Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замкнутость и ее коррекция




Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга об­щения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с ок­ружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

 

Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального обще­ния (например, длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, роди­тели не проявляют любви к нему, и пр.), индивидуальные патоло­гические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т. п.).

Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможнос­тью установления и поддержания контакта, не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиноче­стве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от пере­напряжения.

Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются:»!! чем он недо­волен, мы ему создали все условия». В таком случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на «заслуженную благо­дарность» лишь ухудшают состояние ребенка, а их вопросы к нему, подобно таким:» Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?» не только не позволяют установить с ним кон­такт, но будут расцениваться ребенком как вторжение в его мир, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от стес­нительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Ее коррекция, следовательно, зак­лючается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека и пр. Для замкнутости подобные действия — заключительный этап коррекционной работы. Иногда повышение социальной компетентнос­ти проводится параллельно другим видам коррекции (на завершающих стадиях), но оно никогда не должно опережать основные, необходимые при наличии замкнутости, коррекционные действия.

В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выра­жающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью (Психология..., 1990), замкнутость не является патологическим яв­лением и может быть устранена психологом, а не психиатром. Зам­кнутость оставляет некоторую возможность «разбиения скорлупы», в которую попал ребенок. Коррекция здесь может занять большее количество времени, чем при устранении других нарушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.