Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и задачи коммерческой деятельности 1 страница




Коммерческая деятельность является одной из важней­ших областей человеческой деятельности, возникших в ре­зультате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организа-ционных операций, направленных на совершение процес­са купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с це­лью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые орга­низации и предприятия, а также физические лица, зани­мающиеся предпринимательством, изучают спрос населе­ния и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков то­варов, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых ус­луг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в оп­ределенной последовательности.



В качестве субъектов коммерческой деятельности высту­пают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятель­ности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

• соблюдение действующего законодательства;

• высокая культура обслуживания покупателей;

• оптимальность коммерческих решений;

• доходность, прибыльность. Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать

законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант дол-ясен верить в торговый бизнес, расценивая его как при­влекательное творчество. Признавая необходимость кон­куренции, он должен понимать и необходимость сотруд­ничества, а также доверять себе и другим, уважать про­фессионализм и компетентность.

Переход от административно-командной системы к ры­ночной экономике потребовал основательной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна стро­иться на принципах полного равноправия торговых парт­неров, строгой материальной и финансовой ответственно­сти сторон за выполнение принятых обязательств. При этом коренным образом изменилась правовая база ком­мерческой деятельности, чему, в первую очередь, способ­ствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского ко­декса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих ком-


мерческую деятельность торговых организаций и пред­приятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих струк­тур, появились их новые организационно-правовые фор­мы. Монопольная система государственной торговли сме­нилась системой свободного предпринимательства, осно­ванной на самостоятельности и независимости хозяйст­вующих субъектов.

Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товаро­оборот продукцию предприятий-изготовителей и других по­ставщиков различных форм собственности, а также граж­дан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельно­стью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность дого­воров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию дли­тельных хозяйственных связей с поставщиками.

Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емко­сти рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осущест­вляться на основе маркетингового подхода.

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изме­нения, что требует постоянного совершенствования техно­логии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих опе­раций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными за­пасами и формированием ассортимента товаров, контро­лем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.


2.2. Содержание коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой ] деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В I каждый из них входят операции, выполняемые на соот- I ветствующем этапе коммерческой деятельности. При этом I следует отметить, что коммерческая деятельность, осуще- I ствляемая структурами, занимающимися оптовой торгов­лей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это осо­бенно характерно для операций, связанных с формирова­нием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой дея­тельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребитель­ских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого на­селения, его покупательной способности. И, наконец, ком­мерческие структуры, работающие на рынке, должны рас­полагать информацией о потенциальных возможностях кон­курентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельно­сти — определению потребности в товарах. При этом оп­ределяется емкость рынка и его сегментов, обосновывает­ся ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которы­ми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.).


На следующем этапе коммерческой деятельности реша­ется вопрос об установлении договорных отношений с по­ставщиками товаров. Должны быть согласованы все мо­менты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой дея­тельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оп­товым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением то­варов, разгрузкой транспортных средств, приемкой това­ров по количеству и качеству, их хранением, перемещени­ем и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям — на предприятиях оптовой тор­говли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торгов-л и в качестве следующих этапов коммерческой деятельно­сти необходимо выделить:

• управление товарными запасами;

• управление ассортиментом товаров;

• рекламно-информационную работу;

• оптовую продажу товаров;

• оказание услуг оптовым покупателям.

Управление товарными запасами в оптовом звене пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в со­ответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых по­купателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерче­ские решения по их нормализации, избегая при этом за­медления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.


Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей сте­пени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (мага­зинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она долж­на быть систематической, хорошо спланированной, обес­печивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования це­лесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже това­ров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успе­ха зависит экономическая эффективность работы пред­приятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой дея­тельности, успешно провести с ним операции по оформле­нию продажи товаров, организовать контроль за выполне­нием условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимаю­щиеся оптовыми операциями, оказывают своим партне­рам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посред­нические услуги по поиску поставщиков товаров и опто­вых покупателей. Сюда лее следует отнести и организаци­онно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, мар­кетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество вы­полнения могут стать определяющими для укрепления по­зиций на рынке.


На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что осо­бенно касается операций, следующих за оптовыми закуп­ками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассор­тиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками на­хождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рек­ламно-информационная деятельность предприятий роз­ничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров — население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается про­цесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной про­дажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребите­лем товара. Поэтому очень важно не только предложить роз­ничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы прода­жи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходи­мо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерче­ский результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их кото-Рьтх являются:


• уровень квалификации коммерческих работников;

• правовая база коммерческой деятельности;

• состояние материально-технической базы торговых предприятий;

• ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

• уровень конкуренции на рынке;

• финансовое состояние предприятия;

• наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влия­ния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

2.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерче­ской информацией. К ней следует относить информацию о:

• покупателях и мотивах покупок;

• требованиях рынка к товару;

• конъюнктуре рынка;

• конкурентной среде;

• потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию мож­но путем проведения комплексных маркетинговых исследо­ваний. Ее можно получить как из внутренних, так и внеш­них источников. К числу внутренних источников относят­ся статистическая и бухгалтерская отчетность пред­приятия, данные оперативного учета результатов коммер-


ческой деятельности. Таким образом можно получить ин­формацию о ходе реализации товаров, о товарных запа­сах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т. д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государст­венной статистики, периодической печати, а также ин­формацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т. д.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий.

Информация о покупателях и мотивах покупок являет­ся основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения, снижаю­щие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а так­же решения, обеспечивающие увеличение объемов реали­зации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: числен­ность обслуживаемого населения, его состав, уровень до­ходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерче­ские структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения эконо­мических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходи­ма для того, чтобы торговое предприятие могло осущест­вить правильный выбор- товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы Должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупа­телей. Необходимо также уделить внимание исследованию


«жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение ко­торого товар покупается на рынке. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она опре­деляется как совокупность характеристик товара, отли­чающих его от аналогичных товаров по степени удовле­творения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет не­посредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены — низкое качество. По­этому коммерческие службы торгового предприятия долж­ны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая опреде­ляется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с эти существует еще и понятие престижных цен, когда определенная кате­гория покупателей не приобретает товары и услуги по це­нам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требо­ваниям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преиму­щества товара, способствовать ускорению его реализации и т. д.

Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны ком­плексно подходить к ее изучению и анализу.


Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уро­вень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тен­денции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирова­ния и развития. Все это является базой для обоснования по­требности в товарах как по общему объему, так и в ассор­тиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производ­ства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т. д.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммер­ческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реа­лизации товаров. При превышении спроса над предложе­нием возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются из­лишние товарные запасы, что приводит к увеличению из­держек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важ­ное значение, имеет информация о географическом поло­жении и месторасположении рынка, его границах и регио­нальных различиях, емкости и степени открытости, сте­пени насыщенности товарами и уровне цен и др.

Информация о конкурентной среде позволяет коммер­ческим структурам объективно оценить их реальное поло­жение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция соз­дает предпосылки для приведения рыночных цен в соот­ветствие с действительной стоимостью и качеством това­ров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров,


следует выявить их позицию на рынке, изучить характе­ристику предлагаемых ими товаров, их финансовое поло­жение, надежность и гарантии при выполнении договор­ных обязательств и другую информацию. Не менее тща­тельным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и сла­бые стороны и объективно оценить позицию своего пред­приятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы можно было правильно определить направле­ния развития предприятия, обеспечивающие его устойчи­вое экономическое положение. С этой целью анализируют­ся показатели, характеризующие экономический потенци­ал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учи­тывают использование передовой технологии и новой тех­ники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, фи­нансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности пред­приятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.

На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

2.4. Коммерческая тайна и ее защита

Коммерческая тайна представляет собой преднамерен­но скрываемые по коммерческим соображениям экономи­ческие интересы и сведения о различных сторонах произ­водственной, хозяйственной, управленческой, научно-тех-


нической, финансовой деятельности предприятия или ор­ганизации, охрана которых обусловлена интересами кон­куренции и возможными угрозами их экономической безопасности.

Формой проявления коммерческой тайны являются ком­мерческие секреты — сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Носителями коммерческой информации являются руко­водители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Засекречивая информацию, предприятия или организа­ции должны исходить не только из принципа своей безо­пасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и ус­луг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли.

Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, напри­мер, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки кли­ентов, организационные схемы, информация о сотрудни­ках и другая деловая информация.

К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести на­учно-исследовательские проекты, конструкторские и тех­нологические разработки по производству какой-либо про­дукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране за­ключенных им договоров, которые должны храниться в оп­ределенном месте у ответственного лица. Выдавать их сле­дует под расписку с письменного разрешения руководителя пРедприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям


при доказательстве их соответствующих положении в слу­чаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

К коммерческой тайне относится информация о рацио­нализаторском предложении или изобретении, находящем­ся на стадии разработки или оформления. И если изобре­тение после выдачи на него патента не нуждается в защи­те при помощи коммерческой тайны, то рационализатор­ское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предпри­ятия прогрессивное техническое решение.

К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охра­нять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в конкурирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:

• необходим строгий контроль за допуском персонала к! секретным документам;

• для контроля за секретным делопроизводством долж­ны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;

• руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответ­ствующих сотрудников;

• необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерче­ской тайны предприятия.

Желательно введение системы материального и мораль­ного стимулирования сотрудников, имеющих доступ к сек­ретной информации.


Руководитель предприятия должен осуществлять лич­ный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Существует множество способов защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия или ор­ганизации.

Так, подготовку документов, содержащих важные све­дения, следует поручать наиболее проверенным сотрудни­кам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техни­ка была под надежным контролем. Под контролем ответст­венных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или унич­тожения можно использовать меры физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как пра­вило, применяются в сочетании с административными мерами (пропускной режим, режим секретности, служба безопасности и т. д.). Кроме того, применяются техниче­ские системы охраны, которые представляют собой до­вольно сложные электромеханические, радиотехнические, акустические и другие устройства.

2.5. Риски в коммерческой деятельности

Риски являются неотъемлемыми атрибутами коммерче­ской деятельности. К ним относят возможное понесение Ущерба или убытков вследствие осуществления коммерче­ской деятельности..

Не существует коммерческой деятельности, гарантиро-ванной в получении прибыли при отсутствии рисков. Ка-*кдый участник коммерческой деятельности пытается по-


лучить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает всевозможные усилия, чтобы из­бежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Вместе с тем, наличие фактора риска является серьезным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

Риски могут возникать под воздействием различных внешних факторов. Это могут быть факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия следует отнести:

• законодательство, регулирующее коммерческую дея­тельность;

• непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

• налоговая система;

• взаимоотношения с партнерами;

• действия конкурентов;

• коррупция и рэкет.

В качестве факторов косвенного воздействия могут вы­ступать:

• политические условия;

• экономическая обстановка в стране;

• экономическое положение на рынке;

• международные события;

• форс-мажорные обстоятельства.

Именно эти факторы усиливают риск в коммерческой деятельности в первую очередь. Однако есть и в нут- I ренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых явля­ются:

• потеря товара из-за небрежности работников торго­вого предприятия;

• вероятность нечестности служащих, что может на­нести материальный ущерб предприятию;


 

• низкая квалификация коммерческих работников, ре­зультатом деятельности которых может быть риско­ванная коммерческая сделка;

• приостановка деловой активности предприятия и др.

Определить степень риска можно с помощью статисти­ческого или экспертного методов. Статистический метод основан на приемах математической статистики с исполь­зованием показателей финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия (прибыль, инвестиции и др.). При экс­пертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различ­ных величин потерь. При этом, в зависимости от степени риска, выделяют допустимый, критический и катастрофи­ческий риски. Допустимый риск предполагает вероятность потери прибыли, критический — потери прибыли и недо­получение части дохода, катастрофический — возмож­ность банкротства. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы.

Снизить степень вероятного риска можно путем изы­скания надежных партнеров по коммерческой деятельно­сти, образования специального резервного фонда для са­мострахования, а также путем страхования торгового биз­неса.

В практике биржевой торговли получило распростране­ние страхование рисков от неблагоприятных изменений Цен по контрактам и коммерческим операциям, преду­сматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджиро­ванием. Оно совершается путем встречных покупок (про­даж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполага­ется продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответст­вующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации фьючерсного контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в це-


не, которую он потеряет в случае неблагоприятного изме­нения цены на рынке реального товара.

2.6. Организационно-правовые формы

юридических лиц, осуществляющих

коммерческую деятельность

Действующее законодательство определяет юридиче­ское лицо следующим образом: это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь само­стоятельный баланс и смету.

Поскольку юридические лица являются весьма сложны­ми социально-экономическими и организационно-право­выми образованиями, большое значение имеет их класси­фикация по различным признакам.

Так, в зависимости от формы собственности, на кото­рой базируется юридическое лицо, они разделяются на го- ] сударственные, муниципальные и частные. Государствен­ные и муниципальные юридические лица чаще всего функционируют в форме унитарных предприятий, сущ­ность которых будет раскрыта ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.