Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка первичного восприятия художественного произведения




План

ЛЕКЦИЯ

.

Этапы работы над художественным произведением.

Активизация словаря младших школьников.

Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка и чтения.

Место проведения словарной работы при чтении художественного произведения.

Значение словарной работы на уроках чтения и принципы её проведения.

План лекции

Методика преподавания русского языка в национальной школе / под ред. Шахировой Л.З./ - Л: Просвещение, 1990.

Изучить и усвоить этапы работы над художественным произведением.

Тема. Методика проведения словарной работы на уроках чтения. Приёмы

объяснения слов. Этапы работы над художественным произведением.

Цель:

повторить тему «Словарная работа в 1 и 2 классах»;

познакомить студентов с особенностями и принципами проведения

словарной работы на уроках чтения;

усвоить приёмы раскрытия значений слов;

Литература

1. М.Р. Львов и др. Методика обучения русскому языку в начальных
классах.-М., 1997, с. 112-118

3. Приёмы раскрытия значений слов (самостоятельная работа).

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного и сознательного восприятия текста. В процессе чтения дети встречаются не только с новыми для них словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного (в долгу не останутся) или книжного (преобразуют погоду, воздаётся честь) употребления. Особенно влияет на развитие мышления учащихся усвоение понятий отвлечённого характера с этическим или социальным содержанием (борьба, долг, совесть, общественное богатство и т.п.). Воспитание чуткости к слову, умения почувствовать точность и красоту образных выражений, употреблённых автором, объяснение этих выражений в связи со всем содержанием - всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя.

Не менее важна и другая сторона словарной работы - обогащение активного словаря школьника. С этой целью учитель не ограничивается объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но, выделив слова, которые нужно ввести в речь учащихся, создаёт условия и потребность их употребления детьми на всех этапах урока и даже вне урока.

Учителю необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей. При встрече во время чтения с новым словом нужно стремиться выявить имеющиеся у детей представления, связанные с этим словом. Если же их нет или они недостаточны, учитель показывает предмет, его изображение, даёт достаточно яркое его описание. Постоянное и разнообразное сочетание слова и образа в сознании учащихся психологи считают главным требование в методике словарной работы и предупреждают против преждевременного перехода к образованию работы без достаточного запаса конкретных представлений в сознании ребёнка.

 

Разъяснение учителя о признаках явления, о содержании события, названного словом, примерный факт из жизни или прочитанной книги, обращение к личному опыту учащихся — все эти приёмы направлены на создание представлений, лежащих в основе восприятия нового слова. Запас представлений, необходимых для понимания слова, пополняется с помощью экскурсий (на строительство, в отдел музея и т.п.).

Исходя из основной цели словарной работы - воспитания внимательного, бережного отношения к слову, учитель должен отобрать в каждом тексте слова, важнейшие (это не всегда самые трудные) для первоочередного усвоения. Так, Н.Ф. Титова, сопоставляя два рассказа Толстого о происшествиях на корабле, указывает, что для рассказа «Акула» важнейшими являются слова: акула, морское животное, жёлтое брюхо - и синонимы: сорвался - побежал, громкий - пронзительный. Однако в другом рассказе Л. Толстого - «Прыжок» важное значение для понимания сюжетной ситуации имеют слова: палуба, мачта, связанные с представлениями о корабле.

Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте. Это требование вызывается, во-первых, многозначностью слова. Так, глагол «клюёт» дети встречают в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку». Во-вторых, слово, воспринятое и объяснённое в определённом предложении, лучше усваивается учениками.

В процессе чтения слово объясняется сразу по прочтении предложения. Слова, необходимые объяснить до чтения, учитель стремиться включить в свой рассказ или беседу.

До чтения учитель объясняет лишь те (немногие) слова, незнание которых помешает сознательному восприятию текста. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Особое внимание надо уделять тем словам, которые помогают понять идею произведения.

2. Место проведения словарной работы при чтении художественного произведения.

Когда, на каком этапе работы над тестом проводить словарную работу? Методика чётко не выделяет специального этапа для проведения словарной работы, но на всех этапах работы над текстом она может проводиться. Это зависит от степени понимания детьми семантики слова. Традиционно словарная работа проводится на этапе подготовительной работы при первичном ознакомлении с текстом и в процессе анализа фактического и образного содержания текста. Учитель должен предварительно классифицировать слова по степени их сложности, учитывать функцию слова или выражения в тексте.

Слова незнакомые, затрудняющие первичное восприятие и понимание детьми художественного текста, следует объяснить перед чтением или ввести их в подготовительную работу. Остальные новые для школьников слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Целесообразно после прочтения предложения с новым словом объяснить его значение, подобрав синонимы, чтобы не прерывать процесса чтения или анализа текста.

Стихотворения и лирическая проза богаты поэтическими выражениями (сравнение, метафора) и яркими эпитетами, которые вызывают образные представления и углубляют эмоциональные переживания. В поэзии подбор слов особенно целенаправлен: они содействуют раскрытию идейного содержания, оттеняют авторский замысел. Анализ художественных образов до чтения бесцелен и невозможен. Наблюдения над поэтическим языком лучше всего проводить при повторном чтении. Лишь отдельные образы можно использовать при подготовке детей к восприятию стихотворения. Например, перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «Гонимы вешними лучами...» в беседе на основе экскурсии в природу дети назовут признаки пробуждения природы и сопоставят весну с временем пробуждения

человека, что поможет активно воспринять метафору «утро года». В процессе же чтения дети осмыслят другие образные выражения, важные для понимания идеи стихотворения.

3. Приёмы раскрытия значений слов (самостоятельная работа).

Методика знает немало приёмов раскрытия значения слова:

1. Наблюдение предмета в естественной обстановке или показ его в
классе с пояснениями о его особенностях и назначении.
Много для
образования конкретных представлений даёт экскурсия.

2. Рассматривание предмета на картине или рисунке. Слова всадник,
палуба, якорь, ракета и другие
конкретные понятия обычно объясняем с
помощью предметных рисунков.

3. В процессе чтения объяснение слов часто приводится с помощью
синонима:
косуля — соха, корысть — выгода, ратьвойско, панельтротуар,
на волос - ничуть.
К такому подбору синонимов привлекаем учащихся
вопросом: «Каким словом можно заменить? Как сказать иначе?»

Встречаясь с идиомами и другими неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни гляньвезде; мириться с судьбойпокориться, терпеть; насмотреться не могут — любуются. Но при пересказах следует избегать такой замены, обучая употреблению в речи характерных для русского языка словосочетаний.

Необходимо обращать внимание и на синтаксически неделимые сочетания, которые часто встречаются в научно-популярных статьях. Обычно для их осмысления ставится вопрос типа: «Как можно сказать иначе?» (Вели наблюдение - изучали). Путём включения сочетаний в пересказы и ответы на вопросы учителя дети усваивают те из них, которые имеют широкое употребление в языке: вести борьбу, преодолевать трудности, задача решена, приобрести значение и т.п.

 

4. Полезно объяснение слова путём обращения к его морфемному
составу.
Постановка вопросов типа: «Какой корень в слове привольная?
Почему степь можно назвать привольной?» - развивает в школьниках
вдумчивое отношение к слову, и учащиеся накапливают опыт для
грамматических наблюдений на уроке русского языка.

5. Часто приходится прибегать к элементарному определению предмета:
называем родовое понятие и отличительные признаки.

6. Если трудно дать логическое определение предмета или явления, мы
кратко описываем его, то есть, называем некоторые его признаки
{обледенение - на большой высоте самолёт снаружи покрывается слоем льда,
становится очень тяжелым, лететь уже не может).

7. Для объяснения отвлечённых понятий {героизм, забота, преданность)
мы пользуемся примерами, рассказываем о фактах из жизни. Обычно
знакомство с такими словами происходит после чтения в беседе о
прочитанном.

8. При осмыслении образных выражений вопросы направлены на
обогащение центрального образа произведения.
Например: «Почему поэт
сказал «Росой окропились цветы...», а не «покрылись»? (Это слово красиво и
точно показывает, что роса легла на цветы блестящими каплями).
Некоторую помощь учителю окажут и технические средства, например
диафильм «Старые слова». Его не следует демонстрировать полностью,
нужно использовать лишь отдельные кадры в связи с чтением по
соответствующей теме. Так, образное выражение «работать мальчиком»
включается в беседу перед чтением рассказа А. Чехова «Ванька» или в
обобщающий урок о жизни в прошлом.

Применяя наиболее подходящий приём объяснения слова, учитель должен заранее заготовить для себя точное и правильное раскрытие его значения, соответствующего данному контексту. Для этого надо использовать толковые словари.


Задания для самостоятельной работы.

1. Повторить по конспекту тему «Обогащение и уточнение словаря
первоклассников».

2. Самостоятельно изучить данный вопрос по учебнику «Методика
русского языка» (автор Кустарева В.А. и другие) - М:
«Просвещение», 1982, стр. 86-87. составить тезисы ответа на
вопрос.

3. Из «Книги для чтения» (2 класс) выписать из текста слова для
проведения словарной работы, подобрать и продумать приёмы
объяснения значений слов.

4. Составить фрагмент урока по проведению словарной работы (на
примере одного художественного текста).

4. Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка и чтения.

Исключительную важность имеет обогащение речи детей синонимическими группами слов. Работа идёт в двух направлениях. Читая текст, учащиеся находят в нём небольшие синонимические ряды и наблюдают за оттенками в значении слов. При этом важно отмечать уместность употребления слова. Так, в описании «Степь весною» А. Куприна есть синонимы: аромат - запах, дрожат - трепещут. Первоклассники подводятся к выводу, что для горькой полыни больше подходит слово «запах», а для нежной повилики - синоним - «аромат». О жаворонках образно сказано «трепещут», а не «дрожат». Это слово выразительно звучит для «бриллиантов росы».

Подбор синонимов самими детьми - второе направление работы по обучению точному употреблению слова. Для этого используются различные занятия на уроке. Так, в рассказе В. Бианки «Ёж-спаситель» имеется немало


синонимов для обозначения движения девочки, ежа, гадюки (побежала, прыгала, ползёт, засеменил, кинулась, бросился, убежала). При чтении рассказа учитель обращает внимание детей на оттенки в значении некоторых синонимов. На этом же уроке, составляя картинный план к рассказу, первоклассники уже сами стремятся употребить слово, наиболее подходящее в данной словесной картине. За употреблением синонимов следит учитель и при пересказе. Интонационная живость рассказа о бое с гадюкой возможна только при условии уместного употребления глаголов: развернулся, засеменил, кинулась, бросился.

Полезно давать детям задание объяснить значение слова с помощью синонима: «из логовища» - из норы, «грянул выстрел» - раздался; во время самостоятельного чтения подобрать в тексте синонимы к словам, указанным в методическом аппарате.

Рекомендуется запись небольшого синонимического ряда на доске, с тем, чтобы дети выбрали для своего высказывания наиболее выразительное слово, например: (пуля) убила, сразила; (танк) остановился, замер; (товарищ) верный, надёжный, заботливый.

Разнообразные задания для работы по обогащению синонимами речи детей содержатся в книгах для чтения.

Во многих рассказах встречаются антонимы, употребление которых автором имеет важное значение для выражения идейного смысла произведения. Таковы, например, антонимы в рассказе Е. Пермяка «Чужая калитка»: чужая - своя; ничья - общая; антонимы в сказке Г. Андерсена: гадкий, безобразный - прекрасный, чудный. Наблюдению над ролью антонимов и их использованию помогает работа с пословицами: Смелому — уважение, трусу — презрение. Труд человека кормит, а лень портит. И так далее. Очень часто учитель вводит в разбор прочитанного рассказа, в обобщающую беседу антонимические пары, соответствующие содержанию и цели чтения: вежливо — грубо («Волшебное слово» В. Осеевой); предатель или патриот? («Последний день Матвея Кузьмина» Б. Полевого).Использование антонимов удобно при составлении характеристик элементарного характера, оценок поведения героев сказок, басен: ленивая -радивая, заботливый - беспечный, храбрый - трусливый. Эта работа имеет воспитательное значение, так как приучает детей видеть за словом образные представления этического содержания.

5. Активизация словаря младших школьников.

Важным моментом при подготовке учителя к уроку является отбор слов, нужных для активного использования в речи детей, и продумывание приёмов, стимулирующих детей к употреблению этих слов. Учитель выбирает слова из художественного произведения, называющие новые для детей понятия, необходимые для точной передачи содержания, важные для морально-политического воспитания.

Наиболее удобная форма активизации словаря - пересказ. При подготовке к нему в коллективной или самостоятельной работе учащиеся отмечают слова и выражения, нужные для передачи идеи произведения. Чтобы употребление таких слов было сознательным, учитель предваряет его различными заданиями по тексту.

Возможно давать на доске незаконченные предложения, словосочетания, дополняя которые дети фиксируют внимание на новом слове, например: Космонавт Леонов первым в мире вышел в....

При составлении плана надо поощрять употребление новых слов. Например, в плане к статье о космосе возможно употребление новых слов: земной пейзаж, космический корабль, связь с космодромом.

Устные сочинения также способствуют активизации словаря учащихся, вызывая необходимость употребить новые слова, слова-синонимы, образные выражения. Так, наблюдения над яркими описаниями осени в произведениях

 

Тема: Критерии выявления осознания прочитанного. Приёмы, обеспечивающие осознанное восприятие учащимися прочитанного произведения.

Цель: Познакомить студентов с современными подходами к анализу художественного произведения, основными направлениями анализа текста. Раскрыть особенности работы над текстом на различны этапах анализа.

Литература

1. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /под
редакцией М.С. Соловейчик - М: 2000/.

2. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных
классах. - М: Просвещение, 1987.

3. Методика преподавания русского языка в национальной школе, /под
редакцией Л.З. Шакуровой - Л: Просвещение, 1990/.

4. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. /Под
ред. М.С. Соловейчик и др. - М, 1999/.

1. Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного
синтеза).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.