Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый принцип. Функциональная организация территории




Основные принципы градостроительного проектирования

 

Общей основой для разнообразной градостроительной деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся городов служит единое представление о формирование архитектурно-планировочной структуре современного города. Как общие понятие архитектурно-планировочная структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центрах отдыха, создание системы связи между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией города. Единое понятие "архитектурно-планировочная структура города" раскрывается совокупностью принципов её построения. Важнейшим из принципов градостроительного проектирования является функционально-планировочная организация города, транспортно-планировочная организация и архитектурная композиция города.

 

 

Функциональное зонирование - это разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).

Идея функционального зонирования в градостроительстве возникла в начале века как рационалистическая реакция против хаотического смешения на территории города жилищ, фабрик, заводов, складов, подъездных путей, неупорядоченно построенных во второй половине XIX - начале XX в. К середине века эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция, но обнаружила и свои теневые стороны. Обширные территории, организованные по многофункциональному признаку, утрачивают многие качества, присущие полноценной социальной жизни города, и нуждаются в разумном дополнении элементам общественного назначения. Необходимость взаимного дополнения и обогащения функций в разных частях города делает актуальными поиск интегрированных форм архитектурно-планировочной структуры современного города.

 

Выбор территории для развития существующего и строительства нового города. Составление проекта планировки города начинают с выбора территории строительства. В случае, когда расширяется уже существующий город, выбирают новые территории для развития жилой застройки и размещения других видов городского строительства. Когда создается целиком новый город, выбирают площадку (место строительства) для всего города, или место уже выбрано раньше, в пределах отведенной площадки сравнивают и отбирают подходящие условия места, наиболее пригодные для жизни людей; требования охраны окружающей среды; требования промышленного, жильного, транспортного и других видов строительства к качеству участников; условия взаимного расположения основных зон города исходя из задачи обеспечения благоприятных условий, для производственной деятельности промышленных предприятий и наибольших удобств для жизни населения; место города в системе расселения; условия инженерной подготовки и инженерного оборудования территории; требования экономики строительства.

Территорию для нового города выбирают на основе материалов районной планировки. При этом территория, выбираемая для строительства, должна иметь:

  • достаточные размеры для размещения всех видов строительства с учетом возможностей дальнейшего расширения города и обеспечения населения общей жилой площадью по норме 18 метров квадратных на человека;
  • природные данные, позволяющие строить промышленные, жилые и общественные здания, а также осуществлять озеленение по возможности без дорогостоящих инженерных работ;
  • благоприятные условия для целесообразного взаимного размещения отдельных частей города разного функционального назначения с учетом удобного присоединения соответствующих частей города к сети железных и автомобильных дорог, а также к водным путям сообщения (если город строится близ судоходных рек и водоемов);

Для жилой застройки отводят участки с наиболее благоприятными естественными и санитарными условиями, по возможности вблизи рек, открытых водоемов и массивов зеленых насаждений.

Рис. 27.Варианты (I, II, III) площадок для селитебной зоны нового города.

1 – селитебная территория, 2- промышленная территория, 3 – зона отдыха, 4- железнодорожная магистраль, 5 – автомобильные дороги, 6 – магистрали городского значения.

 

При размещений в городе промышленности, требующей большого количества воды или обслуживаемой водным транспортом, участки береговой полосы разделяются между промышленной и селитебной территорией таким образом, чтобы был сохранен доступ из жилых районов и парков города к воде.При разработке генерального плана города селитебную и промышленную территории вбирают одновременно, причем в сложных случаях разрабатывается несколько вариантов, которые сравниваются по функциональнально-планировочным и композиционным качествам, по строительной и эксплуатационной стоимости инженерной подготовки территории, водоснабжения, энергоснабжения, дорог и транспортных сооружений, связанных со строительством города.

Проект планировки города базируется на градостроительном исследовании территории бедующего строительства. При этом в пределах выбранной для города территории её дифференцированный анализ, включая:

а) природно-климатические исследования с комплексной гигиенической оценкой инсоляции, температурного, влажностного и ветрового режима на различных формах ландшафта и рельефа, у водоёмов и лесных массивов, оценку грунтовых условий, почв и растительности;

б) детальные топографические изыскания инженерно-строительную оценку территории с уточненной характеристикой форм рельефа, гидрогеологического и гидрологического режима, геологического строения и несущей способности грунта, затопляемых и потопляемых участков, берегов водохранилищ и рек, участков эрозии и оврагообразования и т. д.

в) архитектурно-ландшафтное изучение территории, которое необходимо для создания архитектурно-планировочной композиции города и его ведущих архитектурных ансамблей в целях достижения органического сочетания планировки и природных особенностей местности.

При этом устанавливаются границы ландшафтных таксономических единиц, с которых раскрываются перспективы местности или панорамы будущей застройки, анализируются разнообразие элементов ландшафта, сочетание зеленых, водных и открытых пространств, качества и окраска растительного покрова в различные периоды года и сезоны. Исследуется историческая преемственность градостроительного развития данной территории. Подробнее о всех разделах анализа территории (природно-климатическом, инженерно-строительном и архитектурно-ландшафтном).

Тем самым дифференцированное изучение территории становится основной для ее комплексной градостроительной оценки, в результате которой выявляются площадки, приготовленные для освоения и исключаемые из застройки или других видов функционального использования.

Функциональная организация территории города В градостроительном проектировании территория города по своему функциональному назначению и характеру использования должна подразделятся на следующие основные зоны: селитебную, промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, мест отдыха населения, санитарно-защитную, а также - в больших и крупных городах - общественного центра. В городах научного профиля к числу основных зон относится также зона научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, а в курортных городах и поселках - курортная зона. в которой размещаются лечебно-оздоровительные и связанные с ним обслуживающие учреждения, сады, парки, пляжи и т. д. За пределами города организуется пригородная зона, в которой находится места массового отдыха, крупные массивы зеленых насаждений и другие участки различного назначения. Городская территория включает также прочие земли, где размещаются городские подсобные хозяйства, кладбища и т. д. Обособленно от основных зон можно располагать крупные больницы, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские центры, крупные спортивные сооружения. Требования к территориям основных зон приведены в табл. 2.

Однако пространственное распределение основных функциональных процессов по территории города носит достаточно сложный и неоднозначный характер. В некоторых частях города локализуется какая- либо одна преобладающая функция и территория приобретает монофункциональный характер. В других частях совмещается несколько главных функций, и территория становится многофункциональной.

Вопросы функциональной организации территории города можно подразделить на общие, относящиеся к городу в целом, и локальные, относящиеся к структуре каждой зоны.

 

Таблица 2

Требования к использованию территории основных зон города (по Авдотину )

Зона Основное назначение Размещение на территории зоны
допускается не разрешается
Селитебная Жилая застройка всех видов; здания учреждений культурно-бытового обслуживания; сады, парки, бульвары, скверы и другие виды зелёных насаждений. Улицы и площади обслуживающие зону Здания административных и хозяйственных учреждений общественного или градообразующего значения, высшие учебные заведения, научные институты, гаражи легковых автомобилей (при соблюдении санитарных требований) а также, промышленные предприятия безвредные или V класс вредности, работа которых не связанна с шумом, выделением пыли и резкого запаха. Промышленные предприятия I-IV классов вредности, крупные склады. железнодорожные ветки, крупные гаражи и другие сооружения, загрязняющие воздух, почву и водоемы.
Общегородского общественного центра Адменистративно-хозяйственные, общественные и другие учреждения общественного и градообразующего значения; гостиницы, сады, парки, бульвары, скверы; крупные автостоянки. Улицы и площади обслуживающие зону. Жилые здания; учреждения и предприятия местного культурно-бытового обслуживания, стоянки и гаражи легковых автомобилей, крупные спортивных сооружения Промышленные предприятия, склады, ж.-д. пути, коммунальные предприятия, не предназначенные для обслуживания центра города
Промышленная Промышленные и обслуживающие предприятия и сооружения нежилого назначения; ж.-д. ветви и другие транспортные сооружения, выделение которых в самостоятельную зону не представляет возможным по условиям связи промышленными объектами; промышленные автомобильные дороги, предзаводские площадки; культурно-бытовые учреждения; зеленые насаждения (для обслуживания работающих) в местах труда, зеленые зоны санитарного назначения Склады, коммунальные предприятия и транспортные сооружения. не имеющие непосредственного отношения к данной зона Жилые дома, учреждения культурно-бытового обслуживания (кроме бытовых помещений, столовых и некоторых других сооружений, предназначенных для обслуживания трудящихся по месту работы); сады, парки и физкультурные сооружения общественного значения; склады государственных материальных резервов, базисные склады горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ, базисные склады заготовительных организаций; промышленные предприятия, которые могут оказать вредное воздействие на людей, оборудование и продукцию данного промышленного района
Научно-исследовательских институтов и КБ Научно исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро; административные здания, вычислительные центры, опытно-испытательные установки и полигоны; культурно-бытовые учреждения, зеленые насаждения, площади, улицы и дороги, обслуживающие зону ВУЗы, здания хозяйственных учреждений, стоянки гаражи легковых автомобилей. а также промышленные предприятия безвредные или V класса вредности, связанные с выпуском научной аппаратуры и образцов новой техники и входящие в научно-производственные объединения Жилые дома, сады, парки и физкультурные сооружения общественного значения, склады горючих, взрывоопасных веществ, склады заготовительных организаций. питомники, крупные гаражи городского значения
Коммунально-складская Склады с обслуживающими их ж.-д. ветками; трамвайные, автобусные и троллейбусные парки, гаражи; сооружения водопровода, канализации и другие сооружения городского коммунального хозяйства (при соблюдении санитарных разрывов между отдельными видами сооружений и обособленном размещении складов городских, государственных, материальных резервов, базисных складов горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ, базисных складов заготовительных организаций, крупных перевалочных и базисных складов леса) Мелкие промышленные предприятия, не требующие устройство санитарных зон, при соблюдении надлежащих разрывов от продовольственных складов; транспортные сооружения, не обслуживающие данную зону Совместно-склады, головные водопроводные и канализационные сооружения (с нарушением режима водоотводных зон), жилые дома и сооружения культурно-бытового обслуживания
Внешнего транспорта Ж.-д. пути и станции в границах полосы отвода; портовые сооружения; аэродромы; автовокзалы; речные и морские вокзалы Промышленные предприятия и мастерские, обслуживающие транспортное хозяйство; жилые дома для персонала, обслуживающего путевое хозяйство железных дорог и охраняющего транспортные сооружения; зеленые насаждения снегозащитного, санитарно-защитного и культурного назначения; прирельсовые и портовые склады Жилую застройку и учреждения культурно-бытового обслуживания; сады, парки и физкультурные сооружения общественного значения; все виды сооружений, в пределах зоны воздушных подходов к аэродромам, не удовлетворяющие техническим требованиям эксплуатации воздушного транспорта
Санитарно-защитная Зеленые осаждения и открытые пространства (для изоляции жилой и другой застройки от вредного воздействия располагающихся по соседству объектов) Производственные здания меньшего класса санитарной вредности, пожарное депо, помещения охраны, административные и торговые здания, столовые, поликлиники и другие транспортные, коммунальные и складские сооружения при условии соблюде- ния санитарных требований Жилую застройку и учреждения культурно-бытового обслуживания; сады, парки и физкультурные сооружения общественного пользования

Общие задачи включают в себя:

  • рациональное расселение трудящихся, т. е. такое взаимное пространственное расположение промышленных и жилых районов, при котором затраты времени на поездки на работу и объем передвижений были бы относительно минимальны из всех возможных вариантов;
  • удобное для жителей пространственное сочетание селитебных мест и мест массового отдыха;
  • размещение общественного центра города относительно всей его территории и формирование системы общественных центров его функциональных и структурных единиц;
  • создание системы магистральных связей между зонами города, их структурными единицами, обеспечивающей транспортное и пешеходное движение к местам труда, центрам обслуживания и местам отдыха;
  • взаимную согласованность общего структурного построения города и архитектурно-пространственной его композиции на основе раскрытия и использования природных особенностей ландшафта.

Значительная часть современных промышленных предприятий, сгруппированных на основе производственной кооперации и технологической инфраструктуры, нуждается в больших участках городской территории и требует выделения самостоятельных, изолированных от основной застройки, обширных промышленных зон - это позволяет создать наилучшие условия и для самого производства, и для работы и обслуживания занятых в нем трудящихся.

Промышленная зона должна иметь удобную связь с селитебной. Промышленные зоны, где имеются предприятия с большим грузооборотом, располагают по отношению к железным дорогам и портовым сооружениям таким образом, чтобы можно было удобно связать их подъездными ж.-д. путями.

В коммунально-складской зоне выделяют районы для складов и коммунальных предприятий. Отдельные коммунальные предприятия и склады (торгово-распределительные склады, склады снабжения и сбыта и др.) могут быть размещены в селитебной зоне. Коммунально-складская зона должна быть удобно связана с внешним транспортом.

Территория водного и ж.-д. транспорта должна обеспечить удобство сообщения жилых районов с вокзалами и пристанями без излишних пересечений ж.д. путями селитебной территории.

Особые требования к размещению предъявляет и жилая среда, где локализуется быт и повседневный отдых горожан: здесь противопоказано размещение объектов производственного или коммунального назначения, создающих шум, привлекающие мощные потоки грузов и т. д. Однако чисто жилая застройка, организованная по монофункциональному принципу, учитывает многие важные качества, отличающие полноценную социальную жизнь города, и нуждается поэтому в разумном насыщении элементами общественного назначения, местами приложения труда непроизводственного характера (в науке,

 

Рис. 28. Схема функционально-планировочной организации городов различного народнохозяйственного профиля. Планировка города на базе нефтехимического комплекса.

 

управлении, проектировании и т. п.), а также объектами культуры, досуга и отдыха. В целом образует социально насыщенную селитебную зону города.

Главным санитарным требованием является размещение селитебной зоны с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки при соблюдении соответствующих санитарно-защитных зон.

 

Рис. 29.Схема функционально-планировочной организации городов различного народнохозяйственного профиля. А – планировка города на базе металлургического комплекса,

В - планировка города на базе машиностроения

 

Не допускается размещение застройки:

· на участках, расположенных в зонах интенсивного воздействия оползней; селевых потоков и снежных лавин;

· на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами, до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;

· на территориях, рассеченных транспортными магистралями (железными дорогами и автомобильными дорогами I и II категории) на небольшие изолированные участки, неудобные для застройки;

· над месторождениями каменного угля и руды, в зонах обрушения от подземных горных выработок и открытых разработка, а также ближе 100 м от контуров отвалов пустой породы, если не предусмотрены специальные охранные мероприятия (согласованные с органами горного надзора), которые обеспечивают непрерывную эксплуатацию и сохранность зданий и сооружений.

Границы селитебных территорий должны размещается на расстоянии не менее 100 м от контура торфяных и лесных массивов лиственных пород, расположенных за пределами города.

Исходя из интересов охраны окружающей среды не допускается размещение городской застройки:

  • в лесах пригородной зеленой зоны и на территориях лесопаркового пояса (кроме зданий и сооружений, связанных с обслуживанием отдыха населения и эксплуатацией лесных и сельскохозяйственных угодий);
  • на территории археологических, природных и других заповедников, а также охранных зон памятников культуры;
  • в I поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и в I зоне округов санитарной охраны курортов, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.

Рис. 30.Сравнительные показатели схем функционально-планировочной организации города на 180 тыс. жителей с различной производственной базой.

а – на базе металлургического комплекса, б – на базе машиностроительного комплекса, в – на базе машиностроительного комплекса, г - на базе радиоэлектроники.

 

Следует всегда помнить, что особо ценные или уникальные природные ландшафты легче сохранить, если не размещать там застройку - ведь в ходе строительства сделать это значительно дружнее. Поэтому такие территории выделяются как участки сохраняемого ландшафта с особым режимом пользования (национальные парки, заказники, природные резервы и др.).

Комплексную полифункциональную зону города составляет его общественный центр. Общегородской центр сосредотачивает главные функции общественно-политической, административной, культурной жизни и обслуживания горожан. Одной из важнейших задач планировки города является правильное определение структуры и содержания центра, набора различных учреждений, отвечающих многообразным потребностям населения и их развитию на перспективу. Анализ структуры и содержание центра показывает, что все функции центра, как и города в целом, разделяются по трем группам:

· труд (общественно-политическая работа и управление, образование, наука);

· быт (питание, торговля, хозяйственно-бытовое обслуживание, жилые дома);

· отдых (культура, развлечения, спорт).

Каждой из этих групп предназначены различные учреждения, которые разделяются еще и по возрастным группам населения. Анализ содержания центра дает основу для определения структуры, выделения границ центральной зоны, её планировочного формирования.

Особую функциональную зону образует совокупность мест отдыха граждан. Отдых населения относится к наиболее широким по распределению функций городской жизни. Элементы системы отдыха размещаются в городе – в его селитебной и промышленных зонах, а также за границами застройки, где образуются самостоятельные функциональные районы отдыха: кратковременного (в выходные дни) и длительного (во время отпуска). Основная структурная единица в рекреационной зоне – комплекс учреждений и мест массового отдыха, различных по профилю и назначению (пансионатов, пионерских лагерей, садоводческих участков и т. д.). Виды отдыха и их виды в структуре города и пригородной зоны определяются с учетом особенностей отдыха различных возрастных групп населения. В структуру практически всех зон города (центральной, промышленной, селитебной и отдыха) включаются зеленые насаждения. Общими требованиями для зеленых насаждение города являются:

а) равномерность размещения на территории;

б) объединение городских и пригородных зеленых массивов в целую систему;

в) взаимность системы озеленения и обводнения.

В крупных городах, где обычно размещаются промышленные предприятия насколько различных отраслей производства, а также большое число градообразующих объектов непроизводственного характера – НИИ, ВУЗы, административные и социальные учреждения и т. п., функциональная организация территории, как правило, значительно усложняется. Планировочная организация каждой функциональной зоны города обеспечивает самую основу жизненных процессов труда, быта и отдыха населения. Вместе с тем все эти процессы постоянно связанны между собой, и город должен объединять все зоны в единый целостный организм. Поэтам в понятие «планировочная организация города» входят зоны не только для производства, жилищ, обслуживания и отдыха, их рациональная внутренняя организация, но также и объединяющие их структурные системы – расселения и транспорта, общественных центров и озеленения.

Создание этих систем при проектирование генерального плана города обеспечивается:

  • выбором подходящего места для города и оптимальным взаимным сочетанием в плане его основных функциональных зон;
  • формированием единого каркаса сети магистралей и улиц, обеспечивающих пассажирские сообщения, грузооборот и другие виды обмена между всеми зонами города и их структурными элементами;
  • размещение сети общественных центров, организующих воедино различные части города и его ближайшие окрестности;
  • созданием целостной системы озеленения и обводнения города и пригородной зоны;
  • архитектурно-пространственной композицией взаимосвязанных элементов городской структуры;
  • возможностью планомерного развития города в расчетные период и на более далекую перспективу.

 

 

 

Рис. 31.Функционально-планировочная организация крупнейшего города

1 – промышленные районы, 2 –жилые районы, 3 – граница планировочных районов, 4 – территории общественных центров, 5 – системы городских магистралей и дорог, 7 – система зеленых насаждений и открытых пространств, 8 – основные направления связи с городами групповой системы населенных мест.

 

 

Рис. 32.Планировочное районирование новых городов с населением 30 и 100 тыс. жителей.

1 – цент города, 2 – жилые районы, 3 – микрорайоны, 4 – городская застройка, 5- зеленые насаждения, 6 – улицы и дороги.

Рис.33. Планировочное районирование города с населением 350 тыс. жителей

 

Рис. 34. Схема функциональной организации территории г. Томска

 

Рис. 35.Схема функционального зонирования г. Белгорода

Рис. 36.Схема функционального зонирования г. Старый Оскол

 

Рис. 37.Схема функционального зонирования г. Владивосток

 

Рис.38. Схема функционального зонирования Калининграда

Рис. 39. Схема функционального зонирования г. Кострома

Рис. 40. Схема функционального зонирования г. Валуйки Белгородской области

Рис. 41.Схема функционального зонирования Кабула




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.