Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III технологии управления 7 страница




Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как знания и информация характеризуются нематериальными потоками и запасами.
Знания увеличиваются, если они разделяются, передаются, тиражируются и используются. Знания уменьшаются, разрушаются, амортизируются, если не используются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.
Традиционный ресурс представляет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно представляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребителем. Другими словами, знания, информация, как правило, неотчуждаемы. По мере того как в современном производстве используется все больше знаний, информации, в общественное производство втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.
Традиционные ресурсы, как правило, носят ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто неограниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса могут служить информационные возможности Интернета.
Традиционные ресурсы могут "тиражироваться" с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля, при этом затраты на производство первого прототипа, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна, так что в каждой копии основным компонентом цены информационного ресурса являются затраты на производство "прототипа".
Использование информационных ресурсов характеризуется так называемым эффектом сетевого взаимодействия. Он обусловлен тем, что многие единицы современной техники (компьютеры, факсы, телефоны) работают совместно в рамках разветвленной сети. Сети характеризуются положительным внешним эффектом (экстерналией) охвата сети.
В обычных условиях ценность каждого отдельного аппарата или устройства определяется его индивидуальными свойствами и практически не зависит от того, насколько распространены аналогичные аппараты. В случае с сетью это не так. Чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каждого отдельного аппарата. Это становится понятным на примере с телефонной сетью. Чем больше абонентов в сети, т. е. чем больше людей и учреждений, кому можно позвонить, тем больше ценность каждого телефонного аппарата. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все владельцы уже существующих аппаратов сети заинтересованы в расширении этой сети и получают прирост эффекта от такого расширения.
Чем больше размер сети, тем более привлекательно присоединение к этой сети. Этот эффект проявляется и в компьютерных сетях. В частности, чем больше узлов в Интернете, тем лучше. Рынки с сетевыми эффектами обладают особыми свойствами. Убывающая доходность сменяется растущей. Механизмы конкуренции приобретают нетрадиционную форму. Сегодня ва^жно уже не столько монопольное положение в отношении прав на продукцию, сколько распространение собственных стандартов данной фирмы на нее по всему миру. Та фирма, которая становится обладателем стандарта, одновременно становится доминирующей в отрасли и получает особые монопольные права.
Примером может послужить история конкуренции двух систем записи на видеомагнитофоны - Бета и VHS. Несмотря на лучшие технические параметры системы Бета, дальнейшее распространение получила система VHS, для которой на первой стадии удалось обеспечить большее распространение в мире и которая стала впоследствии универсальным стандартом для бытовой видеотехники. Аналогично развивались отношения операционных систем "Макинтош" и продукции фирмы "Майкрософт". И в первом, и во втором случае главным инструментом конкуренции стало не техническое совершенство и не цена, а наиболее быстрое распространение с целью утверждения нового стандарта для отрасли.
Ярким примером новых экономических отношений служит продукция фирмы Netscape: она распространяется бесплатно, но если на ее базе создан программный продукт, то приходится заплатить. Точно на таких же условиях на рынке предлагается язык программирования Java: он бесплатен, но за готовую продукцию, созданную с его помощью, создателю приходится заплатить.
Таким образом, информационные ресурсы и новые технологии изменяют многие экономические тенденции и закономерности.

Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка
В последнее время в мировой экономической литературе достаточно широко используется понятие "интеллектуальный капитал". Данный термин пока еще не устоялся, наряду с ним используются сходные термины: нематериальные активы, интеллектуальный потенциал, активы знаний и т.д. Интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать, чтобы создавать богатство. Интеллектуальный капитал - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации.
Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего, новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал). Основу деятельности традиционной компании составляет совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев компании. Эти владельцы несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная компания - это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью капиталисту.
Инвестиционная компания "Скандия" стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие. Начиная с 1996 г., в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который (по ее интерпретации) состоит из человеческого организационного и клиентского капитала (схема 27). При этом организационный и потребительский капитал в классификации "Скандия" объединяется в один вид, который носит название структурного капитала. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и ее физическими активами.

Схема 27. Структура интеллектуального капитала
Именно данное представление основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология в дальнейшем стали весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала. Именно эта классификация основных составляющих интеллектуального капитала использована в исследованиях одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала - Т.Стюарта.
Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.
Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, культура организации. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Ряд авторов использует несколько иную классификацию состава интеллектуального капитала, подразделяя его на внутреннюю и внешнюю структуры, а также на компетенцию персонала. При этом имеется четкое соответствие между этими способами определения структуры интеллектуального капитала. Организационному капиталу соответствует внутренняя структура, потребительскому капиталу - внешняя структура, а человеческому капиталу - компетенция персонала. Конкретное наполнение этих терминов выглядит следующим образом:
Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умения и навыки, опыт, энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры.
Внутренние структуры - это патенты, концепции, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации.
Внешние структуры - это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации.
Соотношение между этими составляющими интеллектуального капитала представлено на схеме 28. Границы между тремя основными видами интеллектуального капитала носят условный характер. Некоторые элементы интеллектуального капитала можно отнести с равным правом к одному или другому виду интеллектуального капитала. В то же время есть элементы, однозначно относимые к тому или иному виду интеллектуального капитала.

Схема 28. Соотношение структурных составляющих интеллектуального капитала
Человеческий капитал достаточно подробно описан в экономической литературе. Более того, за разработку проблем человеческого капитала относительно недавно были присуждены Нобелевские премии по экономике (Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.). Под человеческим капиталом обычно понимается запас знаний, навыков и мотиваций, который имеет каждый человек. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, личных связей, улучшение здоровья, мобильность, овладение массивами информации.
Интеллектуальный капитал во многом схож с физическим капиталом. Оба капитала возникают как результат вложений ресурсов (денег, материальных ресурсов, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг. Оба капитала приносят своему обладателю доход. Оба капитала подвергаются износу. Интеллектуальный капитал даже в большей степени, чем физический, подвергается моральному износу: обесценивается и прогноз погоды, и программное обеспечение, и любые знания. Оба нуждаются в "ремонте", т. е. требуют затрат на поддержание. В то же время между ними наблюдаются и различия.
Физический капитал имеет материальную природу, его можно потрогать, пощупать, увидеть. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу. Его называют невидимым активом.
Физический капитал - это результат определенных действий в прошлом. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но в то же время он в большей мере ориентирован в будущее. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Основой оценки интеллектуального капитала является стоимость, которая проявляется в настоящий момент на основе оценок будущего использования интеллектуального капитала.
Нематериальные активы приносят не только материальные, но прежде всего финансовые результаты. Они могут приносить и нематериальные результаты. Физический капитал оценивается с помощью преимущественно стоимостных показателей, в то время как интеллектуальный капитал оценивается преимущественно материально-вещественными показателями. Эта оценка происходит на периодической основе для физического капитала и имеет непрерывный характер для интеллектуального.
Компании и организации не владеют безраздельно интеллектуальным капиталом. Они владеют им совместно с наемными работниками, если речь идет о человеческом капитале, и совместно с потребителями и другими контрагентами, если речь идет о потребительском капитале.
Интеллектуальный капитал не аддитивен. Его в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их оценок была равна общей оценке всего интеллектуального капитала организации. Взаимодействие разных составляющих носит сугубо нелинейный характер. Так, например, не всегда чисто человеческая составляющая достаточна для формирования мощного интеллектуального капитала. В частности, университеты объединяют в себе многих умных людей, которые, однако, как правило, не делают больших денег.
Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, когда происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие. Так, например, внешняя структура может укреплять престиж, способствовать приобретению новых потребителей. Внутренняя структура с помощью переноса знаний от одного работника к другим, из одного подразделения, одного проекта в другие снижает зависимость организации от неявной формы знаний и от человеческого фактора, в частности одновременно чрезвычайно повышая эффективность использования знаний. Компетенция людей способствует более точной формулировке целей организации, а также стимулирует разработку новых идей и новых проектов. Потребительский (клиентский) капитал трансформируется в финансовый капитал посредством взаимодействия со структурным и человеческим капиталом.
Интеллектуальный капитал, взаимодействуя с физическим, усиливает эффект от его применения. Одна из главных целей формирования организационного капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Чтобы создать человеческий капитал, нужно использовать команды, рабочие группы и другие социальные формы обучения. Междисциплинарные группы и команды формализуют и капитализируют даже талант, поскольку и он становится менее индивидуальным, приобретает черты общественного. Даже если член группы покидает ее, знания все еще остаются в ней в течение определенного периода. Так происходит трансформация человеческого капитала в организационный.
Все вышеперечисленные отличия физического и интеллектуального капитала представлены в табл. 16.
Таблица 16 Различия физического и интеллектуального капитала

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала применяется коэффициент Тобина. Отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования, запасов, а также остатков денег на счетах за вычетом долгов) носит название коэффициента Тобина - по фамилии экономиста, впервые предложившего исследовать данное соотношение.
Рыночная цена компании наиболее достоверно проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией. Рассмотрим пример. В 1988 г. компания "Филип Моррис" купила компанию "Крафт" за 12,9 млрд долларов. В то же время цена принадлежавших "Крафту" зданий, сооружений и запасов составила лишь 1,3 млрд долларов, а оставшаяся часть цены (11,6 млрд долларов) составила цену торговой марки, связей, маркетинговых возможностей, квалификации 51 000 работников. Нематериальная часть в цене компании составила 90%.
В табл. 17 приведены значения коэффициента Тобина для ряда поглощений, происшедших на рубеже 80-90-х годов. Данные таблицы показывают, что во всех случаях больше ценится нематериальная часть активов. При этом для фондоемкой нефтяной компании "Стандарт Ойл" соотношение цены нематериальных активов к цене материальных активов равно 1,53, а для менее фондоемкой фармацевтической компании "Сквибб" это соотношение равно 7,52. В целом же во всех приведенных примерах в цене компаний преобладает оценка их нематериальных активов (маркетинговые возможности, торговая марка, имеющиеся права, интеллектуальная собственность, управленческий потенциал, квалификация персонала и пр.).
Таблица 17
Коэффициент Тобина (отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов)

Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Так, в 1995 г., когда компания IBM поглотила "Лотус", заплатив 3,5 млрд долларов, хотя материальные активы оценивались в 230 млн долларов, коэффициент Тобина для IBM достиг 15,2. Для наукоемких фирм, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет-технологий, значение коэффициента Тобина может достигать нескольких сотен. Такие большие значения данного коэффициента означают, что в этих компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главным производственным фактором в них становится интеллектуальный капитал. В среднем коэффициент Тобина в течение 60-70-х годов изменялся мало, колеблясь между величинами 1 и 2. Начиная с начала 80-х годов наблюдается взрывообразный рост этой величины, которая к началу XXI столетия достигла величины 6-7. При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина превысила 15-20.
Если цена компании в несколько раз превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что ее нематериальные активы - талант ее персонала, эффективность ее управляющих систем, менеджмент, ее связи с потребителем - составляют основную часть ее совокупного капитала. Покупатель, таким образом, покупает в основном не физические (материальные) активы, а активы, представляющие собой набор талантов, возможностей, способностей и идей.
Интеллектуальный капитал можно оценивать не только с помощью финансовых показателей. Его отдельные составляющие поддаются оценке нефинансового характера. Оценки такого рода производятся в целях повышения конкурентоспособности организации, более полного анализа факторов этой конкурентоспособности. Эти оценки могут использоваться как инструмент представления положения дел в организации для внешних и внутренних потребителей (начиная от персонала и кончая инвесторами и акционерами). Оценки могут быть использованы в рамках определения стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации. Интеллектуальный капитал не только представляет самостоятельную ценность, он осуществляет мультипликативный эффект по отношению к другим видам капитала, воздействуя на уровень эффективности его использования.
Для оценки человеческого капитала (индивидуальной компетенции) можно использовать следующие показатели:
состав человеческих ресурсов организации и управление ими;
степень удовлетворения персонала;
продажи в расчете на каждого занятого, в том числе в администрации;
добавленная стоимость в расчете на занятого, в том числе в администрации;
образование персонала;
опыт персонала, число лет в рамках данной профессии;
затраты на обучение в расчете на одного занятого;
количество рабочих дней в году, потраченных на повышение квалификации;
текучесть административного персонала.
Внешние структуры можно оценивать с помощью следующих показателей:
состав клиентов, способы взаимодействий с клиентами и степень их удовлетворения;
прибыль в расчете на клиента;
продажи в расчете на одного клиента;
степень удовлетворения клиентов;
клиенты, формирующих имидж организации;
количество клиентов, их возрастная структура (как долго они являются нашими клиентами);
повторяемость заказов.
Внутренние структуры можно оценивать с помощью следующих показателей:
функции и масштаб применения информационных систем;
состав, эффективность административных систем и организационных структур;
инвестиции в новые филиалы, в новые методы управления, в НИОКР1, в информационные системы, в целом в информационные технологии в рамках организации2;
стабильность организации, ее возраст, текучесть управленческого персонала, доля персонала со стажем работы в данной организации менее двух лет.
Оценке подлежат:
состав того или иного капитала - человеческого, клиентского, структурного;
шаги, предпринимаемые администрацией по отношению к тому или иному капиталу;
результат, полученный в результате этих действий.
В процессе измерения интеллектуального капитала основной акцент делается на тех показателях, которые позволяют достичь устойчивого роста конкурентоспособности организации и ее капитализации.
Основная цель оценки интеллектуального капитала - обеспечить устойчивое развитие организации. Интеллектуальный капитал представляет собой основу для будущего роста. Поэтому оценка интеллектуального капитала помогает формировать долгосрочную стратегию организации в постоянно меняющейся внешней обстановке и используется как инструмент коммуникации и, прежде всего, как аргумент в пользу организации.
Несмотря на то что интеллектуальный капитал становится основным фактором экономического роста компаний, регионов и стран, традиционная экономическая теория и управленческая практика делают основной акцент на физических активах и материальных продуктах труда. Новые подходы к развитию фирм и организаций переносят акцент управленческих воздействий на интеллектуальный капитал, применяя новые подходы и методы, и в их числе менеджмент знаний.

Менеджмент знаний
Термин "менеджмент знаний" (knowledge management) или "управление знаниями" в последнее время стал широко использоваться в научной литературе и в практике работы многих организаций'. Менеджмент знаний - это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и использовать. Менеджмент знаний есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, хотя он может (и должен!) применяться во всех разновидностях менеджмента, претендуя тем самым на место в общем менеджменте.
Управление знаниями - это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями - это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями. Управление знаниями - сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций. Управление знаниями применялось и прежде, оно лишь не называлось таким образом. Близкими концепциями являются: реинжиниринг, обучаемые организации, человеческий капитал, информационные технологии, индивидуальный маркетинг, менеджмент отношений с потребителями.
Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, развитием Интернета и Интранета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями являются технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявного знания.
Наметился сдвиг от внутренней направленности управления знаниями, связанного с традиционной концепцией инновационного менеджмента, имеющего дело преимущественно с внутрикорпоративными НИОКР, к внешней направленности, которая включает в себя маркетинг, взаимодействие с клиентами, бенчмаркинг, обмен знаниями с внешними контрагентами и пр.
Главная цель управления знаниями - создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Менеджмент знаний включает в себя следующие компоненты:
создание нового знания, стимулирование прироста знаний;
отбор и аккумулирование значимого знания из внешних по отношению к данной организации источников;
сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний;
распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации;
использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;
включение знаний в продукты, услуги, документы, базы данных и программное обеспечение;
оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации;
защита знаний.
Управление знаниями - это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации. Это модель, которая объединяет действия, связанные с созданием знаний, их кодификацией, распространением и использованием знаний, а также действия, которые развивают инновации и обучение. Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость, как новый способ думать о бизнесе. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших ортодоксальных подходов.
Управление знаниями касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчеству людей. Менеджмент знаний предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами менеджмента. Это отражает взаимосвязь между неявным и эксплицитным знанием. Менеджмент знаний - это работа с каждым видом интеллектуального капитала в отдельности и в то же время со всеми видами одновременно, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала.
Менеджмент знаний - многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также с точки зрения бизнеса, образования и информационных технологий. Это интегральная дисциплина, которая включает в себя элементы управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр. Менеджмент знаний рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие.
Так, например, стандартным и известным способом повышения индивидуальной компетенции сотрудников является их обучение, тренинги, ротация. Компетенцию сотрудников можно также увеличить, используя некоторые маркетинговые приемы, в частности, путем активного использования информации, поступающей от потребителей, формирования соответствующих баз данных и систем обратной связи с потребителями. Многие элементы индивидуальной компетенции можно использовать для увеличения организационного капитала. В частности, формирование малых творческих групп, команд способствует переводу индивидуальной компетенции в коллективные знания и умения. Более того, формирование баз данных и информационных систем организаций способны фиксировать и даже институционализировать многие элементы индивидуальной компетенции, трансформируя человеческий капитал в организационный.
Менеджмент знаний:
трансформирует знания в лучшую практику организации. Поиск лучшей практики и ее реализация становятся ключевой стратегией развития организаций;
формирует и развивает знания о клиентах и знания, сфокусированные на клиентах с помощью построения соответствующих баз данных, профилей потребителей, систем поддержки продаж. Сегодня, когда знания представляют собой реальную власть, эта власть постепенно перемещается к потребителям, предоставляя им возможность сильно воздействовать на продавцов и производителей;
формирует и использует интеллектуальный капитал организации (человеческий, организационный, потребительский), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проекты;
создает условия для получения новых знаний и инноваций, содействует формированию инновационного климата, поддерживает конкретные инновационные проекты.
Для успешного осуществления менеджмента знаний необходимы:
хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить знания;
культура, способствующая переносу знаний от одного работника к другому, от одного подразделения ко всем другим;
непрерывное, систематически организованное обучение персонала.
В последние годы весь западный мир охвачен быстро распространяющимся бумом менеджмента знаний. Начало этого бума можно увидеть еще в трудах Платона, которые нашли своего первого читателя 400 лет до Р. X. Однако именно в последние годы произошли драматические изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. Это прежде всего то, что:
знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста;
базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими отраслями;
знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Новые отрасли, которые возникли и широко распространились в течение последних 40 лет, - это в основном отрасли, основанные на знании. Так, например, фармацевтика, сутью которой является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств новых химических соединений, а также новых способов тестирования новых лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Возникли отрасли, которые производят и предают информацию (кино, ТВ, видео, медицинские и образовательные услуги, консалтинг, тренинг, аудит), а также отрасли, где продукт в значительной степени является результатом переработки информации (архитектурные проекты, мобильные телефоны, программное обеспечение).
Основные стратегии управления знаниями направлены на то, чтобы создать новую стоимость, реализованную в продуктах, людях и процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организациях. Главная цель этих стратегии - увеличение эффективности использования всех имеющихся ресурсов организации, получение лучших и более быстрых инноваций, улучшение обслуживания клиентов, снижение потерь от неиспользуемых интеллектуальных активов.
Стратегии управления знанием могут эффективно использоваться не только в коммерческих, но и в некоммерческих организациях. Более того, значительная часть некоммерческих организаций имеет прямое отношение к управлению знаниями. Основа их деятельности состоит именно в управлении потоками и запасами знаний. Среди них особо выделяются органы государственного управления.
Здесь потенциальная эффективность управления знаниями может оказаться весьма высокой. Однако этот аспект управления знаниями пока еще мало разработан в отечественной и мировой научной литературе. Мало разработаны и на практике технологии управления знаниями в органах государственного управления. В них пока еще недостаточно внимания уделяется таким аспектам современного развития, как менеджмент знаний, формирование обучаемых организаций.
В то же время концепция обучаемой организации вполне подходит для органов государственного и муниципального управления. В частности, в местных администрациях большую пользу могут принести системы управления знаниями, нацеленные на продуктивное взаимодействие и применение лучшей практики. Методы оценки интеллектуального капитала и стратегии менеджмента знаний могут с успехом использоваться в деятельности органов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.