Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая морфо-функциональная характеристика нервной системы




ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Часть IV. Психические свойства личности

4. Что вы знаете о классификации черт характера?

5. Как характер проявляется через деятельность?

6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подхо­ды к исследованию характера.

7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?

8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.

9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?

11. Что такое «сензитивный период»?

12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном воз­расте вы знаете?

14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в форми­ровании характера?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,

Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.

9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

 

 

 

Нервная система выполняет в организме следующие функции:

Ø обеспечивает связь организма с внешней средой и постоянное его приспособление к изменяющимся условиям существования (адаптивная функция);

Ø обеспечивает регуляцию и координацию всех физиологических процессов, осуществляемых в организме, в результате чего он представляет собой единое целое (интегративная функция);

Ø выполняет трофическую функцию по отношению к иннервируемым органам и тканям, регулируя нормальное осуществление обмена веществ в них.

 

Адаптивная функция нервной системы заключается в ее способности воспринимать раздражители (изменяющиеся факторы внешней или внутренней среды организма), действующие на организм, проводить и анализировать информацию о них, вырабатывать ответную программу действий и передавать ее к определенным исполнительным органам. Включение же исполнительных органов в деятельность или изменение интенсивности этой деятельности (в случае исходной (базальной) активности органа) и составляет сущность адаптационных реакций организма на действие раздражителя.

Интегративная функция нервной системы состоит в ее способности сочетано регулировать функциональное состояние всех физиологических систем организма, благодаря чему он функционирует и отвечает на действие факторов среды как единое целое. Эта функция во многом обеспечивается двусторонней связью центральной нервной системы со всеми органами организма: с одной стороны, центральная нервная система по эфферентным нервным волокнам посылает определенную информацию к тем или иным исполнительным органам, а с другой – по чувствительным нервным волокнам постоянно получает афферентную информацию об уровне их функциональной активности.

Механизм трофических влияний нервной системы на иннервируемые органы и ткани остается до конца неясным. Существует предположение, что в самих нейронах синтезируются какие-то вещества (скорее всего белковой природы), которые транспортируются по аксонам эфферентных нейронов к иннервируемым органам и оказывают влияние на экспрессию генетической информации в них, энергетический обмен, осуществление митотических делений и т.д. Денервация различных структур организма, наряду с расстройством их функции, сопровождается и нарушением обменных процессов в них, что может выражаться в развитии некроза денервированных органов и тканей (например, денервация различных участков кожи сопровождается появлением длительно незаживающих трофических язв).

 

По функциональному принципу в нервной системе выделяют:

Ø соматическую нервную систему. Обеспечивает афферентную и эфферентную иннервацию скелетных мышц, а также афферентную иннервацию кожи и органов чувств. Ведает теми физиологическими процессами, которые связаны с восприятием изменяющихся факторов внешней среды, а также формируют двигательные компоненты сложных поведенческих актов организма.

Ø вегетативную нервную систему. Обеспечивает афферентную и эфферентную иннервацию всех внутренних органов, сосудов, потовых, сальных желез, гладкой мускулатуры кожи, а также эфферентную трофическую иннервацию органов чувств, скелетной мускулатуры и самой центральной нервной системы. Имеет отношение к регуляции метаболизма в организме, а, следовательно, ведает такими процессами как рост, развитие и размножение организма. В вегетативной нервной системе, в свою очередь выделяют два отдела:

 

ü симпатический (выполняет адаптационно-трофическую функцию в организме);

ü парасимпатический (обеспечивает текущую регуляцию физиологических процессов в организме в нормальных условиях, т.е. в отсутствии действия стрессовых факторов).

 

По топографическому принципу нервную систему классифицируют на:

Ø центральную

Ø периферическую.

К центральной нервной системе относят:

ü спинной мозг

ü головной мозг, включающий:

§ конечный мозг передний

§ промежуточный мозг мозг

§ средний мозг

§ задний мозг:

· мозжечок

· мост ромбовидный

§ продолговатый мозг мозг

 

 

А Б

 

Рис. 1. Составные компоненты центральной нервной системы. А – общий вид спинного мозга (вид спереди, по Сапину М.Р., 1997). Б – сагиттальный разрез головного мозга, схема (по Крыловой Н.В., Искренко И.А., 1986).

 

К периферической нервной системе относят:

ü нервные окончания:

§ чувствительные (афферентные или рецепторные) представляют собой дендриты афферентных нейронов, расположенные в коже, скелетных мышцах, сосудах, внутренних органах, органах чувств, в самой центральной нервной системе;

§ двигательные (эфферентные) – терминали (окончания) аксонов эфферентных нейронов (как соматических, так и вегетативных), вступающие в синаптический контакт со структурами иннервируемых ими рабочих органов

ü нервные ганглии

§ чувствительные (афферентные) ганглии, образованы скоплением тел афферентных нейронов, всегда располагаются за пределами центральной нервной системы,

· но, как правило, вблизи центральной нервной системы. Спинальные ганглии, чувствительные ганглии черепно-мозговых нервов (полулунный или гассеров узел тройничного нерва, V п., коленчатый узел лицевого нерва, VII п., каменистый узел языкоглоточного нерва, IХ п., яремный узел блуждающего нерва, Х п.) заложены вблизи центральной нервной системы

· либо в соответствующих органах чувств. Спиральный или кортиев узел и вестибулярный ганглий преддверно-улиткового нерва, VIII п. заложены во внутреннем ухе

· либо тела чувствительных нейронов могут быть заложены диффузно на периферии, где и рецепторы. Например, обонятельные нейроны заложены в толще обонятельного эпителия слизистой носовой полости, а зрительные – находятся в сетчатке глазного яблока

§ вегетативные ганглии, эфферентные по своей функции, образованы телами эфферентных вегетативных нейронов (вторых эфферентных нейронов рефлекторных дуг вегетативного типа), аксоны которых представляют собой постганглионарные нервные волокна и направляются собственно к иннервируемым органам, вступая в синаптическую связь с их структурами

· симпатические паравертебральные (ганглии симпатических нервных цепочек, расположенных спереди от позвоночного столба) и превертебральные (ганглии солнечного сплетения, верхний и нижний брыжеечные узлы);

· парасимпатические, расположены либо вблизи иннервируемых внутренних органов (перимурально), либо в них самих (интрамурально)

ü периферические нервы

§ чувствительные (афферентные), образованы чувствительными нервными волокнами – аксонами чувствительных нейронов (обонятельный, I п., зрительный, II п., преддверно-улитковый, VIII п.);

§ эфферентные

· соматические (двигательные), образованы аксонами мотонейронов, направляются к скелетным мышцам (блоковый, IV п., отводящий, VI п., добавочный, ХI п., подъязычный, ХII п.);

· вегетативные, образованы пре- или постганглионарными нервными волокнами; преганглионарные нервные волокна направляются к соответствующим вегетативным ганглиям, а постганглионарные – к иннервируемым ими внутренним органам (вегетативная часть глазодвигательного, III п., лицевого, VII п., языкоглоточного, IХ п., блуждающего, Х п. и некоторых спинномозговых нервов)

· смешанные, образованы чувствительными и эфферентными нервными волокнами (все спинномозговые нервы, тройничный, V п., лицевой, VII п., языкоглоточный, IХ п., блуждающий, Х п. нервы).

 

А Б

 

Рис. 2. Схема строения вегетативной нервной системы (по Сапину М.Р., 1997).

А – показаны нервные структуры, входящие в состав парасимпатического отдела и особенности иннервации ими внутренних органов (обратите внимание на то, что центры парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (скопление тел первых эфферентных парасимпатических нейронов) залегают в стволе головного мозга и крестцовых сегментах спинного мозга, а вегетативные парасимпатические узлы, в которых заложены тела вторых эфферентных вегетативных нейронов, – вблизи иннервируемых органов (перимурально) или внутри них (интрамурально).

Б – показаны нервные структуры, входящие в состав симпатического отдела вегетативной нервной системы и особенности иннервации ими внутренних органов (обратите внимание на то, что центры симпатического отдела вегетативной нервной системы (скопление тел первых эфферентных симпатических нейронов) залегают только в спинном мозге (последний шейный, все грудные и верхние два поясничных сегмента), а вегетативные симпатические узлы, в которых заложены тела вторых эфферентных симпатических нейронов, – вблизи центральной нервной системы:либо в составе симпатических цепочек (паравертебральные ганглии, расположены вблизи позвоночного столба), либо на некотором удалении от спинного мозга и позвоночного столба (в брюшной полости (превертебральные ганглии) – ганглии брюшного сплетения и таза) .




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.