Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты протестантского (кальвинистского) мировоззрения




Вебер выделяет следующие черты этого мировоззрения:

Во-первых, Бог создал мир, но причины и мотивы его действий недоступны пониманию человека.

Во-вторых, Бог, в силу своего всемогущества и всеведенья, заранее предопределил каждого человека на вечные муки или на спасение, и люди бессильны что-либо изменить в божественных решениях своими делами или молитвами.

В-третьих, Бог создал мир во славу себе.

В-четвертых, человек, которого Бог предопределил к спасению, должен трудиться на преумножение Божьей славы, и стремиться к успеху.

Согласно Веберу, все эти элементы существуют и в других религиях, но лишь в протестантизме они соединились вместе, и последствия этого соединения были весьма значительны.

19.5.5. Духовные последствия распространения кальвинистского мировоззрения и его роль в возникновении западного капитализма:

- такое мировоззрение исключает мистицизм, возможность непосредственного общения с Богом;

- исчезает ритуальность; настоящий пуританин даже возле гроба близких отказывается от основанных на суеверии церемоний;

- снятие магического элемента создает благоприятные условия для формирования рациональной культуры, в рамках которой завершается «расколдовывание мира», и, соответственно, начинают развиваться науки (см. Тему 14);

- разделяющий такое мировоззрение человек, оказывается в итоге в страшном психическом состоянии: он одинок перед неслышащим его Богом, он не может ничего изменить в своей посмертной судьбе, и он угнетен лишь одной мыслью: избран ли я?

- вполне естественно, что в окружающем мире и в собственной душе этот человек стремится найти признаки своей избранности. Сам Кальвин считал это невозможным, но в массовом сознании его последователей сформировалось иное представление: признаком избранности человека является,во-первых, его уверенность в этом, во - вторых - самозабвенный труд во имя Бога, в-третьих - жизненный успех, в-четвертых, аскетический, соответствующий идеалу праведника, образ жизни.

Вебер приходит к выводу, что именно кальвинистское мировоззрение создает духовные предпосылки для формирования двух основных факторов капитализма: а) рационального отношения к миру, б) особого отношения к труду, когда целью усилий капиталиста является извлечение прибыли, идущей не на потребление, а на создание в будущем еще большей прибыли.

19.5.6. Взаимосвязь характера экономических отношений и общемировоззренческих принципов в других культурах.

Вебер не ограничился изучением влияния протестантского мировоззрения на возникновение западного капитализма, и рассмотрел проблему взаимосвязи религиозных представлений и экономических отношений в других культурах. Данной проблеме посвящен цикл его работ, объединенных в сборник «Собрание сочинений по социологии религии».

Что касается китайского мироощущения, то его основу составляет представление о Космосе как о строго организованной системе, где все взаимосвязано, подчинено незыблемым законам и имеет свою меру. Это тоже рациональный взгляд на мир, однако, в этой культуре отсутствует необходимое для капитализма отношение к труду. Напротив, рационализация здесь приводит к тому, человек трудится ровно столько, сколько ему необходимо для удовлетворения привычных, традиционных потребностей. Никто и ничто не должно переступать свою меру, поэтому, в случае увеличения производительности труда, человек будет не больше производить, а меньше работать. Таким образом, Вебер лишний раз доказывает, что для возникновения капитализма западного типа необходимо было появления не одной причины (например, рационального мировоззрения), а их совокупности.

Основу индийской религии составляет учение о переселении душ, что находится в органической взаимосвязи с кастовой системой. Согласно господствующему в этой культуре мировоззрению человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, получает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обществе, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет возможности перейти в другую, западный капитализм возникнуть в принципе не может.

19.5.7. Вебер явился также одним из родоначальников понимающей социологии (см. Тема 20).

Тема 20. Особенности современного социологического знания. Основные функции современной социологии: описание, объяснение социальных процессов, их предвидение и формирование. Структура современного социологического знания. Макросоциология и микросоциология, теоретическая и эмпирическая социология. Экономическая социология как раздел современной социологии. Соотношение экономической теории и экономической социологии.

20.1. Через историю социологии XX в. проходят несколько дискуссионных вопросов, которые проявлялись в противостоянии различных школ и направлений и в конечном итоге отразили реальные жизненные проблемы современного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.