Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный этап урбаниизации




Исторические особенности формирования культуры российских деловых кругов.

В российском обществе XVIII-XIX вв. сложилось два ядра предпринимательской культуры, которые условно можно назвать "московской" и "питерской". Они отличались друг от друга по происхождению, социальному, конфессиональному и этническому составу, по ориентациям на роль государства в экономике.

Среди московских предпринимателей были представлены старообрядцы, выходцы из крестьян, мещан, мелких купцов; многие из них были ориентированы на уменьшение роли государства в экономике и возрастание роли частного предпринимательства. В среде московских предпринимателей были распространены патриотические и даже националистические ориентации.

Предпринимательские круги Санкт-Петербурга в большей степени были связаны с государственным аппаратом, среди них было больше крупных чиновников и дворян, выше процент иностранцев; они чаще зависели от государственного регулирования экономики и полагались на госзаказ. Для питерских предпринимателей были характерны прозападные ориентации.

Парадокс истории состоит в том, что идеологической подоплекой старообрядчества было сопротивление вестернизации русского общества, первопроходцем которой был второй государь династии Романовых, отец Петра, Алексей Михайлович. И в то же время именно выходцы из старообрядческой среды были наиболее предприимчивыми и удачливыми представителями российской буржуазии.

Повышению деловой активности и успешности купцов и промышленников-старообрядцев способствовало их маргинальное социальное положение, высокий потенциал, сочетавшийся с пониженным официальным социальным статусом. Это вызывало стремление компенсировать социальное отчуждение финансовыми успехами.

Таким образом, как это ни парадоксально звучит, наибольший коммерческий успех приходил как раз к тем российским предпринимателям, кто ориентировался не только на законы "совершенного рынка", но и опирался на определенную идеологию, весьма далекую от рыночной, а также на принципы корпоративизма.

Середина XX в. ознаменовалась новым этапом урбанизационных процессов - формированием всемирной сети городов и превращением городского образа жизни в доминирующий на большей части Земли. Это не означает исчезновения культурной специфики в жизни различных обществ, поскольку сами города в них в значительной степени различаются.

17.4.1. Основные черты современного этапа урбанизации:

1. Опережающий рост численности городского населения по сравнению с населением Земли в целом. В 1975 г. менее 40% населения Земли проживало в городах, причем основная часть приходилась на страны первого и второго мира. К началу XXI в. эта доля превысила 50%;, к середине XXI в. она может составить 70%. Подавляющая часть горожан в это время будет представлена жителями нынешних стран "третьего мира".

2. Развитие конурбаций и мегаполисов. Конурбация - агломерация больших и малых городов, объединенных в единую целостную среду. Мегаполис - наиболее крупная конурбация, включающая несколько крупных и сверхкрупных городов, с населением в несколько десятков миллионов человек и занимающая площадь в нескольких десятков тысяч кв.км.

3. Формирование специфического "городского" образа жизни и распространение его за официальные границы городов.

Еще Ф.Теннис отметил, что развитие больших городов в корне изменяет принципы взаимоотношений между людьми. Переводя в термины социальных групп можно сказать, что замена "сельского" образа жизни на "городской" есть переход человека из мира первичных групп в мир вторичных групп. Это не означает, что в больших городах совсем исчезают первичные группы. Однако роль их в жизни человека резко уменьшается, и наоборот, возрастает роль вторичных групп. Эту же идею на материале США развивал представитель Чикагской школы Лео Вирт. Согласно его точке зрения, образ жизни в больших городах отличается от "сельского" (свойственного и малым городам) следующими чертами:

- высокой степенью формализации ролей;

- отчуждением людей друг от друга, увеличением социальной дистанции;

- конкурентными отношениями между людьми.

Однако более поздние исследования (К.Фишер) показали, что именно в больших городах наблюдаются и прямо противоположные тенденции - усиление родственных связей, формирование кругов общения по интересам, культурным ориентациям, этнической принадлежности, политическим и конфессиональным ориентациям, и т.д. В малых городах и селах, где люди практически лишены свободного выбора, формирование таких кругов общения невозможно. Эта же закономерность наблюдается и в российских городах. Например, именно городская интеллигенция стала инициатором возрождения культуры этносов в 80-90-х гг. XX в. в союзных и автономных республиках СССР.

4. Возникновение "глобальных городов".

Вторая половина XX в. ознаменовалась не только количественным ростом городского населения и формированием нового, урбанистического, образа жизни, но и качественным изменением функций ряда городских поселений, связанным с процессами глобализации. Крупнейшие города перестали быть только центром внутригосударственных культурных и экономических связей, их влияние распространилось в планетарном масштабе. К функциям городов как планетарных центров - "глобальных городов" - относятся:

- концентрация офисов ТНК, включая крупнейшие международные банки (город - штаб-квартира);

- концентрация передовых технологических разработок (инновационный центр);

- размещение производства отдельных блоков изделий, в соответствии с международным разделением труда (центр модульного производства);

- сосредоточение мировых информационных потоков (информационные агентства, деловая информация);

- концентрация миграционных связей - через крупнейшие города идет массовая международная миграция (в том числе и нелегальная).

К глобальным городам относятся Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж, Гонк-Конг, и другие мегаполисы. Тенденции превращения в глобальный город испытывает и Москва.

Приобретение городом статуса глобального влияет на его положение внутри государства - город становится во многом автономным по отношению к внутренним экономическим и культурным связям и приобретает значительную экономическую и политическую самостоятельность.

Кроме того, меняется его социальная структура. Значительный удельный вес в ней составляют служащие, связанные с деятельностью международных компаний и организаций, обладающие высоким доходом, зачастую значительно превышающим средний доход остальных жителей города. Это может вызывать социальные напряжения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.