воли.

• Общая патология моторных функций.

8. Высшие проявления разума.

• Логика и наука, методология.

• Идеалы и ценности.

• Теория познания.

• Эстетика.

• Этика.

• Религия.

9. Сон, состояние транса и патология.

• Сон и сновидения.

• Гипноз и состояние транса.

• Парапсихологические исследования.

• Общие вопросы патологии.

• Нервные болезни.

• Психические болезни.

• Судебная медицина.

10. Генетическая, социальная и индивидуальная пси­хология.

• Эволюция и наследственность.

• Сравнительная психология.

• Умственное развитие.

• Индивидуальная психология. Психология групп.

• Психология народов.

• Социальная психология.

• Расовая психология.

Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в сере­дине 60-х гг'.

1. Общий раздел.

История психологии.

Философия.

Парапсихология.

Теории и системы.

Организации.

Обучение и подготовка психологов.

Профессиональные проблемы психологии.

Общие руководства и справочники.

Библиографии и обзоры.

2. Методология и методика.

Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психоло­гических наук, профессор, специ­алист в области истории и фило­софских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мыш­ления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий.

Модели и математические моде­ли.

Математическая статистика (схе­мы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический ана­лиз).

Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов,

оценка тестов).

Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура.

Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соот­ветственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1.

3. Экспериментальная психология.

. • Теории.

• Психофизика.

• Восприятие (иллюзии, время).

• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).

• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).

• Биохимия органов чувств.

• Кинестезии и «общее чувство».

• Влияние окружения.

• Сон, утомление и сновидения.

• Гипноз и внушаемость.

• Мотивация и эмоции.

• Внимание, ожидание, установка.

• Моторика.

• Научение.

• Память.

• Мышление (решение задач, понятия).

• Решение и поведение в ситуации выбора.

4. Физиологическая психология.

• Нейроанатомия.

• Поражения головного мозга.

• Стимуляция головного мозга.

• Электроэнцефалография.

• Физиология органов чувств.

• Биохимические эффекты.

• Кардиоваскулярные эффекты.

• Влияние окружения (стресс).

• Генетика.

• Корреляты личности.

5. Психология животных.

• Сравнительная психология.

• Наблюдение в естественных условиях.

• Ранний опыт.

• Эмоция и мотивация.

• Научение.

• Социальное и сексуальное поведение.

• Комплексные процессы.

6. Генетическая психология (психология развития).

• Период младенчества.

• Детство.

• Подростковый возраст.

• Возмужание.

• Геронтология.

7. Социальная психология.

• Культура и социальные процессы.

• Сексуальное поведение.

• Отношения и мнения.

• Групповые процессы (проблемы руководства).

• Язык и коммуникация.

8. Личность.

• Интеллект.

• Творческие способности.

• Измерения личности.

• Физические корреляты.

9. Клиническая психология.

• Психотерапия и анализ.

• Организационные вопросы терапии и госпитализации.

• Психодрама.

• Психоаналитическая интерпретация.

• Психодиагностика.

• Патология поведения.

• Психосоматика.

• Казуистика.

• Психогигиена и реабилитация.

• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).

• Дефектология (слепота, глухота).

• Расстройство речи.

• Неврологические расстройства.

• Умственная отсталость.

10. Педагогическая психология.

• Программированное обучение.

• Склонности и приспособление.

• Тестирование.

• Физическое обучение.

• Специальные виды обучения.

• Внеклассное руководство.

• Педагогический персонал.

11. Военная психология и отбор персонала.

• Профессиональное консультирование и руководство.

• Отбор и распределение на должности.

• Тренировки.

• Анализ задания и рабочих операций.

• Выполнение работы и удовлетворенность ею.

• Руководство и организационные вопросы.

• Специальное окружение.

• Психология рекламы и потребления.

• Инженерная психология.

• Психология транспортных профессий и вопросы безопасно­сти.

Как видите, представления о структуре психологии серь­езно изменились: не столь выражен разрыв между естествен­нонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психоло­гии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

Принятый в настоящее время рубрикатор, используе­мый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.

Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1.

1. История и теория.

2. Методы исследований и статистика.

3. Поведение животных.

4. Сенсорные и моторные процессы.

5. Внимание и восприятие.

6. Нейронауки.

7. Нейропсихология.

8. Эмоции и мотивация.

9. Обусловливание и научение.

10. Память и познание.

11. Язык, речь и общение.

12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.

13. Человеческий фактор и эргономика.

14. Стадии развития.

15. Процессы развития.

16. Психология образования.

17. Личностные процессы и надиндивидуальные раз­личия.

18. Социальная психология.

19. Социальные проблемы.

20. Половые различия.

21. Психология и право.

22. Кросскультурная психология.

23. Политическая психология.

24. Клиническая и консультационная психология.

25. Психология здоровья.

26. Психология как научная дисциплина. •

Как видите, создание единой классификации психоло­гических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В на­шей стране чаще всего используется классификация, ори­ентированная на те отрасли, которые получили наиболь­шее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ве­дется подготовка специалистов: 1. Обща я психология;

Приводится по справочному руководству: Современная психоло­гия. — М., 1999.

2. Психология личности;

3. Социальная психология;

4. Политическая психология;

5. Психология менеджмента;

6. Организационная психология;

7. Юридическая психология;

8. Психология труда и инженерная психология;

9. Клиническая (медицинская) психология;

10. Психофизиология;

11. Специальная психология;

12. Психология развития я возрастная психология;

13. Педагогическая психология;

14. Психологическое консультирование.

В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.

 

Литература

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литерату­ры, 1959.

8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969.

9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.

10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999.

11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.


Глава 2. Профессиональный психолог как ученый-исследователь

 

Понятие «наука» достаточно многозначно. Во-первых, под наукой понимают особую сферу чело­веческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая науч­ная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). В этом смысле мы используем понятие «наука», говоря, например, о том, что кто-то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т. д.

Во-вторых, под наукой понимается особый способ по­знания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизнен­ного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о на­учном подходе, о научности данных, о том, что нечто явля­ется научно установленным и пр.

В-третьих, под наукой имеется в виду сама система зна­ний, полученная в результате исследовательской деятель­ности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что...»), физической науке (то есть о системе знаний, выработан­ных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы — открытые устойчивые связи между явлениями, — формулировка которых позво­ляет описать, объяснить и предсказать явления объектив­ной действительности.

Наконец, в-четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т. п.), в рам­ках которой организуется исследовательская деятель­ность, созываются конференции и т. д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто-то «занят в сфере науки» или «является работни­ком науки» — по аналогии с тем, что кто-то может быть за­нят в сфере производства или в сфере торговли.

Оставим пока вне разговора это последнее понимание. Речь пойдет прежде всего о науке как об особом способе познания мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.