КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, функции, виды цен в маркетинге
Лекция 6. Ценовая политика
Цена является важнейшим элементом комплекса маркетинга, как и ценообразование, является неотъемлемой и важной частью маркетинговой деятельности. Цены, устанавливаемые на продукты или услуги, должны быть такими, чтобы обеспечить поступление достаточных доходов, покрывающих издержки производства и приносящих прибыль. Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Классически выделяют пять функций цены: 1. Учетная функция: будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей: -количественных: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий, отраслей и др.; - качественных: рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д. В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений. 2. Стимулирующая функция: сущность данной функции выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Производителя цена стимулирует через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно воздействовать на: НТП, экономию затрат ресурсов, повышение качества продукции. Стимулирование потребления осуществляется путем установления различного рода скидок к основной цене.
3. Распределительная функция: сущность данной функции состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами экономики, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения. 4. Функция сбалансирования спроса и предложения: цена, как рыночная категория, является инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций между предложением и спросом равновесие достигается с помощью цены либо путем ее роста, либо снижения. 5. Функция рационального размещения производства: сущность данной функции проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов как из одного сектора экономики в другой, так и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая. Система цен – это состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих блоков совокупность действующих в экономике цен, находящаяся в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих единую систему, обусловлена, прежде всего, тем, что: - Все цены формируются на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса; - Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков. В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и подвидам. 1) В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики выделяют: - Оптовые цены; - Цены на строительную продукцию; - Закупочные цены;
- Тарифы грузового и пассажирского транспорта; - Розничные цены; - Тарифы на платные услуги, оказываемые населению; - Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот; - Надбавки, скидки, наценки в сфере обслуживания. 2) В зависимости от территории действия различают: - Цены, единые по стране, или поясные; - Цены региональные (зональные, местные). 3) В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов различают: - Цена ФОБ в месте производства продукции (Франко – станция отправления); - Цена CIF предполагает включение в нее суммы транспортных расходов (Франко – станция назначения); - Зональные цены (единые цены для коллективов, расположенных в границах одной зоны); - Цены базисного пункта (в качестве базисных выбираются несколько городов, и фактические цены продажи рассчитываются на их основе). 4) В зависимости от степени регулирования цен различают: - Свободные цены; - Регулируемые цены (испытывающие определенное воздействие на: уровень, торговая надбавка); - Фиксируемые цены (прямо устанавливаемые государством). 5) В зависимости от степени новизны товара выделяют: - Цены на новые товары: - Цена “снятия сливок”; - Цена проникновения (внедрения) на рынок; - Цена следования за лидером на рынке; - «Психологическая” цена; - Цена с возмещением издержек производства; - Престижная цена. Выбор того или иного метода установления цены зависит от множества факторов, основными из которых являются: - скорость внедрения на рынок нового товара; - доля рынка сбыта фирмы; -характеристики товара (степень новизны, уровень патентной защиты, заимозаменяемость и т.д); Методы установления цен: = Цены на разрабатываемые товары: - лимитные (предельно допустимые) устанавливаются на стадии проектирование новых изделий; - ориентировочные (на стадии разработки товара); - согласованные (утвердительная цена на новые товары); = Цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время; - скользящая цена – находится в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и снижается по мере насыщения рынка; - долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса; = Цены потребительского сегмента:
- гибкая цена – быстро реагирует на изменения спроса и предложения (цветы к 8 марту); - преимущественная цена – может быть использована фирмой занимающие преимущественной положение на рынке и имеющей возможность значительного снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска; = Цены на изделия снятые с производства – это не снижение цены, а ориентация на четко очерченный круг потребителей, нуждающихся в них. Чаще, эти цены даже выше, чем аналоги; = Цены на дополняющие товары - договорная цена – покупателям предлагаются скидки по сравнению с обычной ценой (при покупке двух видео кассет - третья бесплатно) = Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (контрактные цены): - твердая фиксированная цена – устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения; - твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки – в контракте оговаривается условия её корректировки (если цены в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5 %); - цены с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, источники ценовой информации и дату, на которую цены фиксируются (в торговле цветными металлами цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара); - скользящая цена – рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящих из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть отражает соотношение долей основных издержек на производство товара. При этом принципиален учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных товаров, имеющих значительный цикл изготовления (сложное оборудование, строительный подряд) - смешанная цена – такая, в которой одна часть является твердой фиксированной, другая скользящей ценой. = Цены, используемые в учете и статистике: - индексы цен; - текущие цены; - средние цены; - сопоставимые цены; - неизменные цены.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |