Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания Эклоги, ее общая характеристика




План семинарского занятия

Эклога — памятник византийского права

(2 часа)

1. История создания Эклоги, ее общая характерис­тика.

2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права.

3. Вещное и обязательственное право.

4. Преступления и наказания.

5. Основные черты судебного процесса.

Цель семинарского занятия

Эклога— первый после систематизации Юстиниана и созданный на ее основе официальный законодатель­ный свод византийского права[9]. Она была принята около 726 г. и наряду с постклассическим римским правом под­верглась сильному влиянию права Сирии, других вос­точных провинций Византийской империи, а также пра­ва славянских народов.

Издателями Эклоги были императоры-иконоборцы Лев Исавр и Константин Копроним, поэтому впослед­ствии, с преодолением иконоборческой ереси, Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена. Однако она не была полностью предана забвению, что во многом определяется высо­ким уровнем юридической техники данного документа, детальной разработкой в нем отдельных институтов ви­зантийского права. О широком использовании Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эк­логи, а также Эклоги, измененной по Прохирону.

Содержащийся в Эклоге правовой материал был ис­пользован византийским законодателем при разработке более поздних памятников византийского права: Василик, Исагоги, Прохирона и др. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул, были известны и славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного людем и так называемых Кормчих книг [10].

Целью семинарского занятия является изучение ос­новных положений Эклоги и выявление на ее основе специфических черт византийского права, а также срав­нительно-правовой анализ институтов византийского и постклассического римского права.

Ответ на первый вопрос следует начать с рассмот­рения исторической обстановки, в которой была при­нята Эклога, а также мотивов, которыми руководство­вался законодатель при ее, создании. Для этого преждевсего необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляю­щий собой своеобразную программу широкомасштаб­ной правовой реформы, итогом которой и стало при­нятие Эклоги.

VIII—IX вв. были ознаменованы правлением в Визан­тии императоров исаврийской династии — сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаб­лению позиций монастырей.

Не менее важными для создания Эклоги были при­чины правового характера. Положения Кодекса, Инсти­туций, Дигест и Новелл Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII—VIII вв. становится греческий язык.

Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных; чиновников (квестора, антиграфевсов и др.).

Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип; равенства всех перед судом, независимо от имуществен­ного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В то же время изучение конкретных ста­тей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законо­дателю это удалось сделать лишь отчасти.

После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структу­ры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др.

Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов о судьбе Эклоги, о ее влиянии на разви­тие как собственно византийского права, так и права других государств. Как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую ха­рактеристику каждого из них. Особенно интересен Зем­ледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины.

2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права

При рассмотрении правового статуса отдельных фи­зических лиц необходимо отметить (на основе ряда по­ложений Эклоги) его качественные изменения по срав­нению с правом Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился инсти­тут рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов осво­бождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстиниана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответ­ственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр.

С другой стороны, характерна большая дифференци­ация внутри свободного населения, о чем свидетельству­ет содержание XIV титула «О свидетелях».

Значительное число статей Эклоги посвящено воп­росам брачно-семейного права. И это не случайно. Хри­стианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом.

Несмотря на то, что постановления Церковных собо­ров, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эк­логе христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.

Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I—III титулах Эклоги.

Нововведением Эклоги стало закрепление в ней ин­ститута обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Студенту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые по­следствия его расторжения.

Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст. 1, 4 титу­ла II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19—23), она предусматривает возможность возникновения пра­вовых последствий и при фактическом браке. В этом со­стоит существенное отличие брачно-семейное права по Эклоге от более позднего византийского права, допус­кающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень по­хожий на конкубинат по римскому праву, рассматрива­ется скорее как исключение из правил, нежели как нор­ма, на что прямо указывает содержание ст. 9 титула II.)

Студент должен перечислить основные условия дей­ствительности брака: достижение брачного возраста, от­сутствие кровного родства и др., сравнив при этом по­ложения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права.

Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имуществен­ные отношения между супругами. При этом главное вни­мание Законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст. 4—8, 11). (Ученые пола­гают, что в этом также проявилось влияние права вос­точных провинций государства.)

Особенностью брачно-семейного права в Эклоге яв­ляется резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод — несмотря на то что, с точ­ки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Мат­фея, 19:6). Студенту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содер­жащиеся в ст. 14—15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 10149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.