Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления, выделенные по различным основаниям




Рис. XI.10.

ное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Рис. XI.11. Составляющие продуктивности

ума

Важнейшие характеристики ума

 

Самостоятельность мышления умение использовать общественные --------:------------------------------>- опыт, независимость собственной мысли
   
Критичность мышления ------------------------------------- ■>- объективная оценка других и себя
 
Глубина мысли способность анализировать, сравнивать, находить существенное
   
Гибкость мысли ^_ умение находить пути решения задачи
 
Пытливость мысли потребность всегда искать наилучшее
решение

Все указанные качества индиви- ности ума с возрастом (полученная дуальны, изменяются с возрастом, в экспериментальных условиях) поддаются коррекции. Связь критич- представлена на графике XI. 12.

Рис. XI.12. Корреляция критичности мышления с возрастов

Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

Тип обучения Характер умственных операций Тип мышления
Алгоритмное обучение Описательно-объяснительное обучение Проблемно-поисковое обучение Точное копирование преподавателя и учебника Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний Репродуктивное стандартное мышление Полусамостоятельное репро-дуктивно-вариативное мышление Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

Эффективность решения детьми задач, данных в словесном и

наглядно-образном плане до и после обучения решению наглядно-действенных задач (в %; по данным Г. И. Минской)

 

 

Возраст детей Решение задач
В словесном плане В наглядно-образном плане
до обучении после обучения до обучения после обучени!
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет 0 0 0 13,3 21,7 33,3 65,0 86,5 0 66,5 13,3 25,0 50,0 51,7 75,0 91,7

Соотношение между типом ориентировки и эффективностью решения задач в наглядно-действенном плане (в % к числу задач, решавшихся в каждой возрастной группе;

по данным Г. И. Минской)

 

 

Типориентировки Возраст детей
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6 — 7 лет
решают не решают решают не решают решают не решают решают не решают
I II III IV 6,8 10,3 51,8 3,5 22,4 5,2 21,3 54,5 15,2 3,0 2,6 19,9 64,1 1,3 6,8 5,3 1,3 13,0 70,1 9,1 6,5



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.