Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение




При работе с таким заказом

Система оценок психологической

Нравственные задачи

Социальные задачи

Взаимодействия клиента с психологом

Задачи

Задачи взаимодействия клиента и психолога

Таблица 1

Этические задачи

Психологические ____ задачи ____

информации клиентом

«правильно — неправильно»

«хорошо — плохо»

«добро — зло»

гибкая система опенок

Задача психолога

изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в д ругом свете __.______

показать ограниченность этой оценочной шкапы

продемонстрировать условность добра и зла, не­тождественность их крите- риев для разных июлей

оказать психологическую помощь ____________

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практи­ческий психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных на­правлений профессиональной деятельности практическо­го психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психо­логической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляет­ся задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жиз­недеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

Несколько иной подход появился уже в середине вось­мидесятых годов. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содейст­вие». Суть новой позиции не сводилась, разумеется, толь­ко к замене термина. Речь шла о том, что работать психо­логу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного уча­стника, содействующего ученикам, учителям, родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» поя­вился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться та­кие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно за­крепилось в профессиональной психологической речи.

Пожалуй, из-за того, что слишком очевидно «выпирает» его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли».

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Че-редниковой широко употребляемым стало словосочета­ние «психологическое сопровождение». Идеология со­провождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а со­здавать условия для совершения им осознанного, ответст­венного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощ­ник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога в парадигме сопро­вождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ре­бенку для самостоятельного решения. Но бывают момен­ты, когда он должен стремительно вмешаться, или остано­вить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Структура и основные разделы практической психологам

С какой бы позиции — помощи, содействия, поддерж­ки или сопровождения — ни рассматривать деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности:

1) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений про­цесса приспособления к среде) персонала органи­зации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благопри­ятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

2) психодиагностика, важнейшей целью которой яв­ляется добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний б конк­ретном человеке, полученных на основе обобщен-

ной научной теории» (Абрамова Г. С, 1994. — С. 12);

3) психологическая коррекция, понимаемая как целе­направленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

4) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой пси­хологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоле­ния жизненных трудностей и продуктивного суще­ствования в конкретных обстоятельствах;

5) психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в про­дуктивном изменении личности в случаях серьез­ных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

Перечисленные направления практической психоло­гии расположены по возрастанию степени ответственно­сти психолога за результаты своей профессиональной дея­тельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направления­ми можно увидеть и в степени стандартизации применяе­мых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизи­рованными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений.в каждом конкретном случае.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.