Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 11 4 страница




15. Капля — песчинка.

16. Орфография — пунктуация.

17. Эфиопия — Алжир.

18. Гриб — лишайник.

19. Католицизм — православие.

20. Союз — предлог.

21. «Мороз Красный нос» — «Узник».

XI. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1) «вид — род» и «род — вид», например, «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например, «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например, «горе — слезы»;

4) «последовательность», например, «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например, «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например, «окунь — река»;

7) «противоположность», например, «свет — тьма».

В следующих заданиях от вас требуется назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

1. Рабы — класс.

2. Осень — зима.

3. Ромб — сторона.

4. Рабы — рабовладельческий строй.

5. Тополь — ясень.

6. Газ — жидкость.

7. Сахара — пустыня.

8. Тополь — пирамидальный тополь.

9. Жидкость — вещество.

10. Рабы — рабовладельцы.

11. Карта — глобус.

12. Буква — гласная буква.

13. Носорог — саванны.

14. Тополь — лес.

15. Вода — холодная вода.

16. Рабы — крепостные крестьяне.

17. Шероховатость — трение.

18. Фигура — плоскостная фигура.

19. Союз — предлог.

20. Засуха — неурожай.

21. Рабы — Спартак.

22. Острый угол — тупой угол.

23. Север — юг.

24. Тополь — дерево.

25. Притяжение — отталкивание.

26. Повесть — глава.

27. Плодородная почва — высокий урожай.

28. Числительное — часть речи.

29. Жизнь — смерть.

30. Круг — окружность.

XII. Теперь от вас требуется поставить каждое из предлагаемых понятий в разные всевозможные отношения с другими понятиями (которые вы должны выбрать сами).

Например: дано понятие «соловей». Оно может находиться в отношении «вид — род» (соловей — певчая птица); в отношении «вид — вид» (соловей — стриж); в функциональном отношении (соловей — сад) и т. д.

1. Картина

2. Ландыш

3. Термометр

4. Буква

5. Дождь

6. Повесть

7. Море

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Обобщение и ограничение понятий (правильные ответы обозна­чаются здесь теми буквами, которыми указаны в заданиях родовые и видовые понятия^:

Родовые понятия       Видовые понятия  
1.   а)               в)   '  
2.   6)               а)      
3.   а)               в)      
4.   г)               в)      
5.   б)               в)      
6.   а)               в)      
7.   в)               б)      
8.   в)               а)      
9.   а)               г)      
10.   а)               г)      
11.   г)               а)      
12.   б)               г)      
13.   г)               в)      
14.   б)               в)      
15.   б)               а)      
16.   г)       в)    
17.   6)       г)    
18.   в)       а)    
19.   г)       в)    
20.   г)       а)    
21.   6)       В)    
                     

 

II. Нахождение родовых и видовых понятий:

Родовые понятия       Видовые понятия  
1.   Наука       История средних веков, история СССР, история США и др.  
2.   Водоем       Байкал, маленькое озеро и др.  
3.   Часть речи       Отрицательные наречия, «много» и др.  
4.   Число       Отрицательная десятичная дробь, простая дробь.  
5.   Проза       «Повесть о настоящем человеке» и др.  
6.   Религия       Православие, католицизм и др.  
7.   Растение       Малина, вишня и др.  
8.   Техническое устройство       Гидравлический насос и др.  
9.   Наука       Физическая география, экономи­ческая география и др.  
10.   Наука о языке       Грамматика русского языка и др.  
11.   Птица       Канарейка, соловей и др.  
12.   Геометрическая фигура       Спичечный коробок, куб и др.  
13.   Владелец       Феодал, церковь и др.  
14.   Искусственное водное сооружение       Большая плотина и др.  
15.   Состояние материи       Равномерное движение, равноус­коренное движение и др.  
16.   Часть литературного произведения       Глава повести, глава романа и др.  
17.   Часть лица       Большой нос, курносый нос и др.  
18.   Физический процесс       Тепловое, световое, ядерное и др.  
19.   Существительное       «Мечта», «земля», «рука» и др.  
20.   Атмосферные явления       Дождь, град и др.  
21.   Плоскостная фигура       Треугольник и др.  
22.   Писатель       Толстой, Горький и др.  

 

III. Обобщение понятий до предела;

1. Многоугольник — плоская геометрическая фигура — фигура.

2. Зависимые крестьяне — угнетенный класс — класс.

3. Дождь—осадки — атмосферные явления.

4. Союз—служебная часть речи — часть речи.

5. Малина — ягода — плоя.

6. Рассказ — проза — литературное произведение.

7. Ускорение — состояние тела г- состояние.

8. Деление — действие с числами — действие.

9. Остров — часть суши, окруженная водой.

10. Древнегреческий бог — бог — вымышленное существо.

11. Гласная буква — буква — знак азбуки.

12. Железо — металл — вещество — материя.

13. Пшеница — злак (зерновая культура) — растение.

14. Озеро — естественный водоем — водоем.

15. Рыцарские доспехи — доспехи — снаряжение.

16. Десятичная дробь — дробь — число.

17. Стихотворение — поэтическое произведение — литературное произведение.

18. Хвойное дерево — дерево — растение.

19. Герой былины — герой устного народного творчества — литера­турный герой.

20. Существительное мужского рода — существительное — часть речи.

IV. Расположение понятий от более частных к более общим:

1. Парфенон, древнегреческий храм, храм, ритуальное сооружение, строение.

2. Яблоня, плодовое дерево, цветковое растение, растение.

3. Неправильная дробь, дробь.

4. Чернозем Украины, чернозем, почва, природное образование.

5. Буква «Д», согласная буква, буква, знак азбуки.

6. Жидкий кислород, кислород, газ, состояние вещества.

7. Фидий, древнегреческий скульптор, скульптор, создатель произведений искусства, человек.

8. Сказка «Колобок», сказка, устное народное творчество, жанр.

9. Черный лебедь, лебедь, водоплавающая птица, птица, позвоночные.

10. Землетрясение в Японии, землетрясение, стихийное бедствие, природное явление.

11. Квадрат, прямоугольник, многоугольник, плоскостная фигура, фигура.

12. Глагол «приказать», глагол, часть речи, грамматические разряды слов.

13. Рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия, демократия, вид государственного управления.

14. Стихотворение «Два великана», стихотворение М. Ю-Лермонтова, поэтическое произведение, литературное произведение.

15. Индейцы, коренное население Америки, население Америки, население.

16. Гадюка, ядовитая змея, змея, пресмыкающееся, позвоночные.

V. Расположение понятий в виде системы:

VI. Обобщение понятий:  
1. Правильно.  
2. Неверно.  
3. Правильно.  
4. Неверно.  
5. Правильно.  
6. Неверно  
7. Правильно.  
8. Неверно.  
9. Правильно.  
10. Правильно.  
11. Неверно.  
12. Правильно.  
13. Неверно.  
14. Правильно.  
15. Неверно.  
16. Правильно.  
17. Неверно.  
18. Правильно.  
19. Правильно.  
20. Правильно  
21. -Правильно.  
22. Неверно.  
23. Неверно.  
24. Правильно.  
25. Правильно.  
VII. Ограничение понятий.  
1. Правильно.  
2. Правильно.  
3. Правильно.  
4. Правильно.  
5. Правильно.  
6. Неверно.  
7. Правильно.  
8. Правильно.  
9. Правильно.  
10. Неверно.  
11. Правильно.  
12. Правильно.  
13. Правильно.  
14. Правильно.  
15. Правильно.  
16. Правильно.  
17. Правильно.  
18. Неверно.  
19. Правильно.  
20. Неверно.  
21. Неверно.  
22. Неверно.  
23. Неверно.  
24. Правильно.  

 

VIII. Выделение существенных и несущественных признаков понятий:

Существенные признаки   Несущественные признаки  
1.   6)   г)           а)   в)   Д)   е)      
2.   6)   в)           а)   г)   Д)   е)      
3.   а)   б)           в)   г)              
4.   а)   б)   в)       г)                  
5.   б)               а)   г)   д)          
6.   а)   в)           б)   г)              
7.   б)               а)   в)   г)          
8.   а)   в)           б)   г)   Д)          
9.   а)   г)           б)   в)   Д)          
10.   б)   г)           а)   в)              
11.   а)   б)           в)   г)              
12.   а)               б)   в)   г)          
13.   б)   г)           а)   в)   Д)          
14.   а)   б)   в)       г)   д)              
15.   а)   в)           б)   г)              
16.   а)   б)           в)   г)              

 

IX. Самостоятельное определение понятий с указанием родового и видового признаков:

1. Произведение изобразительного искусства, картина, изображающая бога.

2. Оптический прибор для увеличения мелких частей.

462 463

3. Создатель поэтических произведений.

4. Большая часть суши, окруженная водой.

5. Математическое изображение числа.

6. Растение, не боящееся холода.

7. Угнетенный человек; человек, лишенный личной свободы.

8. Часть речи.

9. Горы, разделяющие Европу и Азию.

10. Органическое вещество.

11. Рыцарские доспехи, воинское снаряжение.

12. Устное народное творчество.

13. Многоугольник с равными сторонами и равными углами; ромб, имеющий равные углы.

14. Город на Волге.

X. Нахождение общих признаков понятий:

1. Крупные землевладельцы.

2. Части растения.

3. Агрегатное состояние воды.

4. Естественные водоемы.

5. Части речи.

6. Русские поэты.

7. Приборы, измеряющие давление.

8. Виды земной поверхности.

9. Дающие деньги под процент.

10. Растительные сообщества.

11. Координаты.

12. Физики.

13. Литературное произведение.

14. Защитное воинское снаряжение.

15. Мельчайшие частицы природы.

16. Части слова.

17. Африканские государства.

18. Низшие растения.

19. Христианство, христианская религия.

20. Служебные части речи.

21. Поэтические произведения русских поэтов.

XI. Отношения между понятиями:

1. Вид — род.

2. Последовательность.

3. Целое — часть.

4. Функциональное отношение.

5. Вид—вид.

6. Вид—вид.

7. Вид—род.

8. Род—вид.

9. Вид—вид.

10. Противоположность.

11. Вид—вид.

12. Род — вид.

13. Функциональное отношение.

14. Часть — целое.

15. Род — вид.

16. Вид — вид.

17. Причина — следствие.

18. Род—вид.

19. Вид — вид.

20. Причина — следствие.

21. Род—вид.

22. Вид — вид.

23. Противоположность.

24. Вид — род.

25. Противоположность.

26. Целое — часть.

27. Причина — следствие.

28. Вид — род.

29. Противоположность.

30. Функциональное отношение.

XII. Нахождение разных отношений между понятиями:

1. Произведение искусства (вид — род); пейзаж (род — вид); скуль­птура (вид — вид); художник (функциональное отношение).

2. Цветок (вид — род); лесной (род — вид); василек (вид — вид);

весна (функциональное отношение).

3. Прибор (вид — род); ртутный термометр (род — вид); темпера­тура (функциональное отношение); шкала (целое — часть).

4. Знак азбуки (вид — род); буква "я» (род — вид); цифра (вид — вид).

5. Осадки (вид — род); летний дождь (род — вид); снег (вид — вид); капля (часть — целое); грибы (функциональное отношение);

лужа (причина — следствие).

6. Литературное произведение (вид — род); глава (целое — часть);

писатель (функциональное отношение); поэма (вид — вид);

«Повесть о настоящем человеке» (род — вид).

7. Водоем (вид — род); Черное море (род — вид); океан (вид — вид); пароход (функциональное отношение).

Глава 5 ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Упражнение 1. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и ник­то ни разу ему не скажет: «Бывает!»

Упражнение 2. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ»

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситу­ации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

— «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле».

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то...»

— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

Упражнение 3. «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потре­буется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что каран­дашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!» По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оста­вляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отры­ваясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий «помогает» карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фи­гуры на воображаемом листе, который каждый должен себе пред­ставлять. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (напри­мер, квадрат). Команды подаются по кругу.

Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести

ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за команда­ми и, когда до него дойдет очередь, действовал, сообразно обста­новке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой: «Стоп!» По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

Упражнение 4. «ТЕРМОМЕТР»

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает гла­за и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени парт­нер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

Упражнение 5. «АНТИВРЕМЯ»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рас­сказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Упражнение 6. «ЧУДЕСА ТЕХНИКИ»

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа нахо­дится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстри­руются замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «нахо­дит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в дру­гую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществую­щую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто что делает.

Упражнение 7. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ» Участники удобно располагаются в креслах. Один их них полу­чает указание от ведущего или от своего соседа превратиться в опре­деленную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться

в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологичес­кий комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими, и участники переходят от поверхностных, чисто внеш­них описаний к выражению настроений, чувств и т. д.

Упражнение 8. «ГРУППОВАЯ КАРТИНА»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисован­ную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист пере­дается следующему участнику, и он продолжает создание вообра­жаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаи­морасположение деталей. Окончание работы объявляется участни­ком, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

Упражнение 9. ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковоеих число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относится сразу к двум стенам.)

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам — и так до бесконечности. Известно, что через пять часов банка будет полна. Спрашивается: через какое вре­мя после начала деления микробы займут половину банки? (Через 4 часа 59 минут.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.