Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, способствующие привлечению внимания




Характер раздраже- Структурная органи- Отношение раздражи-

ния зация деятельности теля к потребностям

(сила, новизна, конт- (объединенные объек- (то, что соответствует

раст и т. п.) ты воспринимаются потребностям, привлечет

легче, чем беспорядоч- внимание прежде всего)

но разбросанные)

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвол ьное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет, Ведущая роль 2-й сигнальной системы
Послепроизволь-ное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Рис. VII.2. Качества внимания

Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно также связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной, мере обусловлено потребностями.

Согласно точке зрения П. Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают концентрацию внимания.

Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами.

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания (принятое в учебниках) с гипотезой П. Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль... в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека. /

2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины.

3. Охарактеризуйте явления колебания внимания, используя рисунки VTI.5 и 6,

4. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы. Сравните свою схему (таблицу) с таблицей, помещенной в атласе, выявите сходства и различия.

5. Перечислите по памяти качества внимания, а затем уточните этот перечень по таблице, помещенной выше. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности, назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств.

Рис. VII.3. Объем внимания (смотреть в течение 3—4 с, затем перечислить предметы, которые запомнились)

6. Ознакомьтесь с таблицей для изучения распределения внимания, а затем выполните задание, сформулированное в пояснении к таблице там же.

7. Проведите следующий несложный опыт. Предупредите испытуемого (ученика, товарища), что он в течение минимального времени должен увидеть ряд представленных ему чисел, а затем сложить и записать сумму. После этого покажите ему на 1 секунду заранее подготовленную, но прикрытую листом запись четырех цифр в четырех различных геометрических фигурах (квадрате, овале, треугольнике, круге). Когда сумма чисел будет записана, попросите ответить, на какой геометрической фигуре написано каждое число.

Объясните:

а) почему ответ на поставленный вопрос обычно вызывает затруднения;

б) какие выводы можно сделать из этого эксперимента для методики демонстрации наглядных пособий, особенно сложных, многоплановых.

8. С помощью каких несложных методик можно получить сравнительные характеристики устойчивости, переключения,

широты и других свойств внимания учащихся? (Кроме основного учебника по курсу общей психологии, эти данные можно получить из пособия: Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. М., 1972, с. 54—56.) Опробуйте рекомендуемые методики практически. Проведите эксперимент по определению объема внимания с помощью таблицы, помещенной на этой странице.

9. Проведите наблюдение за особенностями проявления внимания учащимися и приемами организации его учителем на одном из уроков по профилю вашей подготовки. Ниже приводится примерная программа и форма записей наблюдения:

а) Поведение учеников и приемы организации внимания учителем в начале урока.

б) Соотношение и особенности проявления различных видов внимания при опросе, повторении, изложении нового материала, в ходе упражнений, решения задач и т. д.

в) Зависимость внимания учащихся от особенностей содержания учебного материала.

г) Приемы, применяемые учителем для

поддержания внимания на разных этапах и в различных ситуациях урока.

д) Особенности проявления внимания различных школьников и предположительные причины этих различий.

е) Проявление во внимании учеников на уроке их интереса к предмету, отношения к учителю, общего эмоционального настроя класса, условий работы, внешних помех (если они были) и др.

Форма записи

Этапы Деятельность Деятельность Психологическая
урока учителя наблюдаемого характеристика
    ученика и внимания
    класса в целом  

Рис. VII.4. Таблицы для изучений распределения внимания. Для определения сравнительной меры распределения внимания испытуемому предлагается вести одновременно счет разных фигур, например (первая строка) круг белый — один, круг черный — один, круг белый — два, круг белый — три, круг черный — два, круг белый — четыре, круг черный — три и т.д.

По мере считывания фигуры закрываются. Фиксируется время и количество ошибок по каждой строке

Ряс. VII.5. Колебание внимания при восприятии двойственных изображений. Выпуклая или вогнутая здесь фигура?

Рис. VII.6. Сколько здесь кубиков?

10. На заставке темы символически выражена идея внимания. Как вы относитесь к этому символу? Что бы могли предложить вы?

11. Отберите для наблюдения нескольких учеников (тех, кого вы считаете внимательными, и тех, кто, по вашему мнению, невнимателен).

Постарайтесь установить:

1) Какой из видов внимания преобладает на уроке у тех и других? Умеют ли выбранные вами школьники распределять свое внимание, переключать его с одной работы на другую, концентрировать на наиболее важном? '

2) Какие приемы вы применяете в своей практической деятельности для поддержания и развития внимания учащихся, насколько действенны эти приемы?

При рассмотрении полученных данных обратите внимание на следующее:

1) Каковы пути привлечения внимания учеников на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового и т. д.)?

2) Какова зависимость внимания школьников от различных видов работы и приемов ведения урока учителем:

от характера подачи учебного материала (четкости, логичности, доказательности, эмоциональности и т. д.);

от вопросов преподавателя;

от связи теоретического материала с практикой;

от меры использования технических средств обучения?

Данные наблюдений могут быть дополнены проведением простейших экспериментов.

Дайте испытуемым небольшой текст (газетный материал, журнальный) и предложите подсчитать, сколько раз в нем встретится буква «р». Это поможет вам сделать вывод об устойчивости внимания.

Для определения распределения внимания можно предложить одновременно сосчитать, сколько раз повторяются буквы «а» и «с».

VIII. ОЩУЩЕНИЯ

Узловые вопросы темы

1. Идеалистическое и материалистическое понимание природы ощущений. Закон «специфической энергии органов чувств» и его критика. Ощущения в свете ленинской теории отражения.

2. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность.

3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений.

4. Классификация ощущений на виды. Зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые ощущения. Компенсаторные возможности ощущений.

5. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах.

Основные психологические понятия по теме

Адаптация — приспособление к внешним условиям. Различают о. физиологическую (а. анализаторов как изменение их чувствительности),

а. социально-психологическую при включении в новую группу, а. профессиональную при включении в новые виды деятельности.

Аккомодация — приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов, о. у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика.

Бинокулярное зрение — видение одного и того же объекта обоими глазами; обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.

ВебераФехнера закон — закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств.

Вестибулярный аппарат — анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения.

Интероцепторы — рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Кинестезические ощущения — ощущения движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов.

Модальность — качественная

характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например: зрительным, слуховым, тактильным и др.

Интероцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Мышечное чувство — инструмент познания пространственно-временных свойств внешней среды (И. М. Сеченов).

Обоняние — способность к ощущению запахов.

Ориентировочная реакция — сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Ощущения — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

Проприоцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Последовательный образ

кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя.

Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение,— нижний п., максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности,— верхний п.

Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные; выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.

- Рецепторы — специализированные нервные окончания, преобра-

зующие раздражения в нервное возбуждение.

Сенсорный — относящийся к органам чувств.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Синестезия — взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и др.).

Специфическая энергия органов чувств — закон, согласно которому органы чувств не отражают воздействия внешнего мира, а лишь получают извне толчки, возбуждающие их собственную энергию.

Чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Характеризуя процесс познания, В. И. Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1.

Ощущения, восприятие и возникающие на их основе образы и представления относятся к той ступени познания, которую В. И. Ленин назвал живым созерцанием. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Для ощущений (см.) характерно отражение отдельных свойств предметов.

«Иначе как через ощущения,— писал В. И. Ленин,— мы ни о каких формах вещества и ни о каких фор-

1 Ленин В. И. Философские тетради.— Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.

Рис. VIII.1. Эстезиометр

мах движения ничего узнать не можем»1.

Существует два основных метода измерения ощущений: прямой и косвенный.

Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущений прикосновения можно использовать эстезиометр.

При косвенном методе используются иные, не словесные способы объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущений.

Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают

1 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.— Там же, т. 18, с. 320.

его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энергии органов чувств» (см.). В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.

Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

В психологии конца XIX — начала XX в. сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецептор-ной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение — пассивный процесс.

В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощу-

Рис. VIII.2. Движение глаз в процессе свободного рассматривания картины (опыты Ярбуса)

щения входит движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его. Такие признаки предмета, как гладкость и шероховатость, величина и т. п., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется.

Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецеп-торной деятельности (например, при распознавании сложного изображения — см. рис. VIII.2).

В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (ор-

ганы чувств или рецепторы) (см.), которые специализировались на отражении различных видов движения материи: кожные рецепторы отражают механические воздействия; слуховые — звуковые колебания; зрительные — электромагнитные колебания и т. д. Высокая специали-зированность присуща не только рецепторам, но и нейронам, входящим в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Чувствительность зависит и от типа нервной системы. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей 'выносливости обнаруживают большую чувствительность (Б. М. Теплое).

Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И. П. Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:

I — периферического отдела, или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс, их называют органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей.

II — чувствительных нервов (афферентных, или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.

III — центра анализатора — спе-

Рис. VIII.3. Сенсорный гомункулус

Рис. VIII.4. Схема представительства анализаторов в коре

циализированного участка коры мозга.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа — рецептора — нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс — ощущение. Человек осознает, что то, что на него воздействует, отражает качества предметов и явлений,— ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т. д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.

Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

Классификация ощущений проводится по двум основным принципам: систематическому и генетическому, иначе говоря, по принципу модальности и по принципу сложности построения ощущений.

Помимо названных, существуют промежуточные, или интермодальные, ощущения, например, восприятие резких запахов или резких вкусовых ощущений вызывает смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными.

Глаз человека отличается высоким развитием нервных элементов, усовершенствованной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить поворот глаз и настройку их оптического аппарата.

Наружная (белковая) оболочка глаза — склера — в передней части образует прозрачную роговую оболочку. За ней следует передняя камера глаза, заднюю стенку которой образует радужная оболочка. В центре радужной оболочки имеется отверстие — зрачок, выполняющий роль диафрагмы. Далее следует хрусталик — прозрачное тело, изменяющее собственную кривизну. Радужная оболочка переходит в сосудистую оболочку, к которой примыкает пигментный слой. За пигментным слоем идет внутренняя сетчатая оболочка глаза — сетчатка.

Орган зрения человека формировался путем длительной эволюции.

Так, первым органом световой рецепции были простейшие светочувствительные клетки, которые лишь позднее объединились в группы и образовали зрительные ямки с входным отверстием, что позволило получать еще очень несовершенное изображение предметов.

Только в дальнейшем развилось линзовое устройство, усиливающее действие света на светочувствительные клетки, находящиеся в глубине органа зрения, и позволяющее получать на светочувствительном слое изображение предмета.

Рис. VIII.5. Возникновение ощущений

  // Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие
КАЧЕСТВО   его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
     
ИНТЕНСИВНОСТЬ « Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
     
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ « Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
     
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ   Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель /вкусовые ощ./, а иногда они более разлиты /болевые ощ./.

Рис. VIII.6. Общие свойства ощущений

Сетчатка имеет сложное строение. Она состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевым аппаратом: палочками и колбочками, которые и представляют собственно рецептор света (фоторецептор). Палочки расположены главным образом на перифериче-

ских участках сетчатки, колбочки — в ее центре.

Палочки и колбочки по-разному реагируют на разную интенсивность света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами ночного (сумеречного)

Рис. VIII.7а. Схематический разрез глаза

Рис. VIII.7. Классификация ощущений

Рис. VIII.8. Светочувствительные клетки сетчатки

Рис. VIII.9. Строение сетчатки глаза: I — светочувствительные клетки; II'— биполярные клетки;'III — ганглиозные клетки; 1 — пигментный слой сетчатки; 2 — колбочки и палочки; 3, 4 — биполярные клетки; 5, 6 — ганглиозные клетки

зрения. Колбочки обладают более.низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения, позволяющего различать цвета. В сетчатке глаза человека насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.

Сетчатая оболочка глаза состоит лз нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям.

Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.

Известны два механизма приспособления глаз к рассматриванию предметов на разных расстояниях (связанные с изменениями напря-

Рис. VIII.10. Схема зрительных путей и центров

Рис. VIII.11. Аккомодация хрусталика: изменение кривизны хрусталика при рассматривании близких (А) и отдаленных (Б) предметов

жения мышц глаза): аккомодация (см.) и конвергенция глаз. Аккомодация заключается в изменении кривизны хрусталика. При рассмотрении близких предметов происходит его утолщение, при рассматривании удаленных он делается более плоским (рис. VIII.11).

Все цветовые тона, включая нейтральные (серые), могут быть получены с помощью смещения трех основных цветов — красного, синего и зеленого. Для описания цветов на практике пользуются цветовым телом, сечение которого представляет треугольник с вершинами, соответствующими трем основным цветам. Условные коэффициенты на осях X и У определяют координаты каждого цвета.

Недалеко от желтого пятна, ближе к носу, расположено слепое пятно. Это место выхода зрительного

нерва. В этом участке нет фоторецепторов, и оно не принимает участия в зрении. Мы обычно не замечаем пробела в поле зрения, но его легко можно доказать с помощью опыта Мариотта. Если закрыть левый глаз, а правым пристально рассматривать нарисованный на бумаге крестик и в то же время медленно приближать рисунок к глазу, то можно заметить, что при определенном расстоянии белое пятно на рисунке исчезает. Это происходит, когда его изображение окажется на слепом пятне. Мы его не замечаем, так как смотрим двумя глазами и на слепое пятно каждого из глаз ложатся различные участки изображения. Кроме того, при рассматривании предметов глаз все время движется скачками по контуру и наиболее существенным местам; изображение предмета очень быстро перемещается по сетчатке, а это дает возможность видеть все его части.

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.

Звуковые волны собираются наружной частью органа слуха — наружным ухом и через наружный слуховой проход попадают на барабанную перепонку. За барабанной перепонкой начинается среднее ухо, связанное евстахиевой трубой с носоглоткой. Колебания барабанной перепонки передаются дальше через систему косточек: наковальню, молоточек и стремечко. Стремечко закрывает отверстие (овальное окно), ведущее во внутреннее ухо, где находится спиральное костное образование — улитка. В середине она разделена на два отдела, которые сообщаются между собой отверстием. Второй отдел также заканчивается отверстием (круглым окном), затянутым перепонкой. Внутри улитка заполнена жидкостью.

Рис. VIII.12. Цветовой треугольник МОК

Под влиянием периодических колебаний воздуха возникают колебательные движения жидкости в улитке.

На основной мембране расположен слуховой рецептор — орган Корти. От органа Корти возбужде-

ние попадает в подкорковые центры и далее в корковую часть слухового анализатора, которая находится в височной области.

К вестибулярному анализатору принадлежат полукружные каналы и преддверие. Рецептором, реагирую-

Рис. VIII.13. Слепое пятно: закройте левый глаз, а правым фиксируйте крест на расстоянии

около 20 см. Белый круг исчезнет

Рис. VIII.14. Строение уха: 1 — наружный слуховой проход; 2 — барабанная перепонка; 3 — евстахиева труба; 4 — молоточек; 5 — наковальня; 6 — стремечко; 7 — полукружные каналы; 8—10—улитка; 11 —12 — евстахиева труба; 13 — височные кости черепа

Рис. VIII.15. Положение лабиринта во внутреннем ухе: 1 — 3 — перепончатые ампулы; 4 — мешочек; 5 — улитка

щим на вращательные движения тела, являются полукружные каналы. На перемещения по прямой линии, на круговые движения, а также на все перемещения головы или туловища реагирует отолитовый аппарат, находящийся в преддверии.

Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру.

Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Громкость свя-

Рис. VIII.16. Полукружный канал (продольный разрез): 1 — волосковые клетки; 2— аксоны волосковых клеток; 3 — волоски (стереоцилии)

зана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.

Тембр звука — это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 герц. Колебания с частотой ниже 16—20 герц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 — ультразвуком.

В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет

Рис. VI 11.17. Кортиев орган: 1 — Рейсне-рова мембрана; 2 — средняя лестница (эндо-лимфа); 3 — текториальная мембрана; 4 — стереоцилии; 5 — наружные волосковые клетки; 6 — внутренние волосковые клетки; 7 — столбы и внутренний тоннель; 8 — основная (базиллярная) мембрана; 9 — нервные волок-

также и интенсивность раздражителя.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи.

К кожным ощущениям принадлежат: тактильные, температурные и болевые ощущения. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований: телец Мейснера, расположенных на поверхности кожи, лишенной волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или во-

де, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому — края языка, к горькому — область корня языка.

Рис. VIII.18. Кожные рецепторы: а — вкусовой рецептор; б — вкусовой рецептор в разрезе

Рис. VIII.19. Строение обонятельного эпителия: 1—2 — тела обонятельных клеток с наружными члениками; 3 — отростки клеток, по которым возбуждение идет к центру

Рис. VIII.20. Соотношение компонентов протопатической и эпикритической чувствительности внутри различных видов экстйро-цептивных ощущений.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецеп-торные клетки в полости носа и носоглотки.

Отдельные органы чувств взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может протекать в двух формах:

отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств;

, органы чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, при которой качества ощущений одного вида (например, слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например, зрительный). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией (см.).

Принято различать эпикритиче-скую и протопатическую чувствительность fno X. Хэду), характеризующие эволюционный уровень того или иного сенсорного процесса. Первая позволяет локализо-

вать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении. Это более молодая и совершенная чувствительность. Вторая — относительно древняя и примитивная чувствительность. Про-топатические ощущения всегда окрашены аффективно и характеризуют скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией (см.), а другая — от условий состоя-

ния организма и называется сенсибилизацией (см.).

При адаптации:

чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения.

При сенсибилизации:

чувствительность меняется только в сторону повышения;

чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин).

При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражи-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.