Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции семьи




Экзогамия - это правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.

Эндогамия - это правило, согласно которому предполага­ется, что все браки заключаются только в рамках данной со­циальной группы.

Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абс­тракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин "эндогамия". Эндогамия и экзогамия играют важную роль в жизни общества.

- Экономическая функция. На протяжении почти всей ис­тории человечества именно экономическая функция была главной для семьи, поскольку семья без преувеличения являлась ос­новной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи, и в России, и в Китае, и во Франции, определялся прежде всего требованиями производства. Так, например, пол­ноценный надел получал только мужчина, вступивший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми. Утрата семьей функции основной производственной ячейки в индустриальном и постиндустриаль­ном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи - уменьшился количественный состав семьи, увеличилось количество разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как мужчина перестал быть безусловным лидером.

- Функция воспроизводства населения (репродуктивная функция). В традиционной сельскохозяйственной общине, где преобладают относительно простые и неспециализированные приемы труда, дети вовлекаются в трудовой процесс очень ра­но, и большое количество детей является фактором экономи­ческого преуспеяния семей. Мальчики - это будущие "тягло­вые" мужики, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел (тягло). Девочки - это "товар" на брачном рынке, позволяющий поддерживать широкие связи за счет по­роднения с другими семьями. Наконец, и в младенческом возрасте дети - сущест­венная помощь в семье. "Полно, Ванюша, гулял ты немало, по­ра за работу, родной " - так писал Н.А.Некрасов, обращаясь к семилетнему пацану в поэме "Мороз-красный нос".

Наоборот, в обществе с высоким уровнем разделения тру­да и специализации семье более выгодно вырастить меньшее число детей, однако дать им более высокую профессиональную подготовку. Соответственно, и в брак лучше вступать в более позднем возрасте, достигнув в своей профессии определенного уровня и обеспечив своим детям достаточно высокие стартовые позиции.

Таким образом, необходимо различать "традиционный" и "современный" режим естественного воспроизводства населе­ния. Первый характеризуется высокой рождаемостью и высокой детской смертностью (до 30% детей в течение первого года жизни); второй - низкой рождаемостью и низкой детской смер­тностью (1-3%).

Переход от традиционного к современному режиму воспро­изводства называется "демографическим переходом". Как пра­вило, сначала происходит сокращение детской смертности, и только затем - рождаемости. В результате на определенный период складывается очень высокий уровень естественного прироста. Этот период называется "демографическим взрывом"; численность населения в это время может удваиваться каждые 30-50 лет. Западная Европа пережила такой период в XVIII- начале XIX вв., Россия - в конце XIX - начале XX вв. Многие страны Азии, Африки, Латинской Америки находятся на самом пике демографического перехода. Это тормозит их социаль­но-экономическое развитие, порождает проблемы безработицы, голода, низкого уровня жизни.

Как показал исторический опыт, единственный эффектив­ный способ перехода к современному типу воспроизводства на­селения - это формирование новой системы ценностей; что, в свою очередь, возможно только при целенаправленном вложении средств в модернизацию образа жизни.

В России, по сравнению со странами Европы, демографи­ческий переход начался примерно на 100-150 лет позже, но произошел значительно быстрее, что было связано с особен­ностями урбанизации - необычайно высокими темпами прироста доли городского населения в 30-60-е гг. XX века.

- Функция социализации. В аграрном обществе практичес­ки полностью социализация происходит в семье и в общине. Поэтому человек привыкает подчиняться единой системе цен­ностей и норм. Ценности, предлагаемые общиной и семьей, сов­падают.

В современном обществе семья перестает быть не только основной экономической, но и основной воспитательной (соци­ализирующей) ячейкой общества. Нормы, воспитываемые семьей, нередко значительно отличаются от норм и ценностей, которых придерживается окружение ребенка в "большом" обществе. Старшему поколению трудно передать позитивный опыт молоде­жи, поскольку они росли в других условиях. Это обстоятель­ство нередко порождает культурный конфликт в семьях (см. Тему 5).

- Статусная функция (воспроизводство социального стату­са индивида и семьи и социальной структуры общества). Эндо­гамия обеспечивает устойчивость социальных групп и слоев, их воспроизводство из поколения в поколение. Эндогамны (го­могамны) этносы, территориальные общности, социально-ста­тусные слои и группы (сословия, категории по уровню дохода, образования, профессиональные группы), возрастные когорты, гражданства, и т.д. Падение эндогамных барьеров означает исчезновение данной группы с исторической арены. Например, дворянство перестает существовать, когда сословные браки перестают быть правилом. То же самое относится к эт­носу, профессиональным слоям. И наоборот, возникновение брачных предпочтений внутри какой-либо социальной категории как правило означает, что она превращается в социальный слой или группу.

- Релаксационная и защитная функции (эмоциональное удовлетворение). В наше время повышается значимость этих функций в связи с всеобщей дестабилизацией общества.

- Функция регулирования сексуальных отношений. Согласно Фрейду и его последователям, организация сек­суальной жизни - один из ведущих факторов социального раз­вития. В частности, именно подавление сексуальности в жизни европейского общества способствовало развитию творчества как компенсаторной функции. Кроме того, отношения полов являются одним из самых активных источников конкурентных отношений в обществе. Особенно большое значение социальный контроль сексуальных отношений приобретает в современном ми­ре, где ряд смертельно опасных заболеваний передается через половые сношения.

 

Тема 13. Религия как феномен культуры и социальный институт.

13.1. Особенности социологического подхода

Религия – один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институт человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии как раз и является то, что эта наука совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а, значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.