Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние семьи на формирование личности




План семинара

«Воспитание как общение-диалог»

1. Психологическая сущность субъект-субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.

2. Диалогическая природа общения.

3. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.

Основная литература

 

1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

4. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие). М., 1991.

5. Крайг Р. Психология развития. СПб., 2000.

6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.

7. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.

8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

9. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург. 1998.

11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

12. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1989.

13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

 

14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

16. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

17. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. М., 1993.

18. Дик-Puд Г. Роды без страха. СПб., 1996.

19. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.Л. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

20. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

21. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.

22. Масару И-бука. После трех лет уже поздно. М., 1991.

23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

24. Слайдер Д. И. Курс для выживания подростков. М., 1995.

25. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.

26. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.

 

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

- функция воспроизводства;

- первичный социальный и сексуальный контроль;

- экономическая поддержка детей;

- поддержка нетрудоспособных;

- защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;

- функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

- функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

- психотерапевтическая функция семьи;

- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

- функция формирования позитивных отношений;

- функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова [13] выделяет некоторые из них:

- ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

- ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

- ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

- ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

- ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

- ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

- ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

- ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

- ловушка ревности к детям - нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас [12] считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

- ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

- дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

- на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

- уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

- способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.