Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурс в профессиональное поле.




Вопросы для обсуждения

1. Психофизиологические механизмы, обеспечивающие раннее речевое развитие.

2. Периодизация развития эмоциональной и коммуникативно-познавательной активности ребёнка до 2 лет.

3. Становление и динамика форм общения детей со взрослыми, потребности в содержательном общении.

4. Появление новых функций и форм речи в связи с ведущей деятельностью внутри каждого возраста.

5. Роль когнитивного развития в овладении речи и языком.

- Проблемы соотношения факторов наследственности и социальной сферы в развитии речи и языка.

- Принципы периодизации речевого развития детей.

- Проблема взаимодействия процессов общения ребёнка со взрослыми и развития его предметной, игровой и познавательной деятельности.

- Причины несформированности предметно-практических и речевых действий у детей с ОПФР.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Охарактеризуйте психофизиологические механизмы, участвующие в раннем речевом развитии (по А.Р. Лурия).

2. Проследите два пути становления фонемного строя языка (по В.И. Бельтюкову).

3. Как образуется у ребёнка «перцептивная карта» фонем родного языка? Сравните концепцию В.И. Бельтюкова и Т.Н. Ушаковой.

4. В чём заключается механизм обогащения и развития семантических структур языка?

5. Раскройте механизмы развития словаря.

6. Сравните подходы к оценке механизмов речевого онтогенеза А.М. Шахнаровича, М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Н. Винарской, Т.Н. Ушаковой.

7. Каковы ступени осознания языковой действительности ребёнком?

8. Какие когнитивные процессы стоят за способностями замечать, изменять и обобщать структурные вариации языка?

9. В чём сущность теории врождённого знания языка?

10. Кто из учёных считает, что генетические корни языка следует искать в тех формах конкретных действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира?

11. Докажите, что онтогенез языковой способности – сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, поэтапно развивающегося; с другой, – процессов развития предметных (орудийных) действий и познавательной деятельности ребёнка.

12. Приведите примеры семантических «универсалий» ребенка, необходимых ему для овладения языком; проследите их связь с предметным действием.

13. В чём заключается эвристический принцип усвоения языка ребёнком? С чем связаны различия языкового развития детей?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии, гл. 3. – М.: Просвещение, 1987.

2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности, гл. 3. – М.: Наука, 1973.

3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Просвещение, 1978.

4. Речь и общение / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1984.

5. 5. Психолингвистика: Учебник для вузов/Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.:ПЕР СЭ, 2006. – 416с.

6. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.Н. Язык и дети. М.: Просвещение, 1981.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.