Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность фирмы, страны, показатели и методы оценки




Конкурентоспособность товара - комплексная характеристика его возможности и вероятности быть проданным на конкурентном рынке в определенные сроки, при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность товара, показатели и методы оценки

Характеристика типов конкуренции

Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм, нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько фирм, производящих товары и услуги Один продукт и одна фирма
Контроль над ценами Отсутствует. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние “ценового лидера” Практически полный контроль
Товарная дифференциация   Отсутствует. Продукты не различимы по свойствам и качеству Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для отдельных продуктов (авто), мала для стандартизированных (сахар) Отсутствует.
Легкость входа Относительно легкий вход-выход Относительно легкий вход-выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Практически невозможен

 

Виды конкуренции:

1. Функциональная (одну и ту же потребность можно удовлетворить по - разному);

2. Предметная (возникает между аналогичными товарами, но выпускаемыми разными фирмами. Предпочтения потребителей отдаются уже зарекомендовавшей себя на рынке фирме);

3. Видовая (возникает в случае распространения на рынке аналогичных, но не одинаково оформленных товаров).

Выделяют четыре роли участников в конкурентной борьбе:

1. Лидер - ему принадлежит от 40 % и больше рынка. Стратегия лидера - различные виды обороны (оборона позиций, фланговая, упреждающая, мобильная, снимающаяся, контрнаступление) и попытки защитить себя от роста конкуренции.

2. Претендент на лидерство - держит 30 %-ю долю рынка, практически по всем показателям немного уступают лидеру. Их основные стратегии - фронтальная атака (комплексное наступление сразу по всем направлениям), фланговая, окружения, обход, атака гориллы (короткие выпады против конкурентов с целью деморализации противника).

3. Последователи или ведомые - Занимают около 20 % рынка, должен принимать условия лидеров, если желает оставаться на рынке.

4. Окопавшиеся в рыночных нишах - новички, которые только осваивают рынок, занимают небольшой, но перспективный сегмент. Их основная стратегия - удержать долю, укрепиться и начинать понемногу атаковать рынок.

 

Следует различать категории “качество” и “конкурентоспособность товара”.

- Качество - совокупность тех свойств изделий, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым потребность.

- Конкурентоспособность - рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - степень конкурентоспособности. Конкурентоспособность носит более динамичный характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широком диапазоне, реагируя на изменение конъюнктуры, действия предприятий-конкурентов, ценовые показатели.

Показатели конкурентоспособности товара:

· Показатели внешнего формирования - единовременные (конъюнктура, конкуренты, мода, цена), долговременные (экономические тенденции, тенденции рынка, научно-технический прогресс, структура потребления)

· Показатели качества - стандартизируемые (ГОСТ) и регламентируемые(технические регламенты и постановления ). Эстетические (внешний вид, материал, соответствие моде, фасон ), технические (вес, масса, количество программ, номинальное напряжение, частота)

· Экономические показатели - единовременные(затраты на приобретение, транспортировка, налоги, монтаж, сервис), текущие (затраты по ремонту, амортизации, утилизации, обслуживанию, на запчасти и топливо)

Методы оценки конкурентоспособности товара:

1. Посредством расчета коэффициента удельного полезного эффекта:

где, Э - полезный эффект от реализации,

З - затраты на создание и использование товара

Его частным случаем является коэффициент привлекательности (К привлек.)

2. Посредством расчета интегрального показателя качества. Этот метод самый известный и применяемый, его суть заключается в нахождении коэффициента конкурентоспособности К

где, числитель - интегральный показатель по техническим характеристикам нашего изделия, а знаменатель - аналогический показатель конкурента.

Iтп = SAi´¶i, гдеединичный параметрический показатель, удельный вес показателя.

, где, числитель – величина параметра реального изделия, а знаменатель - величина параметра эталона, изделия, удовлетворяющего потребность на 100 %. Показатель А не может быть больше единицы.

Товар считается конкурентоспособным, если показатель К больше 1 или 100 %

Более сложен расчет показателя конкурентоспособности, когда учитываются все потребительские параметры товара.

 

Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность предприятия – способность производства как сложной, открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать конкурентную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль. В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия на базе теории эффективной конкуренции предлагается метод анализа четырех показателей или параметров конкуренции:

1. Эффективность производственной деятельности предприятия:

· Издержки производства на единицу продукции в рублях;

· Фондоотдача, руб.;

· Рентабельность, %;

· Производительность труда, руб. на человека.

2. Финансовое положение предприятия:

· Коэффициент автономии;

· Платежеспособность;

· Коэффициент абсолютной ликвидности;

· Оборачиваемость оборотных средств.

3. Эффективность организации сбыта:

· Рентабельность продаж;

· Коэффициент затоваренности потребительской продукции;

· Коэффициент загрузки производственных мощностей;

· Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

Понятие конкурентоспособности распространяется не только на товар или фирму, но и государство в целом. Под конкурентоспособностью страны понимают реальную и потенциальную способность компаний страны, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары в тех условиях, в которых по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Конкурентоспособность страны определяется по 10 параметрам, каждый из которых в свою очередь оценивается по нескольким критериям:

1. Динамизм экономики страны:

- темпы экономического развития страны;

- положение национальной валюты;

- уровень промышленного производства;

- объемы производства важнейших товаров в расчете на душу населения.

2. Эффективность промышленного производства. Определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные со стимулированием, текучестью кадров и т. д.

3. Динамизм рынка страны:

- объем потребительских расходов на душу населения;

- послепродажное обслуживание;

- уровень качества, дизайн выпускаемой продукции.

4. Финансовая система страны:

- ее состояние;

- деятельность коммерческих банков;

- активность на рынке ценных бумаг.

5. Людские ресурсы - определяются исходя из численности, темпа роста населения, рабочей силы, уровня безработицы, квалификации специалистов.

6. Внутренняя политика государства:

- уровень налогообложения;

- доля государственного сектора в экономике;

- действенность экономической политики государства.

7. Ресурсы и инфраструктура.

8. Готовность государства стимулировать торговую деятельность.

9. Политика страны в отношении нововведений:

- положение в НИОКР;

- готовность правительства и руководства фирм к реализации новых идей, освоению новых изделий, производственных процессов.

10. Социально-политическая обстановка в стране – характеризует насколько политика государства и стратегия промышленных компаний отражают мнения и настроения общества.

5.7. Планирование в маркетинге: понятие, виды, принципы и этапы стратегического планирования

Планирование – процесс определения целей, стратегий, мероприятий по их достижению за определенный период времени, исходя из предположения о будущих вероятных условиях выполнения плана.

Планирование состоит из стратегического планирования и планирования маркетинга.

= Стратегическое планирование - управленческий процесс, обеспечивающий соответствие между целями, задачами и потенциальными возможностями фирмы. Стратегический (долгосрочный) план – описывает главные факторы и силы, который на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию. Содержит долгосрочные цели и главные направления действий с указанием необходимых ресурсов.

= Планирование маркетинга – описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий год.

В состав плана маркетинга входят:

- программа маркетинга – детальная программа. в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда будет делать, сколько будет стоить и какие действия должны быть скоординированы;

- бюджет – отражает проектируемые величины доходов, затрат, прибыли;

- контрольные мероприятия.

Типы плана маркетинга:

- отдельный, для каждого продукта фирмы;

- единый, охватывает все главные продукты фирмы;

- смешанный, содержит как элементы маркетинга, так и других направлений производственно-хозяйственной деятельности.

Планирование в маркетинге должно придерживаться следующих принципов:

- уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия;

- гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия;

- системный подход;

- динамичный, непрерывный характер планирования;

- наличие концепции планирования, понятной всем сотрудникам, принимающим участие;

При планировании маркетинга используются три подхода:

- планирование “сверху - вниз”, когда руководство устанавливает планы для всей организации;

- планирование “снизу - вверх”, когда подразделения разрабатывают цели и планы и направляют их руководству;

- планирование “цели вниз - планы вверх”, когда руководство разрабатывает цели, на основе которых сотрудники готовят планы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.